30 
июня
2020
13:57
11
45
1488
Virtual karabakh

Внешние шоки и потенциал азербайджанской экономики - АНАЛИТИКА

30 июня, 2020
13:57
1488

Внешние шоки и потенциал азербайджанской экономики - АНАЛИТИКА

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Сегодня, спустя полгода, с тех пор как коронавирус стал распространяться по планете, эксперты говорят о росте числа шоков, которые пришлось пережить экономикам некоторых стран. Первый из них общеизвестен и вызван низкими ценами на нефть.

Причем он затронул как страны, непосредственно экспортирующие углеводородное сырье, так и импортирующие ее. В первом случае низкие цены ударили по госбюджету этих стран, во втором - само падение производства из-за вынужденной приостановки целых секторов экономики, уменьшило спрос, который, впрочем, и без того сильно уступал предложению. Второй шок был вызван тем самым вынужденным застоем деятельности некоторых секторов экономики, и здесь причина тоже ясна - коронавирус.

И, наконец, третий шок - это продолжение уже образовавшегося упадка производства из-за обрыва мировых производственных цепочек. 

Все эти три фактора сказались и на Азербайджане. Причем обратите внимание, речь идет не об угрозах и вызовах, а конкретном шоке, то есть, свершившемся факте, воздействие которого уже испытала экономика. 

Кстати, об этом на днях сказал и Президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе своего выступления на церемонии открытия корпуса инфекционных заболеваний модульного типа Гянджинской городской больницы №1.

Отталкиваясь от статистики итогов пяти месяцев нынешнего года, глава государства отметил, что азербайджанская экономика так же как и экономика многих государств мира переживает спад. Сегодня отрицательная динамика составляет 1,7%, однако никто не знает, с какими угрозами страна столкнется в ближайшем будущем.

"Конечно, экономика переживает спад, и еще неизвестно, какие проблемы нас ожидают до конца года. Каждый должен знать это", - сказал президент. 

Первый шок - цены на рынке нефти 

Следует учесть, что в государственном бюджете Азербайджана базовая цена нефти, то есть, планка, на которую ориентированы многие другие показатели, указана на уровне 55 долларов за баррель. Однако по итогам пяти месяцев средняя цена нефти составила всего 41 доллар.

Следовательно, по многим направлениям бюджет просто недополучил средств. Но ведь при этом никто не отменял социальной составляющей главного закона года. То есть, вся социальная нагрузка в бюджете сохранена. И эта нагрузка сегодня утяжелена сферами экономики, которые просто простаивают, а значит, не приносят государству дохода в виде налогов.

Сферы экономики, наиболее пострадавшие от воздействия пандемии коронавируса известны: туристический и производственный сектора, а также сфера развлечений и досуга (причем по большей части в Баку и на Апшероне, то есть, самой активной с точки зрения туризма и производства областях страны). И кто знает, как дальше будут развиваться события, и какие отрасли еще может затронуть коронавирус? 

Второй шок - вынужденно простаивающие предприятия

Здесь, как мы отметили, более всего пострадали всего несколько секторов, но каждая из них играла ощутимую роль в пополнении финансовой корзины страны.

К примеру, только в 2019 году Азербайджан посетило более 3 миллионов туристов. Можно долго спорить о том, много это или мало, приводить сравнения с какими-то другими государствами, но с одним не согласиться сложно: для десятимиллионной, находящейся в стадии развития страны, приезд в течение года туристов в количестве равном почти трети всего населения… О чем-то это да говорит. Этих людей надо разместить, накормить и создать такие условия для отдыха, чтобы они уехали действительно отдохнувшими и полными положительных впечатлений об Азербайджане. А это не просто. И в тот момент, когда отели, гостиницы, дома отдыха, придорожные кемпинги и масса других подобных заведений готовились к летнему сезону-2020, их бизнес подкосил коронавирус, заморозивший всю экономическую активность вокруг.

И если учесть, что аналогичная картина наблюдается в других примерно десяти наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, то первостепенную значимость приобретает уже даже не экономический, а чисто социальный аспект вопроса. Ведь ясно же, что людей, задействованных в этих сферах, нельзя оставлять без средств к существованию. Вот почему сегодня азербайджанское государство обеспечивает необходимыми денежными средствами к существованию более 600 000 человек, а на днях был также продлен срок выплаты 190 манатов для людей, потерявших работу или относящихся к малообеспеченным слоям.

"Кто им поможет?! - задал Президент Ильхам Алиев вопрос аудитории во время той встречи и сам на него ответил, - Азербайджанское государство всегда находится рядом с гражданином Азербайджана".

Третий шок - ослабление внешнеторговых отношений

Сам глава государства об этом аспекте воздействия пандемии коронавируса на Азербайджан сказал опосредовано, не затрагивая чисто экономическую составляющую вопроса. Однако он отметил сложность доставки в срок в страну определенного рода товаров.

"Для борьбы с пандемией предусмотрено более 3 миллиардов манатов, - сказал президент. - Часть этих средств израсходована, мы приобретаем новое оборудование. Сегодня у нас 23 лаборатории. Но в то же время проблема в том, что порой мы не можем приобрести оборудование, какой-то прибор, заказанные в феврале, марте, так как производящие их страны не продают их, оставляют для себя. Проблема в этом".

А теперь, если посмотреть на данную проблему в чисто экономическом разрезе, принять во внимание, слабость внешнеторговых отношений между странами, и учесть, что точно также сегодня сложно достать производственные оборудования и отдельные детали для перерабатывающих предприятий, то становится очевидным масштаб проблемы.

Если медицинское оборудование другие стран предпочитают направлять на удовлетворение нужд внутреннего рынка в первую очередь, то почти такая же картина наблюдается и с оборудованием в сфере экономики. Более того, экспортно-импортные отношения между странами уменьшились даже не столько потому, что они не хотят торговать друг с другом, а сколько из-за возникшего дефицита продукции. Ведь за рубежом, так же как и в Азербайджане, встала часть производственного сектора, а нужды внутреннего рынка надо удовлетворять. 

Как результат, по данным Центрального банка Азербайджана, за пять месяцев нынешнего года экспорт из Азербайджана сократился на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, в январе-мае на 25% уменьшился экспорт электроэнергии, на 46% сократил импорт и на 33% - экспорт фруктов, и т.д. 

Но самое интересное в факторе третьего шока заключается в характере, который он принимает на примере конкретных производственных предприятий. Не, важно идет ли речь о переработке сельхозпродукции или тяжелом машиностроении. Предприятия, занятые в этих сферах, не знают, смогут ли они завтра экспортировать свою продукцию в другие страны, вернее будет ли эта продукция там востребована, поскольку и производственные и потребительские цепочки оказались размытыми в самих этих государствах.  

Какие из этого всего напрашиваются выводы?

Понятно, что Азербайджан не сможет остаться в стороне от всеобщей экономической рецессии. Она уже у нас началась и речь идет лишь о глубине падения экономики. Пока рецессия у нас, если можно так выразиться, управляется и в целом не опасна. Страна, успешно справившаяся с последствиями глобального экономического кризиса 2008-2009 годов, а также пережившая несколько лет тому назад довольно ощутимую девальвацию, сможет справиться и с этим кризисом, поскольку сам по себе, в нынешнем виде, застой, наблюдающийся в азербайджанской экономике хоть и чрезвычайно неприятен, но не катастрофичен.

Гораздо большую угрозу в себе таит продолжение застоя. Чем дальше он протянется, тем сильнее будут обрываться производственные цепочки внутри страны и разрушится производственная инфраструктура. И на сказанное можно посмотреть также с призмы вышеприведенных шоков. Если ситуация по нефтяному шоку в целом прогнозируема, то, к сожалению, сегодня мало кто знает, как дальше будет развиваться ситуация с пандемией коронавируса. А значит, предугадать заранее, когда можно будет полностью убрать карантинный режим и когда торговые отношения между странами выйдут на докризисный уровень, сегодня просто невозможно.

Следовательно, все наши дальнейшие действия должны быть рассчитаны исключительно на максимальное использование внутреннего социально-экономического потенциала самой страны. 

Рауф Насиров

 

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Экономика