21 
янв.
2019
10:04
23
20
3939
Virtual karabakh

Дирижер Джавад Тагизаде: Музыкант - это очень дорогая профессия в производстве

21 янв., 2019
10:04
3939

Дирижер Джавад Тагизаде: Музыкант - это очень дорогая профессия в производстве

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью Oxu.Az с дирижером, музыкальным преподавателем и продюсером Джавадом Тагизаде:

- В феврале исполнится год с премьеры спектакля «Необитаемый остров» по Гайдну, поставленного вами на сцене Мариинского театра. Как вам удалось так быстро пройти путь от скрипача до дирижера?

- Режиссура и дирижирование - это профессии второй половины жизни. До 45 лет идет аккумулирование необходимой энергии. Спектакль в Мариинке стал следствием творческого поиска нашего тандема с молодым российским режиссером Алексеем Смирновым. 

Ставить какую-то большую оперу типа «Травиаты» не было необходимого опыта, чего душой кривить. Ставить какую-то маленькую оперу было бы не интересно мне самому. Если ставить, то уже то, что могло бы быть каким-то событием в музыкальном мире. Долго думали и путем исключений вышли на неизвестного в России оперного Гайдна. Название «Необитаемый остров» тоже звучало эффектно.

Это был мой первый выход в свет как оперного дирижера. На такой престижной площадке я просто обязан был себя показать. Готовился достаточно долго. Сценографию начали делать за год до премьеры, тогда же стали работать над музыкальной составляющей - одно от другого просто неотделимо. Работали долго и упорно - по сути, нет других рецептов успеха.

- Как удалось убедить Гергиевых сделать ставку на вас? 

- В этом, конечно, были свои сложности. У брата и сестры Гергиевых очень плотный график. Например, Лариса Гергиева (с которой утверждали спектакль) организовывает Академию молодых певцов при Мариинке, театр во Владикавказе, Приморскую сцену Мариинки, вокальный фестиваль Рахманинова, цикл радио- и телепередач, еще она занимается научной работой и благотворительностью. У этих людей просто нет времени разговаривать часами, ты должен презентовать им свой проект за пятнадцать минут, практически «на ногах».

Мы организовывали наш спектакль в тесной связи с генеральным консулом Азербайджана в Санкт-Петербурге Султаном Гасымовым. Человек невероятной харизмы, он просто очаровал Гергиевых. Во многом благодаря ему были признаны на родине солисты Мариинского театра Регина Рустамова, Эльнара Мамедова, танцовщик балета Тимур Аскеров - все они в прошлом году получили звание «заслуженного артиста Азербайджана».   

Порадовало, что на премьере нашего спектакля было много азербайджанцев. Они дарили цветы, оставляли после концерта отзывы (по делу, а не в стиле хвалебной оды). Все это очень важно и для нас самих, и для формирования имиджа азербайджанцев в России. 

- Осенью прошлого года вы привезли спектакль «Необитаемый остров» в Баку. В чем особенности выступления перед родной публикой?

- Перед своими выступать гораздо сложнее, потому что тебя рассматривают здесь «под лупой». После знаменитого Ниязи я стал первым дирижером-азербайджанцем в Мариинском театре, что прибавило ответственности. 

Несмотря на это, мы решили пойти на риск и использовали местный оркестр - это были мои студенты. Сложно было добиться разрешения на это, поскольку Мариинский театр - мировой бренд с соответствующими требованиями к качеству. 

После долгих переговоров с руководством Мариинки мы получили добро. Вышло так, что актеры Мариинского театра играли на сцене вместе со студенческим оркестром бакинской музыкальной академии. Ребята не подкачали: ответственно отнеслись к работе и выступили достойно. Правда, в процессе подготовки я довел их до того, что они уже не понимали, где находятся и что делают. Репетиции до позднего вечера стали обычным явлением для них, но не для их родственников. Помню, как половина зала консерватории была заполнена родителями, ожидающими своих чад, которые не понимали, что происходит. Зато это был колоссальнейший опыт для молодых музыкантов, который обязательно пригодится им в дальнейшем.

- Получается, что в Бакинской консерватории вы взрастили музыкантов, которые способны при желании работать с уже признанными мастерами. В чем специфика вашего преподавания?

- В этом участвовала вся наша оркестровая кафедра. Очень часто происходит такое, что приходится преподавать не то, чему тебя самого учили, а давать непосредственно практические навыки, то, чего тебе не хватало при обучении.

Например, в чем состоят оркестровые сложности. Надо уметь очень быстро выучить техническую сторону произведения. Дело в том, что консерватория всех поголовно готовит в солисты. Но это очень специфическая профессия. В солисты выбиваются единицы, и то не сразу. Это приводит к тому, что люди «обламываются» в итоге и понимают, что в реальности все не так, как они себе представляли.  

Рутинная работа - это, конечно, хорошо, но надо еще прививать практические навыки, чтобы молодые музыканты понимали, что их ждет в будущем. Необходимо объяснять разноплановость классической музыки. Например, сначала мы вязли Шуберта, потом был Гершвин, за ним - Моцарт, а потом перешли к азербайджанским произведениям. Студенты должны знать всю палитру. Давно, к примеру, не было на нашей сцене симфонического оркестра с фаготом или с флейтой - мы сделали и это. Я объясняю ребятам, что они должны уметь играть все.

- Родители, отдающие детей в спорт, потом жалуются, что амуниция слишком дорого стоит. Как с этим обстоит дело в музыкальной сфере?

- Музыкант - это очень дорогая профессия в производстве. Хороший инструмент стоит недешево, например, скрипка - три-четыре тысячи евро. Новый фагот стоит 20 тысяч евро, контр-фагот - около 50 тысяч. Музыка - это та институция, которая должна быть поддержана.

Многие люди не понимают, что профессиональное обучение музыке - это минимум 16 лет жизни. Даже на врача учатся меньше (шесть лет в институте и шесть лет в ординатуре). 

Инструменты имеют свойство портиться, не говоря уже о мелких деталях. Каждые шесть лет надо менять деревянный духовой инструмент, каждые восемь - медный духовой инструмент. А у нас до сих пор играют на саксофонах, купленных еще в 70-х годах.

В консерватории есть парк инструментов, но не всегда учебное заведение имеет возможность обеспечить всех студентов. Допустим, есть у нас парочка нормальных гобоев, а гобоистов шестеро, поэтому часто учащимся приходится играть на более дешевых аналогах. Это больше калечит детей, чем приносит пользу. Нужно покупать качественные инструменты.  

- Вы известны как популяризатор классической музыки в современном Азербайджане. С чего все начиналось?

- Все помнят, когда на местных свадьбах в фойе залов торжеств начали играть классические квартеты, так называемые «велкамы». Тогда это было наше первое ноу-хау.

А серьезная деятельность началась в 2015 году. Это было, своего рода, манифестом. Когда мы представили письмо во Дворец Гейдара Алиева, то написали, что наша цель - популяризация классического симфонического искусства. Мы презентовали популярную диснеевскую музыку для детей в исполнении симфонического оркестра. Люди поняли, что симфонический оркестр - это действительно круто, что стоит на это купить билет. А билет покупать надо, потому что таким образом вы получаете рычаги контроля качества.

- Последние годы возглавляемый вами Maestro Music Azerbaijan делает интересные проекты в Баку. В чем специфика работы?

- Наша организация занимается широкой деятельностью музыкальной направленности: от редактуры и издания нот, до организации концертов и других мероприятий. В основном мы работаем с Дворцом Гейдара Алиева, но также имеем контракт с Мариинским театром, несколько других международных контрактов. Одним из них является контракт с известным российским музыкантом Игорем Понаморенко. С ним мы продуктивно сотрудничаем в рамках проекта IP-Orchestra. Жители Баку стали свидетелями этого сотрудничества на концертах Rock Hits Show, когда знаменитые рок-хиты звучали в исполнении симфонического оркестра. В феврале этого года у нас анонсирован очередной концерт проекта Cinema Hits Show. На этот раз симфонический оркестр будет играть музыку из знаменитых шедевров мирового кинематографа.

Недавно мы создали новогодний спектакль для детей. Это была совершенно новая история, основанная на музыке из мультфильмов и мюзиклов Уолта Диснея. Для этого мы пригласили в Баку режиссера театра Станиславского-Данченко Алексея Смирнова, с которым уже не в первый раз успешно сотрудничаем. В постановке был и балет, и гимнасты, и конфуисты, и все это были дети от 5 до 15 лет. Самое главное, что это было сделано без материальной и административной базы.

Что очень важно, мы показали детям, что они могут быть такими же, как и их сверстники на сцене, что их выбор дальнейшей жизни не ограничен ничем. Помимо этого, мы приучаем детей к музыке симфонического оркестра. Поэтому мы посадили оркестр не в яму, а поставили на сцену. Это продолжение тех самых задач, которые мы ставили перед собой изначально. Надо воспитывать новую публику, а это длительный и трудоемкий процесс. Часто проекты, которые мы делаем изначально, невыгодны, но есть понимание того, что эта работа важна, нужна и своевременна. Коротко говоря, Maestro Music Azerbaijan можно доверять, потому что мы дорожим своей репутацией.

- В недавнем прошлом в Баку были случаи, когда делали некачественные концерты, а то и просто обманывали зрителей с билетами. Как простому обывателю определить, стоит платить за концерт или нет?

- Учитывая, что у нас город достаточно маленький (найти любого человека через три-четыре рукопожатия не составляет особого труда), то можно всегда достоверно узнать то, стоит или не стоит идти на ивент. Еще надо обращать внимание на то, кто организовывает, смотреть его портфолио и так далее. 

Делать некачественный продукт сейчас просто невыгодно. Очень много есть средств донесения общественного недовольства. Есть люди, которые делают целый разбор концерта. Раньше можно было бы от этого отмахнуться - мол, комментарий несведущего человека. А теперь можно выложить видео в интернет, а «сведущие» обязательно найдутся. Это и есть, фактически, страховка от мошенников.

- Вы учились и работали за рубежом. Чем отличается работа нашей шоу-индустрии от иностранной?

- Бекстейдж, закулисная работа. Все, что происходит там и здесь, - это небо и земля. Ведь недаром говорят, что «театр начинается с вешалки». Вопросы, связанные с организационными задачами и техническими работниками, очень важны в плане получения конечного продукта.

По большому счету, солистов всегда можно найти, а сделать качественное шоу - это сложная задача. Шоу - это не то, что делают некоторые артисты на публичных торжествах «местного разлива», а нечто более глобальное. В России и Европе люди понимают, что это работа, это уважаемый, сложный труд, и просто дорожат своим временем - не хотят, чтобы кто-то указал на их некомпетентность. Здесь же многим это неважно.

- Многие в Азербайджане считают актеров или музыкантов несерьезными людьми и обвиняют во всех смертных грехах. Правильно ли это?

- Когда актер работает, то у него нет времени даже на сон. Люди просто не знают тонкостей этой профессии. Они считают, что музыкант, актер, художник, вокалист - это человек богемного образа жизни с низкой морально-нравственной планкой. 

Но это не так. Любая творческая профессия требует многих лет усердной учебы, работы, самоотдачи. Заниматься вакханалией, о которой думают люди, просто нет времени.

Еще больше удивляют некоторые возмущающиеся родители, которые отдают своих детей в музыканты или актеры, а потом всячески их ограничивают.  

Я всегда говорю своим студентам, что у них есть главное право, от которого будет зависеть будущее страны - право голосовать на выборах. После того, как они это всецело осознают, уже никто не сможет им запретить идти за своей мечтой. Вы выбрали себе профессию - идите за ней!

- Баку, можно сказать, переполнен музыкантами различной квалификации. Как сегодня обстоят дела с их трудоустройством и творческим развитием?

- Радует, что многие музыканты в городе нашли некоторое материальное довольствие. Это связано с развитием туризма. Играя в различных заведениях, музыканты имеют возможность оттачивать свое мастерство, собираться в бэнды, делиться опытом, конкурировать. Если правильно поставить дело, то из этого потом может выйти качественный сольный продукт. И вообще, когда есть конкуренция, то появляется качество.

Намик Гасанов

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Культура