20 
февр.
2017
17:47
7
39
2145
Virtual karabakh

Собственные интересы важнее экологии: Китай забирает воду из трансграничных рек

20 февр., 2017
17:47
2145

Собственные интересы важнее экологии: Китай забирает воду из трансграничных рек

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Вода – синоним жизни. Для стран Азии – это аксиома. Еще в древние века здесь, чтобы победить врага, перекрывали источники воды, текущие к их осажденным поселениям. Одного этого было достаточно… 

И в XXI веке подобная тема по-прежнему актуальна. Уже этой весной перед Казахстаном встанет проблема снижения уровня вод в реках, трансграничных с Китаем. Эта потенциальная угроза также затронет некоторые регионы России.

В столице Поднебесной даже не думают обсуждать эту проблему на переговорах со странами,  находящимися по течению трансграничных рек. Более того – там увеличивают забор воды из этих рек.

Всего речь идет о 23 трансграничных реках, протекающих по территории Китая и Казахстана. Самая крупная из этих рек – Иртыш – является левым притоком российской реки Обь. По своей длине Иртыш – вторая в мире река-приток после Миссури. За Иртышем по величине идет другая река – Или.

Вместо переговоров Китай внедряет свой двусторонний формат, подразумевающий, что он, Китай, вправе изымать воду в необходимых ему объемах до той поры пока… он будет воплощать планы по развитию СУАР – Синьцзян-Уйгурского автономного региона.
История супер стимулирования экономического роста СУАРа, увеличения финансовых дотаций этому региону берет свое начало с 1996 года.

Затем, как это испокон веков «принято», под предлогом масштабного освоения нефтегазовых месторождений, а также – развития агропромышленного сектора, Синьцзян-Уйгурский автономный регион стал массово заселяться китайцами из южных и юго-восточных регионов Китая, в основном это были ханьцы. Масштаб переселения, именуемый внутренней миграцией оказался таков: численность жителей СУАР с исходных 20 миллионов человек увеличилась в несколько раз. 

В минувшем году в этом регионе количество рабочих мест достигло 45 миллионов. Планы на 2017 год более чем впечатляющие – здесь в дополнение к 45 миллионам будет создано еще 44 миллиона рабочих мест.

А еще через три года численность населения СУАР должна превысить 150 миллионов человек. Это какая-то геометрическая прогрессия.

Об этих «радужных» планах говорится в двух «директивах» – «Извещении относительно предложений об осуществлении некоторых политических мер по масштабному освоению западных районов» и «Стратегии масштабного освоения западных районов». Впрочем, население региона будет занято своим воспроизводством не круглыми сутками.

Экономика СУАР просто обречена стать одной из самых быстроразвивающихся в КНР. Будет побит рекорд 2016 года, когда ВВП этого региона достигла восьми процентного роста. Она превысила общестрановой показатель Китая. 

Чтобы обеспечить такой, поистине космический рост экономики и демографии, нужна в первую очередь вода. Именно для того, чтобы развивать агропромышленный комплекс и промышленность, и перекрываются реки. Для орошения полей сооружается несметное число малых и больших ирригационных сооружений – отводные каналы, шлюзы, водохранилища и прочее. «Вода нужна нам самим», - так рассуждают в Китае. Интересы стран, находящиеся ниже по течению трансграничных рек, им «по барабану». 

После постройки Карамая – Черный Иртыш - самого крупного канала Карамая, уровень Иртыша снизился на 20 процентов. Этот канал предназначен для отвода части вод с верховья Иртыша, в район нефтяного месторождения Карамай близ Урумчи.

Примерно 120 кубометров воды в секунду – столько смогут пропускать при максимальной загрузке китайские каналы Черный Иртыш - Карамай и Черный Иртыш - Урумчи. А полить то надо «всего ничего» – более двух миллионов гектаров – площадь орошения. Иными словами, сток Черного Иртыша полностью останется на территории Китая.

