апр.
2019
14:30
97
22
4840
Virtual karabakh

Ректор АМУ: На основе жалоб студентов уволены три преподавателя - ИНТЕРВЬЮ

2 апр., 2019
14:30
4840

Ректор АМУ: На основе жалоб студентов уволены три преподавателя - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

На вопросы Oxu.Az отвечает ректор Азербайджанского государственного медицинского университета (АМУ), профессор Герай Герайбейли.

- Герай муаллим, с 2016 года вы занимаете должность ректора Азербайджанского медуниверситета. Что нового произошло за этот период?

- Наши реформы связаны с повышением качества образования. У АМУ внушительная история. Он играет исключительную роль в подготовке врачей для нашей страны. В области здравоохранения и медицинской науки в стране уже есть большой прогресс.

Вообще, медицинская наука - это сфера, нуждающаяся в постоянных новшествах. После назначения ректором моей основной целью было повышение качества учебных программ, оценивания студентов и качества преподавания. В первую очередь мы тесно сотрудничаем с зарубежными медицинскими факультетами.

 

Во всем мире студенты обучаются по болонской системе. Мы стараемся сделать так, чтобы в будущем наши студенты не сталкивались с трудностями при переводе в зарубежные университеты, помогаем с созданием программ двойных дипломов.

Уже три года на экзаменах даются вопросы открытого типа. Летняя производственная практика проводится в течение семестра. Дело в том, что летом студенты несерьезно относятся к производственной практике, и контроль бывает слабым. В этом году мы внедрили процесс промежуточного оценивания. Это играет большую роль в прозрачности оценивания знаний студентов.

- Как проводятся мониторинги качества образования?

- Преподаватель играет большую роль в улучшении качества образования. Для этого мы уже с начала текущего учебного года осуществляем балльно-рейтинговую аттестацию. Любой преподаватель перед избранием на срок пять лет должен пройти оценивание на основе балльно-рейтинговой системы. Он не допускается к конкурсу, если не набрал необходимое количество баллов.

При балльно-рейтинговой аттестации 10 вопросов относятся к студенту.

К примеру, «Как преподаватель освоил программу?», «Как он донес ее до студента?». Конечно, если мы спросим студента, как преподает его педагог, он скажет, что хорошо. Но такое оценивание педагогической деятельности показывает, что некоторые преподаватели должны работать над собой. 

В результате проведенных реформ число принятых в АМУ иностранных студентов выросло вчетверо по сравнению с прошлыми годами. В этом году на первом курсе обучаются 670 азербайджанских студентов, но есть и 602 иностранца. Поэтому преподавателю необходимо в совершенстве владеть иностранным языком.

В этом году мы провели аттестацию преподавателей, владеющих английским языком. Планируем поднять зарплату 45 педагогам, успешно прошедшим аттестацию.

- Известно, что в азербайджанских университетах слабовато с практикой. Естественно, что и в АМУ есть такие проблемы.

- Согласен. У студентов Азербайджанского медицинского университета хорошие теоретические знания, но слабовато с практическими. В этом направлении мы тоже начали проводить определенные реформы.

Уже три года студенты сдают выпускные экзамены в два этапа. На факультетах хирургии, гинекологии, терапии, а с этого года и педиатрии сдаются практические навыки. Затем студента допускают к теоретическому экзамену.

С этого года в резидентуре также будут сдавать экзамен с целью проверки практических навыков.

- Из каких стран приезжает больше всего студентов?

- У нас есть студенты из 23 стран: Турции, Ирана, Грузии, Ирака, Великобритании, России, Китая и других. Чаще всего приезжают из соседних стран.

- Бывают ли проблемы с признанием дипломов АМУ за рубежом?

- Цель развития каждого университета - увидеть плоды своей деятельности. На этом пути мы хотим добиться международной аккредитации. На сегодняшний день наши дипломы признают многие страны. Например, Ирак. Поэтому оттуда стало приезжать больше студентов. В будущем мы планируем принять меры по усовершенствованию методов преподавания и реализации программ двойного диплома.

- Часто появляется информация о дороговизне книг. Есть ли идея подготовить эти книги для студентов в электронном виде?

- Здесь есть несколько вопросов, в том числе и вопрос авторского права. В университете Южной Калифорнии в США я видел очень дорогие книги. Когда я находился там в шестимесячной командировке, пособия по психиатрии в библиотеке соответствующего моей специальности медицинского факультета стоили более 500 долларов.

В то время я удивился тому, что книги могут быть такими дорогими. Но научные работы всегда стоят дорого. Мы начали делать шаги для решения этой проблемы. Мы с соблюдением авторских прав переведем всемирно известные учебники на азербайджанский язык, чтобы наши студенты могли их использовать.

- Кого и почему исключали из АМУ за последние три года?

- Чаще всего исключали иностранных студентов. У них бывают проблемы с задолженностью по кредитам, платой за обучение и нарушением правил внутренней дисциплины университета.

Основная причина исключения азербайджанских студентов - перевод в турецкие, немецкие и другие университеты. Незначительная часть была исключена из-за задолженности по кредитам и за нарушение правил. Один студент был отстранен из университета решением нашего совета. Студент третьего курса продавал первокурсникам готовые экзаменационные тесты через интернет. Мы узнали об этом, и он был исключен из АМУ.

- В стране мало психиатров. В регионах большая потребность в логопедах. Что нужно сделать, чтобы подготовить специалистов в обеих сферах?

- Раньше психология всегда была сферой, далекой от медицины и общественности. За последние 10 лет подход к ней изменился. Психиатрия - сейчас уже открытая, прозрачная сфера.

Люди больше не используют такие фразы и слова, как «сумасшедший дом», «мозгоправ». Во времена, когда меня назначили главным психиатром, был подготовлен репортаж, посвященный Всемирному дню психического здоровья. На улице нескольким людям задали вопрос «Что такое психическое здоровье?». Один оттолкнул от себя микрофон и крикнул: «Я не чокнутый».

Неправильно связывать психическое здоровье с сумасшествием. Это недостатки развития, проблемы. Сегодня в этой сфере работает множество людей. Во всем мире отказываются от закрытых психлечебниц.

Вместо этого создаются близкие к семье и обществу центры помощи. В настоящее время в психиатрию приходит все больше резидентов, чаще всего - девушки. Хотя в свое время женщины не проявляли большого интереса к этой сфере.

- Жалуются ли студенты на преподавателей? Случалось ли, чтобы последних увольняли за недочеты в работе?

- Да, жалобы случаются. Иногда преподаватели предъявляют мне претензии: мол, став ректором, я дал студентам много свободы. Полагаю, что это правильно. Преподаватель нужен студентам, а не наоборот. Оценивать преподавателей должен студент. Студент дает самую объективную оценку.

В 2016 году мы впервые установили урны для того, чтобы студенты последнего курса могли анонимно высказать свое мнение об экзаменах. Все лето я читал анонимные мнения. Предложения студентов сыграли роль в наших последующих реформах. Мы сразу реагируем на поступающие жалобы, и на основе них за последние три года были уволены три преподавателя, несколько получили выговор.

- Общеизвестно, что, хотя в Азербайджане медицина развивается, проблемы остаются. Нередко пишут о халатности врачей. Как вы реагируете на это как врач?

- Естественно, там, где есть развитие, есть и проблемы. Подобные статьи портят мне настроение. Считаю, что ни в одной области человек, называющий себя профессионалом, не должен допускать халатность в работе. В любой сфере халатность приводит к последствиям.

Врач находится в поле зрения общественности, поэтому проблемы в этой сфере лучше видны. Возможно, так и надо. Тем не менее здесь мы должны различать два понятия: ошибка врача и халатность.

Халатность непростительна. Есть информация о врачебных ошибках и в развитых странах мира. От этого никто не застрахован. Врачебную ошибку нельзя простить, но можно понять. А вот врачебную халатность простить нельзя.

Надо работать, чтобы ошибок становилось меньше. Потому что каждая ошибка в нашей работе напрямую связана с жизнью человека. Но, на мой взгляд, неправильно раздувать определенные вещи, несправедливо подрывать авторитет какого-либо врача.

- Вы внук известного актера Агасадига Герайбейли. В вашей семье кто-нибудь продолжает актерские традиции?

- К сожалению, нет. Дед хотел, чтобы я стал актером, но я не пошел в эту сферу. Двоюродная сестра училась в медицинском университете. В детстве, когда я ходил к ним домой, у меня проявился интерес к медицине. Дед всегда водил меня в театр и говорил, что я стану актером, но я стал врачом.

- Цены в Учебно-терапевтической клинике, Учебно-хирургической клинике и Онкологической клинике АМУ, по словам пациентов, совсем не низкие. Можно ли что-нибудь сделать для их снижения?

- Как вам известно, Учебно-терапевтическая, Учебно-хирургическая и Учебно-стоматологическая клиники университета работают по принципу самофинансирования. Поэтому с ценами бывают проблемы. В этом направлении тоже ведутся работы.

- По данным Государственного экзаменационного центра, большинство подающих документы в резидентуру - девушки. Могут ли из-за этого возникнуть проблемы?

- Мы следим за статистикой, но это личный выбор каждого. Не думаю, что это в будущем может создать какие-то проблемы.

Ильхама Абульфат

ФОТО: Рамиль Зейналов

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество