нояб.
2022
09:57
9
65
1763
Virtual karabakh

Милан Лазович: Угроза начала боевых действий между Сербией и Косово высока - КРИЗИС НА БАЛКАНАХ

2 нояб., 2022
09:57
1763

Милан Лазович: Угроза начала боевых действий между Сербией и Косово высока - КРИЗИС НА БАЛКАНАХ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

На Балканах началось очередное обострение после того, как 1 ноября власти самопровозглашенного и частично признанного Косова (Сербский автономный край Косово и Метохия) начали штрафовать на 150 евро жителей, не сменивших сербские регистрационные знаки на автомобилях. И это несмотря на то, что действует переходный период до 21 апреля 2023 года, после чего полиция Косова начнет уже конфискацию машин с сербскими номерами.

В этом году Запад уже помогал решать кризис между Белградом и Приштиной, точнее, откладывал его в долгий ящик. На этот раз Брюссель и Вашингтон не проявляют особого желания вмешаться. Скорее всего, дело в том, что Сербия не согласилась на предложение Запада. В первой половине октября президент Сербии Александр Вучич сообщал, что западные страны пообещали Белграду ускорение евроинтеграции и экономические бонусы, если Сербия согласится на членство самопровозглашенного Косова в ООН. Белград, конечно же, на это не пошел.

Вчера вооруженные силы Сербии были приведены в повышенную боевую готовность в связи с ситуацией в Косове и Метохии. Об этом сообщил глава Минобороны Сербии Милош Вучевич. Президент Вучич уже отдал приказ уничтожать все вражеские беспилотные летательные аппараты в небе над Центральной Сербией.

Что происходит на Балканах и почему сейчас Запад не проявляет активности, не особо помогает снизить градус напряженности? Oxu.Az адресовал этот вопрос программному координатору Российского совета по международным делам Милану Лазовичу:

- На мой взгляд, Запад сейчас в полной мере не может контролировать косовские власти. С лета мы наблюдаем усиливающуюся агрессивную позицию Приштины. Даже западные источники отмечали, что у них все меньше рычагов влияния на косовских албанцев, которые все более настойчиво требуют признания независимости Косова, вступления в международные организации, такие как Интерпол и ЮНЕСКО. И, конечно же, они хотят стать государством-членом ООН. При этом около половины стран мира не признает независимость Косова, более того, некоторые государства, которые поначалу признали независимость этого образования, уже отозвали свое решение.

Запад сейчас может попытаться как-то договориться с Приштиной, но не может обеспечить неукоснительное соблюдение заключенных соглашений. Срок предыдущих договоренностей подошел к концу, сербов с сербскими документами и сербскими номерами машин штрафуют. Но сейчас есть договоренность о переходном периоде до 21 апреля 2023 года. Кстати, премьер-министр так называемого Косова Альбин Курти долго не соглашался на эту отсрочку.

- Но ведь штрафовать за сербские номера албанские косовские власти все равно начали с 1 ноября. Такое ощущение, что Приштина идет на обострение…

- Так и есть, Приштина идет на обострение, при этом имитируя переговорный процесс. В Косове, судя по всему, считают, что сейчас для них на фоне всех мировых событий сложился удачный момент, чтобы добиться максимальных преференций для себя, вплоть до полного признания. Они учитывают еще и тот факт, что сейчас на Белград оказывается сильное западное давление в контексте так называемого европейского выбора Сербии. Брюссель может надавить на Белград, а косовский вопрос является одним из краеугольных для дальнейшей евроинтеграции Сербии и ее возможного вступления в ЕС. Приштина рассчитывает, что дальнейший нажим Европы на Белград может привести к согласию сербских властей признать Косово. Хотя это будет сродни политическому самоубийству для любого сербского политика.

- Несколько дней назад появилась новость со ссылкой на косовского премьера Альбина Курти о том, что военный бюджет Косова в этом году вырос с 63 млн до 102 млн евро. Это очень большие цифры для такой маленькой территории и небольшого населения. Регион накачивается вооружением, следовательно, возрастает и угроза войны?

- Угроза начала боевых действий высока. В октябре 2021 года была похожая ситуация с автомобильными номерами и документами. Тогда сербская армия тоже была приведена в полную боеготовность, стянута на границу с Косово, были перекрыты КПП, сербы строили баррикады. Похожая, хоть и не настолько напряженная история, повторилась в конце лета 2022-го. Я уже тогда прогнозировал, что подобные ситуации будут носить циклический характер, и стоит ожидать сценарий с игрой на обострение.

Но полномасштабные военные действия вряд ли возможны, это обусловлено рядом факторов, в том числе общей напряженностью в Европе из-за украинского кризиса. Вряд ли кто-то захочет разжечь еще один очаг конфликта. И если начнутся столкновения, то тогда Запад все-таки постарается найти новые рычаги давления на Приштину, чтобы не допустить большой войны. Но напряженность периодически будет возникать.

- Летом, когда был очередной кризис, я беседовал с сербскими экспертами, которые откровенно говорили о том, что у Сербии нет сил, чтобы вернуть под свой контроль Косово, восстановить военным путем свою территориальную целостность, как это сделал Азербайджан два года назад. Задача Белграда - сохранить хотя бы статус-кво. Но ведь теперь и статус-кво не получается сохранить. Это тупиковая ситуация? И есть ли из нее выход?

- Это очень актуальный вопрос. Я отчасти согласен с тем, что у Сербии нет сейчас достаточных ресурсов для военного контроля над Косово. Но ведь при этом у Сербии и руки связаны. Даже если был бы необходимый военный потенциал, то все равно едва ли Белград может пойти на военное решение, так как есть очень жесткий прессинг со стороны Запада. Если сербские власти перейдут эту черту, попытаются вернуть часть территории силовым способом, то может повториться ситуация 90-х годов прошлого века, когда на Сербию наложили всевозможные санкции, она подверглась жесткой международной изоляции. И так будет продолжаться до тех пор, пока Запад, прежде всего США, будет заинтересован в поддержке косовских властей. А изменений в ближайшее время, как минимум пару лет, ждать не стоит.

Да, Белграду важно сохранить статус-кво. Возможно, будет переговорный процесс, и с некоторой долей оптимизма это можно предполагать. В 2020 году, когда президентом США был Дональд Трамп, речь шла об обмене территорий. Север Косова, населенный преимущественно сербами, предлагалось отдать Сербии, а Прешевскую долину - это южные окраины Сербии с преимущественно албанским населением - присоединить к Косово. Получались два анклава. Но тогда переговоры провалились ввиду резко отрицательной реакции косовских властей. Возможно, сейчас вновь будет попытка реанимировать этот план. Но что касается военного сценария, то, повторюсь, это практически невозможно для Сербии в нынешних условиях.

Наир Алиев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела В мире