февр.
2020
17:12
32
33
2970
Virtual karabakh

Джавид Имамвердиев: Никогда не уйду из своей профессии, как бы в ней ни было тяжело - ИНТЕРВЬЮ + ФОТО

1 февр., 2020
17:12
2970

Джавид Имамвердиев: Никогда не уйду из своей профессии, как бы в ней ни было тяжело - ИНТЕРВЬЮ + ФОТО

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью Oxu.Az с руководителем Бакинского клуба авторской песни, продюсером и режиссером Джавидом Имамвердиевым.

- Подводя итоги 2019 года, чем он вам больше всего запомнился? Какое событие Вы считаете для себя главным итогом ушедшего года?

- Сложно сказать однозначно. Ушедший год был действительно очень сложным. Ярких побед было действительно очень немного. В области театра и кино за истекший год похвастаться практически нечем. Пытался осуществить несколько интересных проектов, но из-за отсутствия финансирования они так и остались нереализованными. К сожалению, в прошлом году не состоялся традиционный Бакинский международный фестиваль авторской песни и поэзии. Хотя я много гастролировал, выступал на многих фестивалях авторской песни, активно работал в жюри этих фестивалей... Ну и, наверное, самым ярким событием 2019 года для меня стал Международный фестиваль авторской песни в Доброграде, художественным руководителем и одним из организаторов которого мне посчастливилось стать.

- Расскажите об этом фестивале поподробнее. Как получилось, что Вам доверили такое ответственное мероприятие? Какие новшества в него вы смогли привнести?

- Этот фестиваль состоялся в Доброграде - первом частном городе, который построил олигарх Владимир Седов во Владимирской области РФ. Он увлекается авторской песней и уделяет большое внимание развитию нашего жанра. В 2017-2018 годах в Доброграде проходил небольшой фестиваль под руководством Олега Митяева, а в 2019 году руководство города предложило одному из основоположников жанра авторской песни Александру Городницкому возглавить этот фестиваль и, как они выразились, "стать флагом фестиваля". Александр Моисеевич согласился, но с одним условием. Я повторю его слова, мне было очень приятно их от него услышать: "Я готов стать флагом вашего фестиваля, но хочу, чтобы знаменосцем был вот этот молодой человек". И показал на меня.

Вообще, мы уже давно дружим и сотрудничаем с Александром Моисеевичем. Скажу вам честно - это огромное счастье подружиться с человеком, который своим творчеством, причем задолго до вашего знакомства, сформировал тебя как личность. До этого мне посчастливилось поставить юбилейный вечер Городницкого в Кремле на его 80-летие. Затем он доверил мне постановку целого цикла своих юбилейных концертов в Москве и Питере на свое 85-летие.

Но вернемся к фестивалю в Доброграде. Мы с Александром Моисеевичем и известным журналистом и режиссером Натальей Касперович (она тоже бакинка) придумали совершенно новый формат для бардовского фестиваля. Мы сделали "фестиваль фестивалей". Все конкурсанты были уже дипломантами и лауреатами различных фестивалей. География была максимальной: у нас были барды из России, Азербайджана, Украины, Беларуси, Польши, Израиля, Казахстана, Грузии.

В рамках фестиваля авторской песни впервые состоялись кинофестиваль "Авторская песня в кадре" и научная конференция "Авторская песня: вчера, сегодня, завтра", на которой говорили о нашем жанре. Мне кажется, фестиваль в Доброграде может стать одним из крупнейших и важнейших явлений в мире авторской песни.

- Вы сказали, что на фестивале были конкурсанты из Азербайджана...

- От каждой страны были конкурсанты. От нас должны были участвовать двое - Вафа Мамедова как исполнитель и Солмаз Сулейманлы как поэт. Солмаз, к сожалению, не смогла поехать, а Вафа очень удачно выступила, стала дипломантом фестиваля.

- А как вообще обстоят дела в Бакинском клубе авторской песни?

