апр.
2024
12:28
55
4
1207
Virtual karabakh

Кирилл Коктыш: У Запада может быть компромат на Пашиняна - ИНТЕРВЬЮ

8 апр., 2024
12:28
1207

Кирилл Коктыш: У Запада может быть компромат на Пашиняна - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Одним из самых заметных итогов недавней трехсторонней встречи в формате Евросоюз-США-Армения в Брюсселе стала эскалация ситуации на условной армяно-азербайджанской границе. Обстрелы с армянской стороны идут практически ежедневно. Складывается такое ощущение, что санкцию на начало обострения армянская сторона получила именно на встрече премьер-министра Республики Армения (РА) Никола Пашиняна с госсекретарем США Энтони Блинкеном и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. К ним, кстати, присоединялся и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.

Экономические итоги встречи не особо обрадовали армянское экспертное сообщество. Обещанные 270 млн евро и 65 млн долларов - не та сумма, за которую Армении можно рисковать своими отношениями с Россией. Но наверняка были и закулисные договоренности, так что с политической точки зрения минувшая встреча стала заметным событием. Что же произошло? Оформился уход Армении на Запад? За комментарием Oxu.Az обратился к доктору политических наук, профессору кафедры политической теории Московского государственного института международных отношений (МГИМО, Россия) Кириллу Коктышу:

- Чтобы оформился такой переход на Запад, должны произойти более серьезные тектонические сдвиги. Но понятно, что Никол Пашинян пытается пересесть на европейский стул, и у него, судя по всему, практически нет выбора. Мы не знаем, какие рычаги Запад использует в отношении армянского премьера. Видно, что Никол Пашинян - неглупый человек, он понимает всю невыгодность и рискованность сделки, которую предлагает Запад, заинтересованный в долгосрочной дестабилизации на всем Кавказе. Но премьер-министр РА все равно идет на это соглашение. Следовательно, у Запада есть инструменты, с помощью которых можно сделать Никола Пашиняна подконтрольным.

- Получается, что Запад шантажирует чем-то Пашиняна?

- Это традиционный инструмент Запада. Но я бы назвал это не шантажом, а, так скажем, наличием компромата. Помните историю, когда у вице-президента Европарламента Евы Кайли нашли большую сумму денег? Тогда она "перевела стрелки" на Жозепа Борреля - нынешнего Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности. И чем завершилось это дело? Оно просто не имело никакого продолжения.

- Почему так случилось?

- Да просто этим политикам намекнули, что на них есть достаточно много компрометирующих материалов. И в случае, если они будут действовать не так, как им рекомендуют, то все эти материалы могут реализоваться в уголовные дела и дальнейшее тюремное заключение.

Похожие примеры есть и в отношении канцлера Германии Олафа Шольца. В какие истории он вляпался, когда был бургомистром Гамбурга (2011-2018 года - ред.). Но ведет он себя, как немецкий Чубайс (Анатолий Чубайс - советский и российский государственный деятель, один из идеологов экономических реформ, которые, как считают многие аналитики, негативно повлияли на российскую экономику - ред.). Шольц сейчас фактически ликвидирует германскую промышленность. Так что есть невидимые аргументы, которые могут стимулировать тех или иных лидеров поступать так, как им скажут.

- Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян, комментируя встречу 5 апреля в формате Евросоюз-США-Армения назвал ее частью "большого процесса". А о чем вообще может идти речь?

- Я соглашусь с главой МИД России Сергеем Лавром и с директором Департамента информации и печати МИД РФ Марией Захаровой в том, что процесс, в котором заинтересован Запад - это создание всевозможных зон обострения вокруг Российской Федерации. И такие попытки происходили с начала 90-х годов прошлого века.

- После 5 апреля ситуация у нас явно развивается в режиме эскалации...

- ...я бы хотел надеяться на лучшее. Ранее было достаточно двустороннего канала коммуникации между лидерами Азербайджана и России - Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным. Это позволяло не привлекать других игроков, которые могли иметь свои, деструктивные интересы.

- В этой цепочке нет премьер-министра Армении Никола Пашиняна. А Запад пообещал Еревану военную помощь. К примеру, посол Франции в РА Оливье Декотиньи заявил, что Париж берет на себя обязательства перед Арменией в сфере обороны. А глава делегации Евросоюза в Армении Василис Марагос сказал, что и Евросоюз планирует поставлять оружие Еревану.

- Ереван выпадает из этой цепочки совершенно осознанно, по воле того же Пашиняна. Но чьи интересы он в итоге отстаивает? Вот это и есть главный вопрос.

Что касается высказывания посла Франции в Армении о том, что Париж берет на себя обязательства перед Арменией в сфере обороны, то это просто смешно. Франция - это страна-банкрот, у которой чудовищный долг. У нее нет ресурсов даже для того, чтобы выполнить те обязательства, которые она брала перед Украиной. Французы, кроме слов, ничего продать не могут, а вот если эти слова у них покупают, то тогда уже даже не смешно.

- Как вся эта ситуация может отразиться на переговорном процессе, ведь речь уже шла о заключении мирного договора между Азербайджаном и Арменией. А теперь вновь обострение после демонстративных шагов Армении, показывающих, что она уходит на Запад.

- Это не уход на Запад, а управление информационным пространством - именно так нынешняя ситуация называется. В это пространство допускается только то, что можно. Есть такое понятие, как информационный суверенитет, который не всегда, да и не у всех присутствует, а в данном случае, скорее всего, он перешел в другие руки.

А переговоры зависят от того, какой мандат получают сами переговорщики.

- Но ведь тут просто. Все азербайджанское должно вернуться в Азербайджан, а армянское - в Армению. Баку же не отрицает наличия одного армянского анклава в Азербайджане. И есть азербайджанские эксклавные и неэксклавные села в Армении. Это - территория Азербайджана...

- ... о них говорил Никол Пашинян, называя четыре села поводом для обострения.

- Да, это так. Но он же сказал, что РА должна вернуть четыре неэксклавных села, так как они никогда не были частью Армении. Прошло некоторое время, и после переговоров в Брюсселе в Ереване уже не говорят о возврате сел.

- Так ведь понятно, что идет игра на обострение (со стороны Армении - ред.) со всеми вытекающими последствиями. Еще раз повторю - есть рычаги управления, которые находятся не в Ереване, и они позволяют достаточно эффективно воздействовать на армянскую сторону. 

Наир Алиев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика