31 
янв.
2020
11:19
7
27
2737
Virtual karabakh

Станислав Притчин: Использование "Газпромом" инфраструктуры TANAP вызовет синергетический эффект - ИНТЕРВЬЮ

31 янв., 2020
11:19
2737

Станислав Притчин: Использование "Газпромом" инфраструктуры TANAP вызовет синергетический эффект - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью Oxu.Az с научным сотрудником Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения Российской академии наук Станиславом Притчиным.

- Наступил 2020 год, и намеченные ранее планы начинают становиться реальностью. В начале января в эксплуатацию был введен газопровод "Турецкий поток". А где-то в середине 2020 года жители Европы начнут получать азербайджанский газ по Южному газовому коридору. Кроме того, Азербайджан готов предоставить Трансанатолийский газопровод (TANAP) для использования другим поставщикам "голубого топлива". Эти два потока создают помехи или дополняют друг друга?

- Что касается сотрудничества России и Азербайджана в контексте использования таких трубопроводов, как "Турецкий поток" и TANAP, то на протяжении уже нескольких лет эксперты говорят, что эти два проекта в целом могут дополнять друг друга и приносить синергетический эффект российскому "Газпрому" и Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). В этом плане заканчивающийся январь принес нам новости в данном вопросе еще и на политическом уровне. Так, Президент Азербайджана Ильхам Алиев и посол России в Баку Михаил Бочарников однозначно заявили об имеющихся предпосылках и возможностях взаимодействия двух стран в вопросах газовых поставок европейским потребителям.

Давайте разберемся, что может дать сторонам использование "Газпромом" возможностей инфраструктуры TANAP в плане поставок российского газа в те европейские страны, в которые в рамках существующих договоренностей поставляет свои энергоресурсы Баку.

Использование российской нефтяной компанией инфраструктуры, построенной Азербайджаном для поставок газа своим клиентам, может вызвать достаточно интересный синергетический эффект. Здесь необходимо учитывать, что "Газпром" и SOCAR имеют несколько разные контрактные обязательства перед своими клиентами. 

SOCAR подписывала соглашения в рамках строительства TANAP и освоения месторождения "Шахдениз-2". У "Газпрома" же существуют свои договоренности, однако наличие свободных мощностей для транспортировки позволяет российской компании быть более гибкой в плане поставок своего газа. Использование "Газпромом" возможностей TANAP на коммерческой основе, когда российская компания будет оплачивать транспортировку газа, позволит SOCAR быстрее вернуть вложенные в строительство Трансанатолийского газопровода средства.

- SOCAR и "Лукойл" подписали меморандум по двум перспективным месторождениям на Каспийском море - "Нахчыван" и "Гошадаш". Каких результатов вы ожидаете от энергетического сотрудничества на Каспии двух стран?

- Можно сказать, что сотрудничество "Лукойла" и SOCAR проверено временем. Начиная еще с 1990-х годов эти компании являются традиционными партнерами в вопросах освоения морских месторождений. Если обратить внимание на географию деятельности "Лукойла", то Каспийское море является одним из важнейших ее направлений. На северном участке моря, в российском секторе Каспия, "Лукойл" уже реализовал три проекта, позволившие компании отработать шельфовую добычу без привлечения иностранных инвесторов. Кроме того, запускается еще несколько новых проектов.

Что касается вышеупомянутого меморандума, то совместная реализация проектов по месторождениям "Нахчыван" и "Гошадаш" в азербайджанском секторе Каспия содержит очень много интересных моментов. Например, это позволяет "Лукойлу" отработать свои технологии по шельфовой добыче, но уже на более глубоководных участках с использованием опыта SOCAR  в этой сфере. Он был получен азербайджанской государственной компанией благодаря многолетнему сотрудничеству с такими ведущими западными компаниями, как British Petroleum, Total, Statoil и Norsk Hydro.

Более того, реализация совместных проектов на новых месторождениях "Нахчыван" и "Гошадаш" послужит не только наращиванию "Лукойлом" своего пакета шельфовых проектов за рубежом, но и укреплению российско-азербайджанского сотрудничества в нефтедобыче.

- А насколько вероятно значительное изменение цен на энергоносители в этом году? Какими рисками это может быть вызвано?

- На самом деле существует не так много факторов, способных серьезно повлиять, например, на повышение цен на нефть на мировом рынке. Свидетельством тому факт, что даже сокращение на треть объемов нефтедобычи в Саудовской Аравии в связи с атакой дронов и кризис вокруг Ирана не привели к серьезному долгосрочному увеличению стоимости "черного золота". Соответственно, сегодняшние цены на нефть относительно сбалансированы.

Да, возможно, они сегодня не очень высокие, что не позволяет реализовывать сложные и дорогие проекты по добыче нефти. И вероятно, в какой-то момент начнет сказываться дефицит нефтедобычи. Но сейчас пока рынок сбалансирован, и, если не произойдет ничего экстраординарного, никаких серьезных катаклизмов по цене на нефть не ожидается.

Что касается газа, то ситуация здесь несколько сложнее. Имеющиеся в этой сфере факторы приводят к тому, что цены на газ снижаются и продолжат снижаться и в будущем. Во-первых, как правило, по долгосрочным контрактам это привязка к нефти, которая, как мы понимаем, скорее всего, не будет сильно расти в цене. Кроме того, специфика газа заключается также в том, что он охватывает региональные рынки.

Например, на европейском рынке мы видим определенный переизбыток предложений. Во-первых, запускаются российские проекты "Турецкий поток" и "Северный поток". Во-вторых, есть проекты TANAP и TAP (Трансадриатический газопровод, предназначен для транспортировки газа с "Шахдениз-2" через Грецию и Албанию в Западную Европу - ред.). Избыточное предложение на рынке создает в том числе целая когорта проектов по сжиженному природному газу и попытки США продавить этот рынок для своих поставщиков.

Также необходимо учитывать два следующих фактора. Во-первых, сегодня в Европе достаточно высокий уровень накопленных запасов газа. Это связано с тем, что в течение всего предыдущего года страны готовились к возможному обострению российско-украинского "энергетического" кризиса, так как заканчивался транзитный контракт между Москвой и Киевом. Это "противостояние" закончилось относительно безболезненно.

Во-вторых, спрос на "голубое топливо" снижает и теплая зима. И, соответственно, в Европе цена на газ в этом году будет также низкая - на грани рентабельности. То есть существуют риски, что и "Газпром" будет торговаться на грани рентабельности и прибыли. То же самое касается и СПГ-проектов.

Расим Бабаев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Экономика