окт.
2022
15:10
61
4
2710
Virtual karabakh

Берясь за очередной заказ, я чувствовал, что иду против самого себя. Интервью c фотографом Андреем Прониным

1 окт., 2022
15:10
2710

Берясь за очередной заказ, я чувствовал, что иду против самого себя. Интервью c фотографом Андреем Прониным

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Выбирая на карте новый пункт назначения, мы неизбежно стараемся отправиться в самый дальний уголок, который только можем себе позволить, часто забывая, что удовольствие от путешествия не прямо пропорционально дальности преодоленного расстояния. Эмоции и впечатления от нового взгляда на знакомые места, открытие обычно сокрытых красот своей Родины зачастую оставляют в сердце куда более глубокий след, чем экскурсии по неизменным маршрутам зарубежных достопримечательностей.

Азербайджанский фотограф Андрей Пронин, ставший известным благодаря удивительным снимкам дикой природы, вместе с женой - Викторией Разминович, блогером и популяризатором внутреннего туризма, знакомят жителей шумных городов с отдаленными регионами нашей страны.

В интервью Media.Az они рассказали о знакомстве с фотоискусством, любимых локациях, популяризации внутреннего туризма и путешествиях в новом формате после рождения сына.

- С чего начинался ваш путь в мир фото?

Андрей Пронин:

- Однажды, когда мне было пять лет, папа подарил мне старый пленочный фотоаппарат. Но из-за отсутствия главной составляющей, а именно пленки, мне, как ребенку, приходилось довольствоваться имитацией фотографирования. Аппарат издавал характерный щелчок, приводивший меня в восторг. Так, я бегал по двору, "снимая" все вокруг: друзей, кошек, собак и красивые цветы.

Уже тогда мне нравилось смотреть на мир через видоискатель своей камеры, пытаясь поймать наилучший кадр. Ребенком я был любопытным, и поэтому, когда появлялась возможность вырваться за пределы двора, я отправлялся на поиски новых интересных пейзажей.

 

- Где вы любили проводить большую часть своего времени?

- Одним из любимых мест у меня был парк возле метростанции Насими. Уже тогда он, как зеленый островок, выделялся на фоне застроенного Баку. А из-за уток в искусственном пруду и других животных, обитавших в парке, в народе это место прозвали "питомником". Я до сих пор люблю прогуливаться там, вспоминая детство.

- Как члены семьи относились к вашему хобби?

- Положительно. Родители никогда не навязывали мне своих взглядов и интересов, напротив, всегда поддерживали любую мою инициативу.

- Ваше увлечение не мешало успеваемости в школе?

- Я не гнался за оценками, а учил только те дисциплины, которые казались мне интересными. Из школьных предметов лучше всего мне давались физика и геометрия. Помимо этого, я также интересовался анатомией.

Уже сейчас я понимаю, что все три науки так или иначе пригодились мне в процессе фотографирования. Ведь для того, чтобы сделать хороший снимок, нужно понимать нюансы преломления света и движения мышц или, к примеру, текстуру ткани.

Фото для меня нечто большее, чем просто изобразительное искусство, оно сочетает в себе не только простор для творчества, но и необходимость постоянного пополнения знаний и совершенствования навыков.

Уже в 13 лет я самостоятельно накопил на новую камеру. Она не была суперфункциональной, но стала моим первым профессиональным инструментом.

 

- Были ли у вас увлечения помимо фотографии?

- Как и большинству мальчишек, мне был интересен спорт. Какое-то время я увлекался айкидо (боевое искусство - прим. авт.), и стал посещать полноценные тренировки с 16 лет. Получалось у меня довольно неплохо и очень скоро я начал помогать тренеру с младшей группой.

Прежде, чем окончательно связать свою жизнь с фото, я проработал во множестве разных сфер: в аэропорту, бухгалтерии и даже в нефтяной компании, куда меня пригласили после окончания колледжа.

Но, несмотря на работу, которой приходилось заниматься, я никогда не забрасывал съемки.

- Когда же фотография стала для вас основной работой?

- В период после армии я пытался коммерциализировать свое хобби и, как и многие фотографы, приступил к съемкам семейных праздников и свадеб. Не вижу ничего плохого в том, чтобы работать на свадьбах, только вот меня эта рутина привела к выгоранию. Берясь за очередной заказ, я чувствовал, что иду против самого себя. В какой-то момент отчаяние достигло своего предела и навело меня на мысли распродать всю аппаратуру, и вернуться к офисной работе.

- Что помогло выйти из этого состояния?

- Творчество. Я сфокусировался на других проектах, которые открывали больше простора для фантазии. Мне нравилось снимать студийные портреты в разных образах и декорациях. Во время одной из таких фотоссесий я и познакомился со своей будущей женой.

К диалогу присоединилась супруга Андрея - Виктория Разминович:

- Меня пригласили в качестве модели для рекламы. Съемки проходили практически каждый день. Так, после одной из фотоссесий Андрей вызвался проводить меня до дома. День за днем наше общение плавно перетекало в нерабочее время, и мы постепенно стали лучше узнавать друг друга.

- Вы на тот момент занимались только моделлингом?

- Моим главным увлечением и заработком было рисование портретов в жанре гиперреализма. Я увлеклась живописью в 8 лет и до 19 рисовала достаточно часто - почти каждую неделю, но после рождения ребенка перестала принимать заказы и перешла на графический дизайн.

- Сейчас вы ведете блог и рассказываете про регионы Азербайджана. Путешествовать вы начали только после знакомства с Андреем?

- Путешествия сопровождали меня всю жизнь. Я родилась в Латвии, но на протяжении всего взросления жила в разных странах Европы. Дело в том, что моя мама не любит однообразие, именно поэтому нам часто приходилось менять место жительства.

Изначально мы жили в городах Латвии, потом последовал переезд в Ирландию, в которой мне очень понравилось, но и оттуда нам пришлось уехать. После, мы какое-то время жили в качестве туристов в Польше и Литве.

А в Азербайджан я впервые приехала на зимние каникулы, мне тогда было 10 лет. Сюда нас пригласили мамины знакомые, чтобы познакомить с новой страной. Спустя четыре года мы уже окончательно переехали в Баку.

- На тот момент вы были подростком, легко ли вам дался переезд?

- Признаться честно, я не любила Азербайджан. Приехав сюда, я испытывала сильный стресс из-за разницы в менталитете.

Культуры Латвии и Азербайджана отличаются кардинально, меня удивляло практически все, и даже сейчас я порой узнаю что-то новое о местном быте. Помню, как, приехав в Баку с красными волосами и выщипанными бровями, в 14 лет ловила на себе косые взгляды прохожих.

Мне было тяжело привыкнуть к новой стране, и единственной моей мечтой было уехать отсюда.

Но после знакомства с Андреем все изменилось. Он заново познакомил меня с Азербайджаном. Каждый месяц мы отправлялись изучать новые города и районы: Шабран, Гянджу, Хызы и т.д. Я готовила сэндвичи в дорогу, и эти поездки стали нашей маленькой традицией. Андрей показывал мне самые интересные места, удивительную природу, национальную кухню и исторические достопримечательности. И спустя какое-то время я поняла, что окончательно и бесповоротно влюбилась и в страну, и в своего "проводника" (смеется).

Наравне с этим я стала замечать, что в Азербайджане совершенно не развит внутренний туризм. Люди словно не знают об уголках собственной страны. Так у меня появилась идея делиться нашими маленькими путешествиями.

- Сейчас за вашим блогом следят более 30 тысяч людей, а просмотры публикаций порой доходят до миллиона. Чувствуете ли вы рост популярности местных туристических направлений?

- Да, конечно. Особенно это ощущалось в период ослабления карантинного режима. Людям не хватало путешествий, и они стали уделять больше внимания отдыху в собственной стране. Это и была наша главная задача.

- Сможете ли вы выделить список любимых мест?

Андрей:

- Все локации, в которых мы побывали, подарили нам множество позитивных эмоций, но если говорить о самых интересных, то я бы выделил Абшеронский Национальный парк, с его уникальной флорой и фауной.

Для тех же, кто не хочет выезжать за пределы Баку, советую посетить Массазырское озеро. Правда, туда стоит ехать летом, так как именно в это время года вода приобретает ярко-персиковый оттенок. Это происходит за счет особых одноклеточных микроорганизмов, обитающих в озере.

А для любителей истории обязательной является поездка в Гахский район, поселок Илису, с его старинными постройками. Я называю его "Азербайджанской Швейцарией".

- В 2018 году в вашей семье произошло пополнение, и с тех пор вы путешествуете вместе с сыном. Сложно ли маленькому ребенку осиливать дальние поездки?

Виктория:

- К нашим совместным путешествиям приходится готовиться очень основательно. В целом же, Макс легко переносит долгую дорогу и с ним достаточно просто и весело. В свои три года он уже побывал на озере Гейгель, Гаранохур, в Гобустане, и даже поднимался на небольшую гору в Исмайыллы, правда, сидя в сумке (смеется). А еще посетил Шамахы, Лагыч, Набран, соленое озеро и дважды сопровождал нас в поездках в Грузию.

- В одном из таких путешествий вам удалось найти настоящие музейные экспонаты…

Андрей:

- Это произошло в Ширванский Национальный парк. Изначально мы отправились туда с целью поснимать антилоп. Но так увлеклись фауной заповедника, что решили объехать всю его территорию. Сам по себе парк напоминает саванну, разве что без жирафов и бегемотов. Любуясь его природой, мы добрались до места, где река Кура впадает в Каспий. Как оказалось, в древности на этом побережье располагалось целое поселение.

Наша поездка совпала с отливом моря, после которого в песке мы и обнаружили два керамических изделия, украшенных этническими узорами. Как, нам объяснили в музее, располагавшемся неподалеку, большинство находок в этом регионе датируют периодом раннего средневековья. Скорее всего, эта глиняная посуда принадлежала жителям древнего поселения. Недолго думая, мы решили сдать эти находки в музей и пополнить его коллекцию.  

- Фотографии из ваших поездок по-настоящему завораживают. Но, что вам больше нравиться снимать: людей или дикую природу?

- Сложно выделить что-то одно. Возможно, по многочисленным фотографиям острых скал, ледяных рек, озер и водопадов, которыми я делюсь, нетрудно догадаться, что путешествие - это моя страсть. Меня завораживает дикая природа, а особенно чувство свободы и драйва от дальних поездок.

- Помимо ярких путешествий в вашей "копилке" есть и эмоционально тяжелые фотосессии как, например, фотографии детей из приюта Umid Yeri …

- Я давно планировал сделать социальный фотопроект, связанный с детьми из приютов и интернатов. Но в связи с большим объемом работы пришлось отложить эту идею в долгий ящик.

Однако под конец 2021 года мои близкие друзья предложили поучаствовать в благотворительной акции. Мы купили продукты и игрушки, чтобы поздравить ребятишек из "Дома надежды" с Новым годом. Перед тем, как отправиться в приют, я вспомнил о своей давней идее и решил захватить фотоаппарат.

- Как проходили съемки?

- В одной из комнат я на скорую руку собрал мини-фото студию, куда мы приглашали ребят. Спрашивая, кем они мечтают стать, мы записывали это на бумаге и делали снимок, после чего отпускали ребенка с подарком.

Там были дети, от которых отказались родители и те, кто просто не может жить дома из-за алкогольной и наркотической зависимости родных. Несмотря на жизненные обстоятельства, через которые прошли эти дети, они все были нам бесконечно рады, постоянно улыбались и охотно рассказывали о своих мечтах и планах. Конечно же, мы не можем знать, что происходит у них в душе, и какие чувства они испытывают на самом деле…

Виктория:

- Очень сложно было находиться там и видеть маленьких детей, живущих в приюте. Мне трудно описать чувства, которые я испытывала. В жизни бывает всякое, но я точно знаю, что дети никогда не должны оставаться одни.

- В этих снимках нет особых декораций - только лица детей. Почему простые портреты вызывают такую бурю эмоций?

Андрей:

- На таких снимках акцент сделан на взгляде человека, и у каждого он разный. Можно сфотографировать двух похожих стариков, но у одного будет потухший взгляд, а глаза другого будут улыбаться. Все это говорит об истории человека, о его характере, о трудностях, через которые ему пришлось пройти.

Я не знаю более выразительного органа, чем глаза. Неспроста испокон веков именно глаза считались зеркалом человеческой души.

Понимаете, портретная съемка - это не просто "пришел и снял". Прежде, чем сделать фотографию я разговариваю с человеком и стараюсь узнать его историю.

- Сложно ли бывает уговорить человека сфотографироваться?

- Порой бывает практически невозможно, а иногда люди сами проявляют инициативу. В своей недавней поездке в Пакистан я встретил пожилого мужчину в городе Скарду. Увидев мой фотоаппарат, он подошел первым, чтобы познакомиться. Как оказалось, раньше он тоже занимался фотографией, но сейчас работает художником уличной рекламы. Удивительно, но в Пакистане еще сохранилась традиция нарисованных рекламных баннеров!

Описанный случай, конечно же, редкость. Как правило, приходится долго подбирать правильный "ключ" к человеку. Чтобы разобраться в этом получше я перечитал немало литературы по психологии.

Будучи в Пакистане мне удалось сделать портрет девочки народности калаши. Но основная трудность заключалась не в процессе фотографирования, а в преодолении сотни километров пути. Добраться до деревни калашей было практически невозможно…

- Почему же?

- Пакистан достаточно большая страна, и расстояние от Исламабада, в котором мы изначально находились, до Читрала, ближайшего города к деревне калашей, насчитывает около 600 километров. Во время нашей поездки в Пакистане была экстремальная жара в связи с чем ледники, находящиеся на вершинах гор, начали таять. Переполненные реки размыли все мосты, из-за чего была нарушена работа общественного транспорта. Но желание увидеть калашей своими глазами было непреодолимым. Я потратил более 200 долларов на аренду машины и следующие 24 часа провел в тяжелой дороге, в которой приходилось несколько раз менять маршрут и даже переходить реки вброд.  

- Какое же впечатления произвел на вас Пакистан?

- Пакистан - это Мекка для всех любителей приключений и экстрима. Изначально, это поездка пришла в голову нашему альпинисту Исрафилу Ашурлы. Его целью было покорение вершины Броуд-Пик и К2, а моей - погружение в иной мир людей, традиций и гор.

Регионы этой страны отличаются по своим обычаям, национальной одежде и даже кухне. В пакистанских блюдах, конечно, нет сверчков и насекомых, но зато там очень много острого чили, иногда даже до слез как много (смеется).

- Куда вы планируете поехать в следующий раз?

- Как таковых планов мы не готовим. Как правило, все происходит спонтанно. Сейчас пришла пора осени и я бы с удовольствием насладился золотым сезоном в Губе и Исмайыллы. В любом случае, наш главный план - "Не сидеть на месте!"

 

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество