29 
авг.
2019
13:12
18
45
2081
Virtual karabakh

Вашингтон опасается воевать с Пхеньяном и Тегераном - ИНТЕРВЬЮ

29 авг., 2019
13:12
2081

Вашингтон опасается воевать с Пхеньяном и Тегераном - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью Oxu.Az c политологом, профессором Западно-Каспийского университета Фикретом Садыховым. 

- Сегодня противостояние США с Ираном является одним из наиболее привлекающим к себе внимание международной общественности геополитических процессов. Несмотря на угрозы применения санкций Белым домом в отношении стран, закупающих иранские энергоресурсы, Тегеран продолжает продавать свою нефть. Еще совсем недавно ситуация в Ормузском проливе грозилась вылиться в открытое военное противостояние, а сегодня уже речь идет о возможном диалоге Дональда Трампа и Хасана Рухани. Как объяснить подобную смену декораций?

- Начнем с того, что когда-то лидер Китая Мао Цзедун очень тонко нарек Вашингтон бумажным тигром. То есть во время противостояний с ведущими государствами США очень часто ограничивались угрозами, санкциями и блокадой. Дальше этого, как правило, дело не заходило. На мой взгляд, сегодня история в определенном смысле повторяется. Возможно, правда, уже в каком-то новом формате.

Так, Вашингтон в последние годы применяет санкции против Северной Кореи, России, Венесуэлы и ряда других государств, что, естественно, направлено на экономическое ослабление этих стран, сталкивающихся в результате оказываемого на них давления с определенными проблемами. Более того, Белый дом грозился применением очень серьезных военно-политических акций в отношении этих стран. Однако практика показывает, что в конечном итоге все это заканчивается проведением встреч, переговоров, как это произошло у Дональда Трампа с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном. Вот и сегодня президент США выступает за преобразование "Большой семерки" в "Большую восьмерку", желая возвращения России в компанию сильнейших государств.

Поэтому я думаю, что в Тегеране это хорошо понимают и, по всей вероятности, учитывая нюансы и тонкости, занимают выжидательную позицию, имея уверенность в том, что рано или поздно встреча на высшем уровне состоится.

- Проводимая сегодня президентом Трампом внешняя политика кардинально отличается от внешнеполитического курса, которого придерживались его предшественники - Обама, Клинтон, отец и сын Буши, добивавшиеся своих целей военным путем. Нынешний же хозяин Белого дома делает ставку на внутреннюю политику. Он снизил налоги, что привело к развитию американского бизнеса, в связи с чем вероятность избрания его на второй президентский срок считается достаточно высокой. Можно ли в этом случае предполагать, что "мирная" политика Вашингтона, если победит Трамп, будет продолжена в ближайшие годы?

- Трамп сегодня делает все, чтобы быть переизбранным на второй президентский срок. Это его основная задача сегодня, этой цели служат предпринимаемые им внутриполитические шаги и внешнеполитические акции. Но в свое время, действительно, и Обама, и старший и младший Буши, и Клинтон решительно и активно действовали на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Но речь шла о странах, которые легко было покорить, подчинить, а потом еще и контролировать.

А Северная Корея - это страна с ядерным потенциалом. Что же касается Ирана, то у него все готово для обогащения урана. История показала, что США объявляли Пхеньяну и Тегерану санкции, блокаду, Вашингтону не стоит большого труда отправить свои авианосцы в Персидский залив. Однако начать военные акции против страны, обладающей ядерным оружием и способной дать решительный отпор, нанести удар по близлежащим региональным союзникам США, это, конечно, является серьезной угрозой стратегическим интересам Белого дома. В Вашингтоне все это анализируют и воздерживаются от конкретных военных шагов, потому что понимают, какой ответ может последовать со стороны стран, против которых планируется применить силу.

- США никогда не воевали в открытую против Ирана, не имеющего ядерного оружия.

- Против Тегерана воевать сложно. Это не Ирак и не Ливия. Тегеран умеет защищать свою территориальную целостность и интересы, что прекрасно понимают в США. Да, в Иране пока еще нет ядерного оружия, но они имеют определенные системы ракетной техники, которые применяются против Израиля и в Сирии. Речь идет об обмене ударами.

Если в Ираке сразу же поняли всю серьезность положения и решили не сопротивляться, то Иран - это уже другая история. Здесь никто соглашаться с агрессией и применением военной силы против страны не будет. В Иране есть и мощные военные отряды, и ракеты достаточно мощного потенциала, и фанатично настроенные военно-политические силы, группировки. Я не думаю, что Белый дом не знает об этом. Поэтому свергнуть режим в Тегеране - непростая задача. Взять Иран наскоком и нанести какой-то мощный удар, свергнуть правящий режим у Вашингтона не получится.

Иранский правящий режим достаточно силен, учитывая, что там есть оппозиционные силы. Однако при возникновении угрозы иранской государственности, территориальной целостности и нанесения ущерба их национальным интересам все политические силы в Иране объединяются против общего врага. Тегеран не скрывает, что в случае угрозы собственной безопасности готов нанести ответный удар по американским ближневосточным союзникам. Иран может перекрыть Ормузский пролив, откуда идет основная часть углеводородов в США. И все эти факторы не дают основания Вашингтону с легкостью пойти на силовое решение иранской проблемы.

Расим Бабаев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика