21 
февр.
2018
19:24
38
16
2262
Virtual karabakh

Ильхам Шабан: Реальность показала, что мы можем идти в ногу со временем

21 февр., 2018
19:24
2262

Ильхам Шабан: Реальность показала, что мы можем идти в ногу со временем

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

2018 год обещает быть успешным для Азербайджана в плане реализации нефтегазовых проектов.

Так, в текущем году будет сдан в эксплуатацию Трансанатолийский трубопровод (TANAP), с помощью которого азербайджанский газ будет поставляться в Европу.

Продление в 2017 году контракта по месторождению «Азери-Чыраг-Гюнешли» до 2050 года свидетельствует, что уровень добычи останется на стабильном уровне.

На вопросы Oxu.Az о добыче нефти, ценах, а также роли энергетических проектов в экономике Азербайджана ответил глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан:

– Каковы ожидания от цен на нефть в 2018 году?

– Этот год начался с сюрпризов. С начала года цены на нефть росли с каждым днем. Примерно за неделю стоимость «черного золота» превысила 70 долларов. В январе средняя цена на нефть марки Brent составила 70 долларов, что было совершенно неожиданным. Ни одна международная энергетическая структура, мозговой центр не прогнозировали таких цен в январе.

Правда, в 2017 году цены на нефть прибавили в среднем на 20,48%. Brent завершила 2017 год на отметке 55.54 доллара. В 2016 году стоимость этой марки была чуть выше 46 долларов.

Шаги, сделанные участниками ОПЕК и ОПЕК+, сыграли важную роль в регулировании цен на рынке, так как нефтяной картель не менял свои квоты с 2008 года. Хотя с 1982 до 2008 год квоты менялись 52 раза.

Таким образом, ОПЕК еще раз продемонстрировала, что обладает достаточными рычагами влияния на рынок.

– Тем не менее цена на нефть не удержалась на отметке 70 долларов и вновь скатилась вниз…

– Цены на нефть никогда не остаются стабильными, меняясь с определенной периодичностью. Только представьте себе, нефть дорожала с 2009 года. По такой логике должен был произойти спад, не правда ли?

Мне могут возразить, что темп спада был слишком сильным, и это политическое вмешательство. Отнюдь! В 2008 году цена на нефть рухнула с 148 долларов до 37 долларов за баррель. В 2014 году цена на нефть за полгода упала с 110 до 60 долларов.

До января 2016 года цены на нефть находились на минимальном уровне (27 долларов). Спустя 13 месяцев нефть перешла к росту. То есть изменение цен, формирование отношений между производителем, поставщиком и покупателем в коридоре в 50-60 долларов за баррель продолжается уже больше трех лет. Это свидетельствует, что дело тут не в политике, стабильные цены на нефть формируют экономические факторы. В течение года наблюдаются определенный рост и спад цен.

Почему это происходит? Например, объявление независимости Иракским Курдистаном в октябре прошлого года отразилось на ценах на нефть. Спустя некоторое время после этого события были арестованы саудовские принцы. Это сказалось на нефтяном рынке, но длилось всего несколько дней и в целом не повлияло на показатели за месяц.

На цены на нефть влияют и климатические факторы. Посмотрите, с начала текущего года в северном полушарии наблюдалась самая холодная погода за последние 50 лет. В Канаде, США, Европе и даже Центральной Азии были зафиксированы 30-50-градусные морозы.

– Как в местной, так и в зарубежной прессе в ряде случаев цены на нефть связывают именно с политическими факторами. Усилия стран ОПЕК и ОПЕК+ никто отмечать не хочет. Насколько, по вашему мнению, это соответствует действительности?

– В формировании цен на нефть важную роль играет целый ряд факторов, в том числе и политический. Но данный фактор вовсе не является определяющим. Он не может повлиять на цены на нефть в долгосрочной перспективе.

Вообще не только политический фактор, но и другие факторы не способны оказать решающего влияния на нефтяные цены. Нефть отличается от другого сырья тем, что ни на какое другое сырье в мире нет такого спроса.

Спрос на это сырье в настоящее время составляет 99 млн баррелей в день. В прошлом году из недр земли было извлечено более 4,4 млрд тонн – 34 млрд барреля нефти и конденсата. По этим показателям нефть нельзя сравнить ни с каким другим сырьем или продуктом.

А теперь представьте, что если весь этот объем полностью выставить на продажу, то его рыночная стоимость составит примерно 1,9 триллионов долларов. 

Кому-то, может, эта цифра ничего не говорит, но стоит знать, что все страны мира тратят за год на оборону примерно 1 триллион. То есть очень сложно нынешней ситуации что-то диктовать нефтяному рынку.

Изменение цен на нефть на мировых рынках только тогда бывает связано с нефтяными факторами, когда происходят политические противостояния.

Например, во второй половине 2014 года нефть начала резко дешеветь. Пресса сразу же заговорила о причастности к этому Вашингтона. Почему? Потому что тогда начались события в Украине и присоединение Крыма к России.

Однако обвал цен на нефть был точно спрогнозирован BP (IV квартал 2014 года) еще до начала этих событий. Дело, оказывается, было в крупных запасах нефти на рынке, которые скопились с 2012 года (для продажи по более высокой цене).

Второй фактор был связан с тем, что расходы на нефтеразведку в период высоких цен на нефть были утроены, в результате чего стали доступными как глубоководные скважины в море, так и труднодоступные скважины на суще. Предложение превысило спрос.

– Не входящие в ОПЕК США стремительно наращивают нефтедобычу. Как это скажется на соглашении входящих и не входящих в картель стран о сокращении добычи?

– США продолжают бить рекорды по наращиванию добычи. На днях энергетическая администрация США распространила информацию, согласно которой ежедневная добыча нефти в стране обновила рекорд 1973 года - 10,038 млн баррелей.

Ежедневный прогноз для текущего года - 10,4 млн баррелей. Планируется до конца года нарастить добычу до 400 тыс. баррелей, в то время как сосед и извечный «классовый враг» США Венесуэла за год сократила добычу на 600 тыс. баррелей.

По прогнозам, в этом году рост мировой экономики будет выше, чем в прошлом. Это означает, что спрос на энергоносители для развития мировой экономики повысится.

– Спрос на энергоносители отразится на ценах?

– Конечно. Поэтому уже вносят корректировки в прогнозы по ценам на нефть в текущем году, сделанные в ноябре прошлого года. Финансовые институты, энергетические агентства учли ситуацию на мировом рынке в первом месяце текущего года и начали озвучивать более оптимистичные прогнозы по ценам на нефть.

Здесь один из основных факторов - позитивные ожидания темпов экономического роста в мире. Мировая экономика развивается. Короче говоря, даже та же Африка уже не та, чтобы была пять лет назад, сейчас и им нужно больше топлива.

– В 2014-2015 годах крупные нефтекомпании Statoil, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, Chevron и другие пережили серьезный кризис. Снижение доходов заставило их пойти на сокращения и отложить инвестиционные проекты. Можно ли считать, что кризис уже позади?

– С начала февраля компании начали публиковать отчеты по итогам 2017 года. То есть эти отчеты не прошли аудиторскую проверку.  К примеру, Statoil завершила 2016 год с убытком 2,92 млрд долларов, а 2017 год уже начала с прибылью 4,59 млрд долларов.    
 
Возьмем двух из трех крупнейших нефтяных гигантов – Россию и Саудовскую Аравию. Несмотря на сокращение добычи за год на 4-5 %, в результате роста цен на нефть на 20 %, доходы российского государства и компаний составили 47 млрд долларов. В Саудовской Аравии эта цифра превысила 30 млрд долларов.

Что касается Азербайджана, то у нас цифры просто фантастические. Сейчас объясню, почему употребил это слово.

Как сообщил Госкомитет по статистике, в прошлом году добыча сократилась на 2,3 млн тонн по сравнению с 2016 годом. То есть с 2012 года по сегодняшний день такого темпа снижения добычи не наблюдалось.

Несмотря на большие темпы снижения добычи, доходы с месторождения «Азери-Чыраг-Гюнешли» (в рамках соглашения о долевом разделе добычи они составляют 99 % доходов, поступивших в Нефтефонд, и 92 % доходов Нефтефонда). Если в 2016 году они составили 5,1 млрд долларов, то в 2017 – на 1,2 млрд больше. Это наглядный показатель, что рост цен на нефть повлиял на доходы государства.

Согласно прогнозу Счетной палаты на 2018 год, прогноз цены на нефть заложен на уровне 45 долларов за баррель, и с такой ценой Нефтефонд планирует получить 5,8 млрд долларов от продажи «черного золота». Если цена на нефть составит 60 долларов, то прогноз по поступлениям в Фонд будет превышен на 33%.

– Выходит, что как бы ни развивался ненефтяной сектор, ему не обогнать по доходам нефтяную сферу?

– Правительство Азербайджана с 2008 года объявило о многовекторности экономики. В прошлом году доля ненефтяного сектора в общем экспорте была равна 1,538 млрд долларов.

Согласно официальной статистике, внутри ненефтяного сектора содержатся две статьи, относящиеся к нефтяному сектору: а) Управление маркетинга и экономических операций SOCAR (некоторые нефтепродукты) – 155 млн долларов и ООО SOCAR Methanol, входящее в структуру Национальной нефтекомпании – 43 млн долларов.

В целом, объем продукции, производимой SOCAR, но относящейся к ненефтяному сектору, в будущем будет склонен к росту. Это относится как к продукции для внутреннего рынка, так и к экспортной продукции.

В 2019 году ненефтяной сектор Азербайджана значительно вырастет. Три гигантских завода SOCAR должны достичь проектной мощи: SOCAR Karbamid и два завода, относящиеся к SOCAR Polymer.

В 2020 году «Азеркимья» должна завершить процесс модернизации и в несколько раз увеличить экспортный потенциал. В 2020-2021 годах обновленный Нефтеперерабатывающий завод имени Гейдара Алиева должен заработать в полную мощь. Там тоже будет выпускаться продукция, относящаяся к ненефтяному сектору.

В последующие годы удельный вес нефти в экспорте энергоносителей будет сокращаться, а природного газа – расти. В ближайшее десятилетие будет наблюдаться динамика экспорта нефтепродуктов.

– Из-за падения цен на нефть, от валютных резервов Саудовской Аравии, которые оценивались в 850 миллиардов, за два года осталось лишь 400 миллиардов долларов. В Азербайджане, наоборот, впечатление роста эффективности бюджетных расходов. 

– С вдвое меньшим бюджетом мы проводим те же работы, что и тогда (в период высоких цен на нефть). Во-вторых, обратите внимание на восстановленный в те годы Баку, и на проводимые сейчас работы по реконструкции.

С другой стороны, когда в 2014 году цены на нефть упали, в социальных сетях и среди общественности распространилось мнение, что до 2018 года Нефтефонд израсходует свои средства. Говорили, что наши люди не умеют экономить. Реальность показала, что мы может идти в ногу со временем. Все зависит от желания.

– В январе этого года по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) было прокачано 554 тыс. тонн транзитной нефти, что на 30 % больше января прошлого года. Можно ли сказать, что Азербайджан стал играть роль не только экспортера нефти, но и транзитной страны?

– Хочу вернуться на 10 лет назад. Когда Баку-Тбилиси-Джейхан включили в повестку дня, этот маршрут был одним из 5 возможных проектов. Тогда Азербайджан проявил настойчивость. Хотя соглашение было подписано в 1999 году, компании проявили интерес к финансированию проекта только в 2003 году. Азербайджан согласился пойти на уступки в размере 5 % от своей прибыли. Что произошло? Азербайджан завершил финансирование проекта до назначенного срока.

Международные финансовые институты критикуют Азербайджан за выделение 289 млн долларов из Нефтефонда на финансирование доли SOCAR. Говорилось, что это неправильная политика, что доходы от нефти направляются на нефтяные проекты.

С 2007 до 2011 года Нефтефонд получил почти 550 млн долларов прибыли в рамках данного проекта. После этого распоряжением президента прибыль перешла к SOCAR.

За минувший период прибыль Азербайджана от этого проекта составила почти миллиард. Могло ли быть вложение лучше этого?

С другой стороны, этот трубопровод осуществлял транзит нефти в Казахстан и Туркмению. Даже компания «Лукойл» транспортировала часть нефти с каспийского месторождения «Юрий Корчагин».

То есть БТД смог сыграть свою роль регионального проекта. В прошлом году по БТД было транспортировано более 6 миллионов тонн транзитной нефти. Транспортировка азербайджанской нефти по этому трубопроводу сокращается, а транзитной – увеличивается. Со временем транспортировка по БТД превысит 10 млн тонн.

Я считаю, что Азербайджан уже утвердил себя в качестве нефтетранзитной страны на примере БТД.

– Недавно Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси установило новые тарифы для транспортировки нефти с территории республики по магистральным трубопроводам. Магистральные трубопроводы ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба» подняли тарифы на транспортировку российской нефти в Европу по трубопроводам в среднем на 6,7 %. Как меняются транзитные цены в Азербайджане, и что мы на этом заработаем?

Продолжение следует…

Л.Алиева

www.oxu.az

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Экономика