29 
марта
2016
14:05
52
17
6871
Virtual karabakh

Фаррух Муслим: Время быстрых денег имеет короткий век – ИНТЕРВЬЮ

29 марта, 2016
14:05
6871

Фаррух Муслим: Время быстрых денег имеет короткий век – ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

«У нас менталитет такой – вложить в дело и максимально быстро обогатиться».

Oxu.Az представляет интервью с  руководителем компании «Interior Services», лауреатом национальной премии «Компания года-2015», членом американской архитектурной академии Фаррухом Муслимом.

– Фаррух муаллим, мы знаем, что более 15-ти лет помимо строительно-дизайнерских работ «Interior Services» реализует проекты по дизайну и изготовлению мебели, кованых изделий, различных художественных работ вплоть до скульптурных. Солидное портфолио подтверждает ваш статус – одного из активных игроков локального строительного рынка, который претерпевает сейчас не лучшие времена. Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете ситуацию на строительном рынке страны?

– Сейчас на рынке наблюдается стабильно тяжелая ситуация. И усугубляется она еще и тем, что все стоят и ждут, как говорится, у моря погоды. Хотя я считаю, что такой настрой априори не свойственен бизнесмену. Настоящий бизнесмен тот, который рискует своими деньгами и хоть что-то зарабатывает. Конечно, легче всего взять бюджетные деньги, потратить их, отчитаться, и с чувством выполненного долга сидеть в стороне до заказа следующего госпроекта – строительства крупного объекта, здания или автодороги! А вот в этой неоднозначной ситуации создавать самому что-то, строить и пытаться еще и продать, при этом заработать хотя бы мизер – это очень тяжело.

До девальвации маната, на локальном рынке была ситуация, когда при малых вложениях продажа производилась по максимальной цене. Если помните, в то время уровень жизни в стране повысился до такой степени, что цены на недвижимость в Баку приравнивались к ценам в Москве. Но время быстрых денег имеет короткий век, и тот, кто постоянно рассчитывал на максимальную прибыль, сейчас не соглашается работать по новым условиям.

В связи с этим возникают вопросы: где же ваши деньги, которые вы заработали вчера? Почему вы их держите в бабушкиных чулках и не вкладываете в новые проекты? Давайте, работайте дальше! Станьте успешными при нынешней ситуации! Обязательно ли должна быть прибыль в 70-80 процентов, которая, кстати, не реальна для Европы?!

Для западных стран 10-15 процентов прибыли считается прекрасным бизнес-результатом. Я призываю прислушаться к требованиям рынка, смириться с данным положением в стране, опустить маржу и согласиться на маленькую, но стабильную прибыль.  

– Почему же бизнесмены не соглашаются?

– У нас менталитет такой – вложить в дело и максимально быстро обогатиться. Никто не желал и не желает вкладывать свои деньги в долгосрочные проекты. Например, в Европе, Америке, даже в Азии многие инвестируют в проекты, которые окупаются в течение последующих 10-15 лет.

У нас в долгосрочных проектах мало кто участвует, предпочитая обратить свой взор на проекты с сиюминутным результатом. Это касается не только отдельных бизнесменов, но и финансовых институтов, например банков.

Им легче дать человеку потребительский кредит на несколько тысяч, или предпочтительней вести активную деятельность на автомобильном рынке, где деньги за проданную дорогую машину в кредит возвращаются в течение нескольких лет. Участвовать же в долгосрочных проектах, которые предполагают в продолжение долгого времени всеобщую занятость людей, не нуждающихся больше в потребительских кредитах, они не спешат.

У нас бизнесмены не умеют мыслить масштабно, поэтому и возникают такие сложные ситуации, при которых все начинают паковать чемоданы. «Я уеду в Европу, в Турцию!», как будто их там ждут с распростертыми объятиями, или там условия лучше. Хотя там условия жестче. У нас в отличие от них гибкая система, просто, достаточно было вовремя выработать антикризисную стратегию, и на тот финансовый запас, который имеется, продолжить свою деятельность.

Но как показала жизнь, самоуверенность наших бизнесменов притупило чувство реальности. В то время как кризис не первый год гуляет по всему миру, вместо того чтобы подумать о завтрашнем дне, подготовиться, они зарабатывали сверхприбыли, думая о том, что так будет вечно, и как следствие, у нас мало людей, подготовленных к кризису.  

– А как обстоят дела на рынке дизайнерских услуг? На эти услуги тоже необходимо спустить цены или в этом нет необходимости?

– Так сложилось, что стоимость дизайнерских и архитектурных услуг в Азербайджане никогда не соответствовала своему номиналу. Цена была всегда стабильно низкая и никогда не повышалась до уровня европейских и даже российских цен.

То есть если в Европе такие же услуги стоили 100 евро за квадратный метр, то аналогичная работа у нас оценивалась в 15-20 евро, но не больше. Исключительные случаи, когда брали за работу 50-60 евро, но их мало. Ведь архитектор и дизайнер – это тот же художник, который привык творить, зарабатывая минимум, для того чтобы жить, а не откладывать деньги на покупку квартиры или машины.

– Почему же тогда упал спрос?

– Спрос упал не только из-за того, что поднялись цены на строительные материалы. Клиента пугает эта ситуация, и он также как и псевдобизнесмены сидит и ждет лучших времен. Они считают так: я не знаю, что будет завтра, поэтому я лучше придержу манаты, куплю на них доллары. Но этими манипуляциями манату не поможешь.

Дело в том, что деньги, будь то доллар или евро или манат, это элемент который должен постоянно работать, иначе он обесценивается. Поэтому то, что можно сделать сегодня не надо оставлять на завтра.   

– Что вы считаете движущей силой для строительного сектора?

– Государство на сегодня предпринимает все шаги для поддержания предпринимательства в Азербайджане. Это налоговые и таможенные изменения, а также ряд президентских указов, облегчающих жизнь бизнесменов разных уровней. Хотя есть и те, кто уверяют, что раньше было лучше.

Согласен, потому что им тогда было легче заработать. Ну а сейчас ситуация изменилась, и нужно работать по новой системе, которая станет совершенной через 5-6 лет. Минимально через три года, все станет на свои места. 

– Как вы лично относитесь к сложившемуся кризису?

– Я к кризису отношусь, как к отрезвляющему моменту, который встряхнул все население Азербайджана, заставив думать по-иному. Не стоит ждать возвращения былых дней, а продолжать работать. Ведь человеку, отказавшемуся от сверхприбыли, никакие кризисы не страшны.

Самое главное при такой ситуации сохранить свою команду, сохранить рабочие места. Жизнь тем и интересна, что она циклична – сегодня может быть лучше, чем вчера, и хуже, чем завтра! Надо нам привыкать к такой динамике и приспосабливаться к новым реалиям.

– Готов ли Азербайджан к импортозамещению строительных материалов?

– У «Interior Services» есть зарубежные партнеры, но в основном мы предпочитаем, и призываем к этому всех, кто задействован в строительно-дизайнерском секторе, – работать с азербайджанскими производителями материалов. На сегодня рынок насыщен местными качественными товарами. Помимо стройматериалов номер один, которые мы никогда не закупаем (кубик, кирпич), в Азербайджане производят цемент, гипсокартон, краски, лаки, все, вплоть до интерьерных и экстерьерных элементов.

Я всегда стараюсь работать с товаром местных производителей, которые конкурентоспособны и дешевле европейских. Единственно, что мы закупаем за рубежом, это определенный ассортимент отделочных материалов, не производящихся в Азербайджане. Это так называемые финишные материалы – мрамор, плитка, элементы декора или мебель. Хотя в последнем случае, по моей рекомендации, клиенты премиум-класса шли на риск, и заказывали резную мебель в любом стиле, будь то модерн, авангард или классика, произведенную в Азербайджане.

И я вам скажу, что риск всегда оправдывался! Качественная работа, плюс приемлемые цены, которые ненамного выше китайских, и ниже, чем европейские, делают мебель местного производства привлекательной и популярной.

 Но, к сожалению, и в этом секторе начались проблемы – ряд мебельных предприятий предпочли развивать свое производство в Иране. Сейчас, когда отменили санкции против этой страны, многие, в силу лучших условий, ринулись туда работать. В свою очередь, Азербайджан не должен допустить утечки, создав благополучную бизнес-среду и для этого сектора рынка. Если они уедут, эта ниша останется пустой, и ее навсегда заполнят низкопробные китайские мебельные изделия. 

– Финишные материалы в стране представлены продукцией из Турции, Китая, европейских стран, в частности Италии. Изменилась ли доля этих стран на рынке дизайнерских услуг?

– У нас есть сегмент клиентов, который привык к хорошему качеству, поэтому я считаю, что доля европейских брендов сохранится. Так же есть потребность и в китайском товаре. Поэтому говорить о предпочтениях, которые кардинально поменяются на потребительском рынке, не приходится.

Могут поменяться поставщики в лице азербайджанских предпринимателей, но никак не предпочтения. У нас нет такой базы, которая позволила бы создать что-либо для интерьера на том уровне, как это делают в Европе, или настолько быстро и дешево, как в Китае.

Прежде чем отказаться от них, надо дать возможность местным развивающимся предприятиям состояться. Наши производители, как и в случае с мебельщиками, сейчас предпочитают думать о налаживании своего производства за рубежом. Вот и им надо дать возможность реализовываться на родине.

– Что вы можете сказать о ситуации на рынке недвижимости?

– Вы можете проехать вдоль крупных проспектов и обратить внимание, что коммерческая недвижимость, которая сдавалась в аренду, сейчас пустует. Пустует не из-за того, что бывшие арендаторы не хотят работать, а потому что арендодатель не захотел снизить стоимость аренды. Он считает, уж лучше пусть она будет вакантна, чем я уступлю! Хотя уступив сегодня, он не потеряет заработок, а если завтра ситуация измениться к лучшему, то повысить арендную плату всегда можно.

Недвижимость – это те же деньги, которые как я говорил выше, они должны работать. Арендодатель, зарядив максимальную цену за недвижимость, хочет окупить ее стоимость в течение одного-двух лет, а потом тешить себя мыслью о том, какой он успешный бизнесмен. Разве можно этого человека назвать бизнесменом? Я думаю, что нет.  

– Кстати, та же ситуация и на рынке продаж недвижимости, стоимость на которую не то что не понижается, но и повышается! Что вы об этом скажете?

– Дело в том, что в строительном секторе все взаимосвязано. Если упадут цены на рынке недвижимости и люди начнут ее покупать, то в смежных секторах появится динамика. Люди начнут делать ремонт, а это, значит приобретать строительно-ремонтные и отделочные материалы, предметы интерьера, обихода и другое. Но на рынке недвижимости такая же ситуация, как и с арендодателями – владелец здания тешит себя надеждой, что он когда-нибудь продаст и получит сверхприбыль.

– Что бы Вы посоветовали азербайджанским бизнесменам?

– В данный момент я бы посоветовал многим не свертывать свою деятельность, а продолжать работать. В то время когда многие игроки покидают рынок, сетуя на сложности, работающий предприниматель может занять свою нишу. Не надо уподобляться слабым игрокам рынка, а терпеливо действовать, двигаться вперед и работать на перспективу.

Руководителю компании необходимо всегда помнить, что заработанный манат, это не только его личный манат, но и манат всех тех людей, которые участвуют в процессе зарабатывания. Настоящий бизнесмен отождествляет свой капитал с потенциалом своей компании, а не с накопившимися деньгами на банковском счету.

Спасибо за интересное интервью.

Севиндж Сараблинская
www.oxu.az

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Экономика