Все это привело к тому, что из-за обмеления главного притока Иртыша на территории Китая остается более половины всего стока трансграничной реки. А это ни много - ни мало, а 5 млрд из 9 млрд кубометров воды!

Но и это еще не все! От другой трансграничной реки – Или до западной части пустынной Таримской впадины Китай тоже построил еще один канал. «Бездонная бочка и засушливый ужас Центральной Азии» – это второе название Таримской впадины.

По обнародованным планам освоения Синьцзян-Уйгурского автономного региона можно уже сейчас сделать вывод о том, что не далее как через 15-20 лет уровень стока реки Или уменьшится наполовину. 

Не выдерживает никакой критики и экологическая составляющая проблемы. Из-за систематического попадания в реку отходов с китайских промышленных предприятий, преимущественно нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, качество речной воды ежегодно ухудшается. Она уже отравлена, без обработки не пригодна для питья и орошения. 

Такая наглая, бездумная политика властей Китая сказалась на обмелении самого крупного казахстанского озера – Балхаша. Его уровень снизился на целых 10 сантиметров. 

Перед  Балхашом нависла реальная угроза повторить печальную  судьбу Аральского моря. Это озеро может повторить судьбу Аральского моря, которое, как известно, стоит в числе крупнейших экологических катастроф XX-XXI веков. 

Снижается уровень другого водохранилища Казахстана – Капшагай. А оно, как известно, снабжает водой самый крупный город страны – Алматы.  

В последние годы на территориях по течению Иртыша и Или отмечено полное исчезновение нашего былого достояния – казахстанских заливных лугов. Об этом нельзя молчать! Без этого в данных регионах гибнет, как минимум, сокращаются объемы животноводства и площади поливного земледелия.

По прогнозам экологов, восточным регионам Казахстана грозит засуха. Этот кошмар может стать явью через каких-то 15-20 лет. Разумеется, если Китай не прекратит хищническую практику отбора воды. 

При этом важно помнить о том, что на территории Казахстана на Иртыше размещены крупные гидроэлектростанции. Примерно к 2030 году они будут вынуждены снизить выработку электроэнергии до 25 процентов, к 2050 году – до 40 процентов. И произойдет это только из-за снижения уровня воды в реке.

Это ощутимейший урон экономике нашего государства. Он станет прямой причиной обеднения нескольких десятков миллионов казахстанцев, живущих в населенных пунктах по течению реки.

Эти проблемы просто зеркально отобразятся и в соседней с нами России. Река Иртыш является едва ли не единственным источником питьевого водоснабжения Омска – крупнейшего рода в Сибири. Из-за снижения уровня воды она здесь станет дефицитом.
Китаю не ведомо,  для него просто не существует международного права. Он продолжает самостоятельно, по своему усмотрению определять судьбу не только своего государства, но и Казахстана и России – стран, зависящих от трансграничных рек, берущих свое начало в КНР. Оно и понятно, «своя рубашка ближе к телу». Это можно расценивать не иначе, как водный шантаж, а если вдуматься, то и «тихое» уничтожение соседних государств, включая Индию. Сегодня Китай одержим идеей поворота южных рек на север своей страны – в Западный Китай из Тибетского автономного района (ТАР).
В этом регионе расположены истоки таких рек, как Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Салуин, Брахмапутра, Инд и Сатледж. Расположенные в верхнем течении реки Инд два гидросооружения – Чжикун и Шицюаньхэ, стали причиной снижения уровня вод в реках на территории Индии.

Пора международному сообществу незамедлительно, а точнее, экстренно вмешаться в водную политику Китая. Иначе вскоре, самое большее – через 50 лет, земли, населенные миллиардами жителей планеты, будут полностью обезвожены. Человечество останется без питьевой воды. 

Не слишком ли это высокая цена того, чтобы одно государство мира, пусть и самое крупное, стало экономическим лидером. Такая игра, уж точно, не стоит свеч. Пора напомнить этому государству, что они – не единственные на нашей и без  того истерзанной планете.

Багжан Ахметов

​www.oxu.az

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество