12 
июня
2020
15:42
18
38
2926
Virtual karabakh

Тимур Бадалбейли: Сегодняшняя мировая пандемия - это новый опыт, а художнику без него никуда - ИНТЕРВЬЮ

12 июня, 2020
15:42
2926

Тимур Бадалбейли: Сегодняшняя мировая пандемия - это новый опыт, а художнику без него никуда - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью Oxu.Az с российским актером театра и кино, режиссером, заслуженным артистом России и Азербайджана Тимуром Бадалбейли:

- Какое влияние окажет пандемия коронавируса на развитие мирового кинематографа? Стоит ли ожидать взрывного бума на производство картин, связанных с глобальными катастрофами, мистическими триллерами, апокалиптическими сюжетами? Или соотношение фильмов указанных категорий останется неизменным в общем объеме снимаемого в мире до 2020 года кино?

- Я думаю, что на мировой кинематограф влияние оказывают любые события. Тем более, такого планетарного масштаба как пандемия. Это уже факт всемирной истории, и про него будут снимать или упоминать в кино, будь то коммерческая киноиндустрия или арт-хаус. Здесь вообще справедливее задаться вопросом: "Ждет ли нас развитие мирового кинематографа или его деградация?"  Такая постановка мне кажется более актуальной по настроению.

Не берусь давать тут какие-либо прогнозы. В любом случае какая-то встряска мозгов в связи с этим мировым событием настигла представителей всех профессий, в том числе и творческих. Поэтому, естественно, в кино, наверное, оно как-то будет отражаться.

Что касается бума, то и до этого было много фильмов-катастроф-эпидемий. И этот ваш вопрос попал, что называется, в яблочко. Потому что сейчас в эфире идет сериал "Закрытый сезон", снятый совместно кинокомпанией "Марс-Медиа" и телеканалом "Россия 1". 

В основу фильма легла история, написанная потрясающим сценаристом и режиссером Аленой Звонцовой. Съемочный процесс происходил летом-осенью 2019 года. И в сериале "Закрытый сезон" речь идет как раз об эпидемии в курортном городе, о неизвестном вирусе, который стал поражать местных жителей, о закрытии курортной зоны, о жестком эпидемиологическом режиме. И на фоне искусно переплетенных  житейских мелодраматических сюжетов там показаны в общем-то все эти ужасы эпидемии, которые мы сейчас видим уже буквально своими глазами не на экранах телевизоров, а в окно или просто вокруг себя на улице.

Вновь удивляешься тому, что талантливые люди, - это я сейчас про сценаристов, - обладают даром предсказать, предугадать какие-то события. В любом случае, когда осенью мы заканчивали эти съемки, никому и в голову не могло прийти, что буквально через три месяца мы окажемся в повседневной жизни в тех самых декорациях, в которых снималось кино. С масками, перчатками, со всей этой атрибутикой, не говоря, конечно, о самом существенном - о людском горе.

А сами темы мировой драматургии испокон веков не сильно претерпевают количественные изменения. Еще с древнегреческого театра, через Шекспира, через знаковых драматургов они дошли до наших дней. Не так уж их и много. Меняется только фон, на котором разворачивается раскрытие этих тем.

- Представители культурной интеллигенции часто повторяют, что кино и театр - это две совершенно разные стихии. Что театр - это, прежде всего, возможность для актера каждый раз импровизировать на сцене и общаться со зрителем вживую. С этой точки зрения считаете ли вы сопоставимыми "живые" спектакли с онлайн-трансляциями театральных постановок, которые сегодня заменили любителям возвышенного искусства посещение театра?

- Сегодня приходится выкручиваться из ситуации. Я много лет проработал в театре и многое усвоил из специфики театрального искусства. Лично у меня никакого энтузиазма и воодушевления онлайн-трансляции постановок не вызывают. Это - большой компромисс, связанный больше с информативным, нежели с чувственным восприятием.

В театре, конечно, свои особенные ценности какие-то, именно живого восприятия, осязания, вплоть до обоняния. И, конечно, онлайн-трансляции не способны передать всей этой таинственности. И хотя мои собственные архивные спектакли, как актера и как режиссера, сейчас можно увидеть лишь на видео, мое отношение к онлайн-театру - от нейтрального до негативного; меня смущает его суррогатная сущность.

- Какая судьба ожидает антрепризные спектакли? Не секрет, что гастрольные представления играют важную роль не только с точки зрения гонораров артистов, но и в плане культурного обмена. Ведь не каждый зритель имеет возможность посмотреть знаменитые спектакли в исполнении любимых актеров.

- Во-первых, в гастрольные турне отправляются не только антрепризы, но и репертуарные стационарные театры. Во-вторых, вы правильно уловили суть гастролей, как таковых, - как заработок, а потом уже культурный обмен. Ибо исторически сложилась именно такая последовательность. Сейчас все проблемы связаны с закрытием границ. Мы ведь оказались помещены в новые тревожные обстоятельства. 

Мое поколение ни с чем подобным не сталкивалось. Мировая пандемия, или истерия вокруг пандемии. Или истерия без пандемии. Надеюсь, что когда-нибудь нам приоткроется истинная сторона того, что сейчас происходит. А, может, мы ничего не узнаем никогда… Может быть, это будет скрытый опыт человечества. 

Кстати, нынешний год был объявлен годом культурного диалога Москва-Баку, в рамках которого в начале июня я должен был приехать с группой своих друзей-актеров в Азербайджан и представить в Баку спектакль по произведению Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Это некий парафраз знаменитой таганской постановки Юрия Петровича Любимова. Также подразумевалось проведение моего творческого вечера. Но обстоятельства сложились иначе. Надеюсь, что достигнутые договоренности остаются в силе, и наше выступление в Баку состоится позднее. В любом случае раньше осени мы не сможем вернуться к этому разговору.

Что касается культурного обмена, то он всегда был и будет. И гастроли возобновятся. У людей всегда есть интерес к искусству других стран, и никуда он не денется. Артисты всегда путешествовали, как Счастливцев и Несчастливцев, персонажи Александра Николаевича Островского, "Из Керчи в Вологду, из Вологды в Керчь". Но сейчас вообще никто никуда не может поехать. Не только по гастрольной деятельности, но и по каким-то другим вопросам. Но это, понятно, временно, постепенно страшная тема эпидемии будет себя как-то изживать. Надеюсь, и мне доведется приехать в Баку с гастролями.

- На сколько онлайн-репетиции эффективны в плане подготовки к спектаклям? 

- Как вынужденные меры, они могут быть полезны. До определенного момента. А то будет, как у булгаковского Аристарха Платоновича из "Театрального романа", который присылал актерам из-за границы замечания по исполнению ролей. И то он добавлял: "Я приеду, и пьеса станет всем ясна".

Естественно, заменить живое общение сложно, а в какой-то ситуации невозможно. Но в условиях, когда мы лишены даже возможности передвижения в связи с объективными причинами, это лучше, чем ничего.

Вот мне довелось буквально на днях поучаствовать в съемках сериала "Окаянные дни" для платформы Premier One. Там, понятно, в комедийном ракурсе вся эта ситуация рассматривается. Снимали по Zoom(у)!

А вот где я действительно усматриваю тревожные симптомы, связанные с "онлайн", это в образовании. У меня дочь-первоклашка три месяца занимается "по удаленке". Мне, как и многим родителям и учителям, становится не по себе от вполне официально озвученных перспектив перехода части (пока части) образования на удаленную систему. 

Мы вообще, кажется, подошли к черте, за которой становятся различимы опасности, которые, наряду с благами цивилизации, могут нести в себе IT-технологии и искусственный интеллект. Опять же сбываются пророчества и предостережения фантастов. И дело не только в том, что мы все чаще воспринимаем как норму такие явления, как чокаться бокалами об экран монитора… Хватит ли людям моральной закалки, чтобы достойно распорядиться возможностями новейшего времени? Достанет ли власть предержащим в разных странах способности избежать соблазна использования научных достижений в корыстных целях, или это приведет к социальному краху? Неизбежны при этом гражданские противостояния? У нас у всех было сейчас время задуматься над этими вопросами…

- Как проходит ваша вынужденная самоизоляция? Что вы читаете, что смотрите? Как проводите досуг с семьей? Какие у вас творческие планы на ближайшее время?

- Ближайшие творческие планы были нарушены. А вообще, если хочешь рассмешить Бога, то расскажи ему о своих планах. Подтверждение этому выражению мы сейчас видим воочию. 

С самого начала эпидемии мы с семьей уехали из Москвы в загородный дом. Как и у многих у нас сегодня ограниченные связи с внешним миром. Знаете, появилось много свободного времени. Чем я его забиваю? Например, скачиваю какие-то сериалы, которые не всегда есть возможность посмотреть. Мне это интересно. Перечитываю какие-то книги. Сегодняшние испытания стараюсь воспринимать философски как возможность пересмотра ценностей.

- Планируете ли сниматься в Азербайджане? Знакомы ли вы с современным азербайджанским кино и театром?

- Если поступит предложение сниматься, то, конечно, я с большим интересом отнесусь к нему. Но в последнее время таких предложений из Баку не поступало. Не буду лукавить и говорить, что хорошо знаком с тем, что происходит сегодня в азербайджанском кино и театре. 

Не в обиду… К сожалению, ничего такого, что заставило бы обратить на себя внимание в этих областях, до меня не доносится. Возможно, я в Москве не обо всем знаю, конечно. Но большим событиям свойственно выплескиваться через границы. При всем своем уважении, любви и почтении ко многим моим коллегам смею предположить, что, наверное, ничего такого не происходит. И здесь действительно есть о чем задуматься, ибо, скажем, слава о прекрасном городе Баку, о гостеприимстве азербайджанцев - она давно уже гуляет по планете. Можно что-то восторженное услышать о том, что происходит в музыкальной сфере Азербайджана, в спорте, о многом другом…

С кино и театром дело пока обстоит скромнее. Отрадное событие в театральной жизни столицы - организация режиссером Камраном Шахмарданом долгожданного театрального фестиваля. Надеюсь, у Камрана будут силы и возможности продолжить это необходимое для развития азербайджанского театра дело. В кино стали появляться молодые имена. Это независимые режиссеры, работы которых все чаще бывают замечены на международных кинофестивалях. Какое-то время назад я посмотрел малобюджетную картину Руфата Гасанова "Хамелеон", которую можно было бы назвать отправной точкой нового азербайджанского кино. Но им, и молодым, и корифеям, кстати, тоже надо помогать!

Есть же люди, чей талант и энтузиазм государство должно поощрять и поддерживать. Тогда возникнет пропаганда страны, ее художников, национальной культуры, которая существовала бы в контексте мировых трендов. И чтобы не было, как с картиной Олега Сафаралиева по сценарию Рустама Ибрагимбекова "Прощай, южный город" с моим участием, которая получила беспрецедентное для азербайджанского кино количество наград и приглашений кинофестивалей, а на Родине была весьма прохладно встречена теми, от кого зависела ее прокатная судьба.

- Каких современных драматургов, новых режиссеров, сценаристов вы могли бы отметить?

- Наверняка, они есть. Может быть я не так хорошо осведомлен. Но я не считаю, что и российский театр в целом сегодня находится на подъеме. Думаю, мы очень многое бездумно и расточительно потеряли в российской театральной культуре в последние годы. На мой взгляд этому способствовали сомнительные финансово-экономические преобразования и порядки в этой сфере. Слово "модно" применимо сегодня к русскому театру как критерий успеха. Я совсем не в восторге от этого. Нужны большие усилия, нужно какое-то время, чтобы эту почву сделать вновь плодородной. Разумеется, моя критика обращена не ко всем, но не стану сейчас уточнять никакие имена… Рано или поздно придется выруливать из этой ситуации. Вспоминать свои корни, обращаться к собственным традициям, а не примерять на себя чужие, неуместно надеясь на успех "франшизы".

- Как вы оцениваете происходящие в связи с пандемией изменения в мировоззрении граждан?

- В России некоторые рассматривают нынешнюю ситуацию со всем комплексом проблем, как "идеальный шторм". Боюсь, что это недалеко от истины, потому что в данный исторический момент, в данной исторической точке совпало очень много кризисов.

На фоне происходящего общемирового катаклизма, к которому люди Земли вообще не могли быть готовы, у нас много других кризисов. И финансовый, и экономический, и социальный. Мне кажется, что в обозримом будущем произойдут какие-то глобальные изменения - вплоть до смены экономической, социальной моделей. 

Главное, хотелось бы верить в победу разума, в то, что люди останутся людьми. Что не поддадутся окончательно какому-то страху, панике, которая парализует всю волю. Думаю, что мы в России сейчас находимся в такой точке, из которой придется выкарабкиваться не только по поводу пандемии коронавируса, но и по другим кризисным моментам. 

- В начале нашей беседы вы поставили вопрос - ждет ли нас развитие мирового кинематографа или его деградация? Как вы сами ответили бы на него?

- Ну, конечно, я надеюсь, что кино будет развиваться. Дело в том, что эпидемии, карантины бывали и раньше, о чем мы знаем из истории. В том числе из истории древнего мира. Не так давно: испанка, гонконгский грипп, атипичные пневмонии, птичий грипп, свиной, Эбола… Сегодняшняя мировая пандемия или то, что за этим стоит, это такой новый опыт. А художнику без опыта никуда!

Люди переживали разные катаклизмы и жили дальше. Жизнь-то продолжается. А, значит, и кино продолжается, и искусство. А искусство, как нас учили, вообще вечно. Стало быть, у служителей и ценителей искусства такие радужные перспективы!

Расим Бабаев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Культура