24 
апр.
2020
20:47
15
50
2887
Virtual karabakh

Крах экономики Европы: как это сказывается на Азербайджане? - АНАЛИТИКА

24 апр., 2020
20:47
2887

Крах экономики Европы: как это сказывается на Азербайджане? - АНАЛИТИКА

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Поразительно, но всего за три месяца 2020 года Европе удалось справиться с тремя довольно сильными угрозами своей экономике, которые еще в прошлом году казались глобальными. Первая угроза была связана с Брекситом, о котором сегодня практически никто и не вспоминает. Вторая - каталонский вопрос, который также оказался оттесненным на столь далекую перспективу, что превратился из политического кризиса в незначительную долгоиграющую проблемку местного разлива. И наконец, разногласия внутри Евросоюза на национальном уровне. В последний раз они обострились на примере Италии в вопросе бюджетного дефицита. Но совместный план в рамках ЕС по урегулированию последствий пандемии позволил разрешить и эту неопределенность.

Однако, сегодня в Европе на повестку дня вынесен куда более важный вопрос, который собственно и оттеснил на задний план все предыдущие кризисы - это ущерб от пандемии коронавируса COVID-19, нанесенный европейской экономике, и меры по их минимизации. 

По предварительным оценкам аналитической компании IHS Markit, сводный индекс деловой активности в промышленности и сфере услуг Европы (PMI) в апреле упал до исторического минимума в 13,5 пунктов. А в марте уже был зафиксирован рекордно низкий показатель в 29,7 пунктов. Рекордно низкий - это значит он опустился даже ниже уровня кризисного периода 2008-2009 годов. А ведь тогда европейское "ответвление" мирового финансового кризиса очень серьезно ударило и по нашей экономике в виде импортируемой инфляции и падения показателей внешнеторговой деятельности. Следовательно, очевидна угроза влияния на азербайджанскую экономику и нынешнего кризиса в Европе.  

В цифрах взаимозависимость выглядит следующим образом. Всего в январе-феврале 2020 года юридические и физические лица Азербайджана осуществили торговые операции с партнерами в 144 странах. Продукция экспортировалась в 85 стран и импортировалась из 136 государств мира. Стоимость экспортированной продукции составила 3,096 млн долларов (63,4% товарооборота), а стоимость импортированной - 1,787 млн долларов (36,6%). И в этих цифрах уже заметен спад по сравнению с показателями аналогичного периода 2019 года по импорту на 34,5% и экспорту - на 1,0%. (Да, в показателях сидят и данные по нефтегазовому сектору, но они тоже важны, поскольку экспорт нефти и газа в европейские страны тоже приносит реальную валюту). И если брать конкретно статистику по Европе, то получим, что 46% азербайджанского экспорта пришлось на Италию, 4,6% - на Грецию, 3,2% - Чешскую Республику, 2,9% - Германию и т.д. Что касается экспорта конкретно ненефтяной продукции, то и здесь показатели довольно ощутимые. Стоимость вывезенных товаров в Швейцарию составила 9,7%, Италию - 2,1%, Грецию - 1,4%, Германию - 1,3%. По импорту видим такие же интересные цифры: из общей стоимости ввезенной продукции на долю Германии пришлось 5,3%, Италии - 4,6%, Франции - 1,3% и т.д. 

Исходя из приведенных данных получается, что экономика Азербайджана довольно тесно связана с экономикой европейских стран. Значит, если исходить из утверждения тамошних экспертов о практически полном прекращении деловой активности и возможности сокращения экономики стран зоны евро в текущем квартале на 7,5%, то это неминуемо скажется и на азербайджанской экономике. Опосредованно, но скажется обязательно.

Тем более, что общеизвестен следующий факт: в еврозоне проблемы, возникшие в одной стране, могут быстро распространяться и на другие. Если под вопросом состояние банковской системы в одном государстве, то международные рынки начинают выказывать недоверие к кредитным институтам и других еврогосударств. Снижаются фондовые индексы, падает коэффициент деловой активности и далее по цепочке. Но это классическая схема при стандартных, общеизвестных угрозах. А то что происходит сегодня - беспрецедентно. 

Во время кризиса 2008-2009 годов на спасение экономик небольших стран - Греции (с тогдашним ВВП в 250 млрд евро), Португалии (175 млрд), Ирландии (170 млрд) и Кипра (20 млрд) было затрачено около полутриллиона евро. То есть на помощь им потребовались затраты, сопоставимые с общим размером их экономики. Но сегодня ситуация иная, и она сложнее. Речь идет о реально согласованных вчера в ходе видеоконференции лидеров стран ЕС 540 млрд евро, одобренных на программу экстренной поддержки экономики, плюс гипотетических 2-3 трлн евро, которые будут затрачены на полное восстановление экономики. Причем, не известно, хватит ли даже этих денег, поскольку на этот раз кризисом охвачены уже гиганты ЕС - это Италия с объемом ВВП 1,8 трлн евро, Испания - 1,2 трлн евро и Франция - 2,5 трлн евро. Следовательно, и восстановление всей экономики еврозоны будет долгим и очень непростым. 

Если не учитывать временной заморозки работы из-за карантина, то под угрозой перспективы сотрудничества с европейскими коллегами оказались те бизнес-структуры Азербайджана, которые завязаны на тамошнем рынке услуг, путешествий и туризма. Плюс европейские производители столкнулись с глобальным падением спроса и нехваткой персонала на фоне задержки в цепочках поставок. 

К тому же не придется ждать также туристов из Европы. После столь серьезных мер карантина люди просто испугаются куда-либо выезжать. Об этом свидетельствуют и прогнозы Международной организации гражданской авиации ICAO, согласно отчетам которой к сентябрю 2020 года поток пассажиров, передвигающихся с помощью авиатранспорта, может уменьшиться на 1,2 млрд человек в сравнении с обычными показателями до начала пандемии коронавируса. ICAO отмечает, что самое значительное сокращение пассажиропотока ожидается в Европе.

Также под угрозой окажутся и те азербайджанские банки, которые заимствовали средства у европейских финансовых структур. Пока кризис еще не докатился до крупных банков Европы, но это неминуемо произойдет. А, учитывая высокий уровень риск-менеджмента в этой сфере, скорее всего, запросы на немедленный возврат займов следует ожидать даже быстрее (если они уже не стали поступать). Во всяком случае, по данным Международного валютного фонда, в условиях пандемии, в отличие от европейских кредитных организаций, более или менее большую рентабельность демонстрируют банки США и Канады. А в Европе в этой сфере уже начали наблюдаться значительные шоковые явления. И потому в целом МВФ оценивает европейскую банковскую среду как очень токсичную.

Таким образом, угроза от падения европейской экономики для Азербайджана есть и она вполне реальна. 

Но что нам следует в данном случае предпринять? 

Рецепт простой: продолжить меры по поддержке отечественного предпринимательства. 
И, кстати... Почему бы Государственному нефтяному фонду не начать скупать подешевевшие активы крупных и перспективных европейских компаний? Суверенный фонд Саудовской Аравии (Public Investment Fund, PIF) это уже делает. В последние недели он приобрел пакеты акций норвежской Equinor, англо-голландской Royal Dutch Shell, французской Total и итальянской Eni на общую сумму около миллиарда долларов. Из-за низких цен на нефть акции Equinor потеряли в цене 23% с начала текущего года, а ценные бумаги Royal Dutch Shell, Total и Eni обесценились на 35%, 31% и 33%, соответственно. Так что покупка Госнефтефондом таких же интересных ценных бумаг была бы поддержкой со стороны Азербайджана захромавшей европейской экономике. 

Рауф Насиров

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Экономика