29 
янв.
2020
10:07
30
45
2166
Virtual karabakh

Ильгар Велизаде: Можно говорить о создании SOCAR и "Лукойлом" совместной инфраструктуры на Каспии - ИНТЕРВЬЮ

29 янв., 2020
10:07
2166

Ильгар Велизаде: Можно говорить о создании SOCAR и "Лукойлом" совместной инфраструктуры на Каспии - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью Oxu.Az с политологом Ильгаром Велизаде.

- Баку готов превратить соответствующие свои трубопроводы в инфраструктуру общего пользования, заявил Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Отвечая в Давосе на вопрос корреспондента РИА Новости, глава государства отметил, что Азербайджан не получал предложений использовать TANAP (Трансанатолийский газопровод) для российского газа, однако технически это возможно. Ранее, в первой декаде января, в эксплуатацию был запущен газопровод "Турецкий поток". Не составят ли Южный газовый коридор, составной частью которого является TANAP, и "Турецкий поток" конкуренцию друг другу? Как можете прокомментировать слова Президента Азербайджана?

- Не секрет, что в регионе Кавказа, Малой Азии, а если брать шире - то в Восточном Средиземноморье и Черном море - в настоящее время формируется новая энергетическая карта. В этом процессе активное участие принимает ряд крупных региональных игроков, в том числе Азербайджан и Россия. Свой вклад в ее формирование вносит и Турция. 

В этой связи необходимо отметить также проект строящегося сегодня Восточно-Средиземноморского газопровода, являющегося дополнительной инфраструктурой, нацеленной, фактически, на один и тот же европейский рынок. В частности, речь идет и о странах Юго-Восточной Европы. И, естественно, здесь можно говорить как о сотрудничестве, так и о возможной конкуренции.

Заявление Президента Ильхама Алиева показывает, что Баку предлагает Москве сотрудничество в вопросах экспорта части российского газа на те же рынки, в которые поставляется азербайджанское топливо. С одной стороны, речь идет о несопоставимых объемах, и в то же время в последнее время много говорится о том, что рост конкуренции может привести к возникновению противоречий между странами, к сталкиванию интересов. И с этой точки зрения заявление Ильхама Алиева свидетельствует о том, что Азербайджан видит в нашем регионе значительное поле для сотрудничества в вопросах энергопоставок.

Если вспомнить о Третьем энергопакете, то по условиям этого антимонопольного законодательства Евросоюза по либерализации газового и энергетического потоков, принятого в 2009 году, в одной экспортной трубе не может содержаться газ, поступающий только из одного источника. То есть возможности трубопроводов должны быть диверсифицированными, что означает, что транспортируемые по ним энергоресурсы необходимо пропорционально поделить между поставщиками. Вот именно Третий энергопакет предусматривает создание конкурентных возможностей для всех поставщиков.

И в этом смысле, конечно, в предназначенной для энергопоставок непосредственно странам Евросоюза азербайджанской трубе, имеется в виду прежде всего Трансадриатический газопровод (TAP), возможна и доля российского газа.

Это, кстати говоря, открывает новые возможности для расширения сотрудничества между Баку и Москвой. Когда Ильхам Алиев сказал, что Азербайджан не получал предложений использовать TANAP для российского газа, то добавил, что технически это возможно. Это значит, что в случае поступления такого предложения Баку может предоставить всю систему Южного газового коридора (ЮГК) для использования других возможных участников или поставщиков газа. То есть Азербайджан готов превратить собственную инфраструктуру в инфраструктуру общего пользования. 

Необходимо отметить, что инфраструктура ЮГК рассчитывалась только на объем азербайджанского газа. Это снимает как раз все спекуляции по поводу того, что этот энергомаршрут в настоящее время рассматривается для поставок туркменского газа. До сих пор не велось никаких предметных переговоров относительно поставок газа, добываемого в Туркменистане или какой-либо другой стране, по системе ЮГК.

- Кстати, в своем недавнем интервью посол России в Азербайджане Михаил Бочарников не исключил возможность использования российской стороной возможностей TANAP. "Кто знает, может быть и наш газ на каком-то этапе подключится к проекту TANAP. Я бы исключать этого не стал", - отметил российский дипломат.

- Да, это говорит о том, что участвующим в поставках газа странам, в частности, России и Азербайджану, не хотелось бы, чтобы на этом рынке была какая-то нестабильность. Они заинтересованы в том числе в ведении диалога, чтобы, как минимум, цены на газ не опускались ниже ожидаемой. Чтобы газопоставки были эффективными и не вызывали политические или другие риски.

- Нельзя упускать из виду и различные форсмажорные ситуации, когда какая-то часть трубы по тем или иным причинам может выйти из строя, что не отменяет необходимость своевременного выполнения своих обязательств по поставкам…

- Это, естественно, само собой. Поэтому, конечно же, какие-то взаимовыгодные условия поставок рассматриваются. Я думаю, не исключено, что Азербайджан и Россия обсуждают между собой эти вопросы. В частности, между "Газпромом" и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) существует формат согласования, консультаций, который как раз-таки предусматривает избежание всяких форс-мажорных обстоятельств.

- В кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе Ильхам Алиев также сказал, что азербайджанский газ может начать поступать в Европу по ЮГК уже к середине текущего года. Что это дает Азербайджану?

- Здесь необходимо отметить, что строительство Южного газового коридора, несмотря на существование различных проблем и рисков, осуществляется строго вовремя. То есть никакого отставания от графика не наблюдалось. Сдача TAP в эксплуатацию предусматривалась именно в 2020 году.

Что это дает? Это прежде всего говорит о том, что азербайджанский газ одним из первых будет поставляться на рынки европейских государств. В частности, по этой системе газ получат Италия, Греция и другие страны.

В этом смысле необходимо отметить, что Азербайджан сыграл на опережение. Баку опередил своих возможных конкурентов и уверенно может строить свои планы в этом регионе. Имея уже в данном случае конкурентные преимущества, потому что вся инфраструктура по доставке газа будет обеспечивать транспортировку ресурсов от поставщика до конечного потребителя. Это тоже очень важно как с экономической, так и политической точек зрения.

- Говоря об азербайджано-российском энергетическом сотрудничестве необходимо также упомянуть подписанный между SOCAR и "Лукойлом" Меморандум по ряду перспективных месторождений на Каспии…

- Да. "Гошадаш" и "Нахчыван". Сотрудничество по ним обсуждалось еще в прежние годы. В прошлом году, в частности, были достигнуты договоренности по Гошадашскому месторождению. Геологоразведка здесь фактически завершена, сейчас необходимо приступить непосредственно к эксплуатационным работам.

Эти месторождения были открыты еще в советские годы, но не использовались и были законсервированы. В частности, считалось, что при наличии других перспективных месторождений "Гошадаш" и "Нахчыван" можно не эксплуатировать. И потом, надо сказать, что это технически сложные месторождения. Там затраты на эксплуатацию несколько выше, чем в других местах. 

Содержащиеся на месторождениях "Гошадаш" и "Нахчыван" объемы нефти, а в последнем случае и газоконденсата позволяют говорить о том, что они могут выйти на рентабельность в относительно сжатые сроки. Поэтому азербайджанская сторона обратилась к "Лукойлу" как к наиболее перспективному участнику в этих проектах.

Почему "Лукойл"? Потому, что мало того, что эта российская нефтяная компания хорошо знает Азербайджан и имеет опыт участия в азербайджанских проектах, у "Лукойла" в российской акватории Каспийского моря была сформирована очень хорошая инфраструктура. Там на нескольких крупных месторождениях, в том числе, имени В.Филановского, уже активно добывается нефть, которая по трубопроводу доставляется в южные российские регионы. В частности, в Астрахань.

Также необходимо отметить, что расположенное неподалеку от Сумгайыта месторождение "Гошадаш" находится в непосредственной близости от площадей, где свои работы активно проводит "Лукойл". Здесь можно говорить о взаимной выгоде. Азербайджану выгодно как можно скорее начать эксплуатацию "Гошадаш", а "Лукойл" таким образом расширяет ареал своей деятельности. 

И, кстати, "Нахчыван" и "Гошадаш" не единственные совместные с этой российской нефтяной компанией проекты. Ранее "Лукойл" активно присматривался к северной части азербайджанского сектора Каспийского моря, где также имеются перспективные и малоосвоенные залежи. "Гошадаш" - это месторождение, которое расположено именно в этой части и наиболее близко отстоит от российского сектора Каспийского моря. И я думаю, что здесь можно говорить о предпосылках к созданию между SOCAR и "Лукойлом" совместной инфраструктуры по добыче энергетического сырья в центральной части Каспийского моря.

Расим Бабаев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Экономика