18 
сент.
2020
16:59
46
102
1207
Virtual karabakh

Азербайджанская экономика успешно противостоит натиску пандемии - АНАЛИТИКА

18 сент., 2020
16:59
1207

Азербайджанская экономика успешно противостоит натиску пандемии - АНАЛИТИКА

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Если учесть, каким должен быть дефицит государственного бюджета Азербайджана в 2020 году - 3 млрд 368 млн манатов, и исходить из того, что с января по август этот показатель составил всего 401,5 млн. манатов, то с полной уверенностью можно констатировать, что наша страна очень даже успешно справляется с трудностями, связанными, с одной стороны, с низкими ценами на нефть, а с другой – пандемией коронавируса.

Середину наисложнейшего с экономической точки зрения года мы перешагнули, а дефицит госбюджета не только не достиг даже 50% от запланированной величины, но и не сформировал даже ее пятую часть. Одного этого достаточно, чтобы сказать, что в целом в 2020-м правительство справляется с возложенной на него задачей. Но какой может стать оставшаяся часть года? Определенные выводы об этом можно сделать по прогнозам международных рейтинговых агентств для Азербайджана.

Как и следовало ожидать, прогнозы эти носят общий макроэкономический характер и не затрагивают какую-то отраслевую составляющую. Если в них и встречается сегментация, то только в отношении нефтяной и ненефтяной экономики. Но больше все-таки в прогнозах говорится о национальной валюте.

К примеру, международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings прогнозирует сохранение в среднесрочный период курса маната по отношению к доллару США на уровне 1,7. Но указывает и на риски, связанные с нестабильной конъюнктурой цен на нефть и обесцениванием валют основных торговых партнеров Азербайджана. Да, риски для маната все еще есть, но в целом прогноз по нашей национальной валюте все же позитивный, и аналитики S&P считают, что правительству удастся сохранить привязку 1,7 маната за 1 доллар США. И в первую очередь благодаря тем интервенциям на валютном рынке, которые производит Центральный банк Азербайджана. 

S&P утверждает, что девальвационное давление на экономику страны усилилось в марте этого года, однако как плановые, так и внеочередные валютные аукционы Центробанка, которые проходили при содействии Государственного нефтяного фонда Азербайджана, обеспечили достаточное предложение валюты. И действительно сам фонд ранее заявлял, что собирается в этом году продать посредством аукционов валюту на 6,8 млрд долларов. И большую часть этой суммы уже удалось реализовать. Например, только в августе валюты было продано на 478 млн долларов, а в июле 2020-го - на 515,5 млн долларов.

Естественно, покупателями долларов были банки, посредством которых валюта распределялась уже среди населения или хозяйствующих субъектов. Кстати, здесь следует отметить, что в этом году в Азербайджане практически не возросла долларизация банковских вкладов.

Да, она и раньше была несколько высокой, но это имеет отношение не к 2020 году, а, скорее, к девальвации пятилетней давности, после которой часть граждан предпочла хранить деньги в долларах и евро. Так, если к концу 2019 года удельный вес вкладов в банках в иностранной валюте составлял 52,2%, то с начала нынешнего года он  увеличился лишь на 0,4%. Что касается бизнес-структур, то они, естественно, также приобретали валюту для осуществления внешнеторговой деятельности, однако сокращение импорта с апреля по май из-за карантина этот спрос на валюту существенно уменьшил. 

В свою очередь и Fitch Ratings отметило в своем докладе положительные стороны азербайджанской экономики: "Рейтинг основывается на очень сильном национальном и внешнем балансах и гибкости бюджетного финансирования благодаря активам Госнефтефонда Азербайджана". Агентство также указывает на комбинированный шок на экономику и внешние резервы от снижения цен на нефть и пандемии COVID-19.

"Внешнее давление было наиболее интенсивным в марте-апреле 2020 года, когда цены на нефть марки Brent упали в среднем до 26 долларов за баррель, а ГНФАР продал 2,5 млрд долларов на валютных аукционах, чтобы удовлетворить растущий спрос частного сектора и поддержать курс на уровне 1,7 AZN/USD" - говорится в докладе. Однако Fitch Ratings предупреждает о том, что повторный рост спроса на иностранную валюту или падение цен на нефть может все-таки давить на манат.

Интересно и то, что агентство положительно оценило воздействие на азербайджанский банковский сектор отзыва Центробанком лицензий четырех местных банков. По мнению экспертов Fitch Ratings, это снизило долю проблемных кредитов. То есть если в конце 2019 года их доля составляла 8,3% всего кредитного портфеля банков, то после принятых мер этот показатель уменьшился до 7,3%, что в целом положительно сказалось на качестве банковских активов. 

Примерно такого же мнения придерживаются в S&P Global Ratings. По мнению аналитиков этого агентства, к положительным факторам, определяющим сегодняшнее состояние банковского сектора Азербайджана, можно отнести значительный объем внешних активов и относительно низкий уровень долговой нагрузки правительства Азербайджана. Это важно, поскольку именно низкий уровень государственного долга делает Азербайджан привлекательным не только для внешних инвестиций в государственные проекты, но и тех структур, которые могут финансировать местные банки. Отмечается также умеренная долговая нагрузка частного сектора и отсутствие чистых внешних обязательств.

Подведем итоги. 2020 год еще не закончился. Более того, что ни день, так появляются новые сообщения о том, что пандемия коронавируса усиливается и углубляется, что, конечно же, увеличивает риски, стоящие перед нашей экономикой. Ведь тогда все может закрутиться по новой. Производство в развитых странах вновь замедлится, а это в свою очередь опустит цены на нефть. Плюс может возникнуть угроза еще большего распространения коронавируса в Азербайджане, что отразится на производственном секторе. Но это как раз те самые риски, от которых не может обезопасить себя ни одна страна в мире. Между тем, исходя из текущей ситуации, международные рейтинговые агентства отмечают, что экономика Азербайджана может и улучшиться с учетом способности правительства сократить консолидированный бюджетный дефицит и сохранить финансовые активы. 

Рауф Насиров

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Экономика