- Наверное, так же, как и везде. Клуб живет своей жизнью. Скоро мы собираемся отметить день рождения Владимира Высоцкого. Надеемся, что в этом году все-таки состоится традиционный Бакинский международный фестиваль авторской песни и поэзии. У нас много интересных авторов. Но, к сожалению, они, что называется, варятся в собственном соку. Практически нет возможности их командировать на различные фестивали, которые проходят сегодня по всему миру - от Австралии и Новой Зеландии до США и Канады.

Я когда-то имел возможность ездить за свой счет. Потом меня услышали и стали оплачивать проживание, питание, дорогу. Теперь даже гонорары иногда платят за выступления и работу в жюри. Но у нас есть очень много интересных авторов, например, Самир Раджабов, Виталий Игольников, Аладдин Ягубов, Сергей Аранович, Георгий Черногоров, Вера Великанова, Ибрагим Имамалиев. Мне бы очень хотелось, чтобы этих авторов услышали. Недавно Ибрагим Имамалиев и Аладдин Ягубов все-таки смогли приехать на фестиваль "Поющий источник", который проходит на Кавказских Минеральных водах. К слову сказать, я был членом жюри этого фестиваля. Ибрагим Имамалиев с первых аккордов покорил огромный зрительный зал, его не хотели отпускать со сцены, а Аладдин стал лауреатом и дипломантом фестиваля. С гордостью могу добавить, что это решение было принято единогласным решением жюри.

- Каковы атрибуты авторской песни? Что определяет жанр?

- Главный и единственный атрибут  - это поэзия, которая имеет право жить отдельно от музыкальной основы. То есть в основе авторской песни должны лежать не тексты, а стихи. И Булат Окуджава, и Владимир Высоцкий, и Александр Городницкий, и Александр Галич - в первую очередь поэты. Кроме того, в авторской песне есть плеяда композиторов - Сергей Никитин, Виктор Берковский, Александр Дулов, Евгений Клячкин. Люди, которые в основу своего творчества берут именно стихи. Движение поющих поэтов. Это главное отличие от шансона, эстрады и вообще от всего. Условно, Игорь Николаев пишет слова, музыку и сам исполняет. Но это не бардовская песня. Еще одно важное для меня определение, которое когда-то высказал Булат Окуджава: "Это песня, которая делается думающими людьми для думающих людей". То есть авторская, бардовская песня - не развлекательный жанр. Люди на фестивали и вечера авторской песни приходят не отдыхать, не развлекаться, не дрыгаться, а думать и сопереживать.

- А как продвигается ваш проект - Фестиваль авторской песни?

- Азербайджан в этом смысле - уникальная страна. Этот фестиваль у нас поддерживается государством - министерствами молодежи и спорта, культуры. У нас есть не только внимание к авторской песне, но и забота о мугаме, об ашугском искусстве.

Мне посчастливилось поставить в Баку за 5-7 лет юбилеи - 100-летие Насибы Зейналовой, Рашида Бейбутова, Лютфали Абдуллаева. То есть у нас берегут и свою культуру, и с огромным уважением относятся к чужой.

Моя идея живет с 2007 года. Правда, с перерывами - в 2015 и в 2019 годах Фестивали авторской песни не проводились. Просто не нашел финансирования. Но я не думаю, что это приговор. За все эти годы у нас было всего два-три частных спонсора. Понятно, что бизнес стремится к получению выгоды, а с культуры стремительных дивидендов не получишь.

На наших концертах аншлаги, на них не надо никого зазывать. В Театре песни Бейбутова набивается зал из 250-300 человек в течение 5-6, а то и 20 дней (были и такие фестивали). Но это не та публика, на которую работает реклама. В российских СМИ этот жанр вообще практически не рекламируется. А у нас, повторюсь, и во время наших фестивалей хорошее было освещение в СМИ, нас приглашали на ТВ, например.

Главная наша задача - это пропаганда Азербайджана на международном уровне. Мы сами себя мало рекламируем, к сожалению. Я думаю, что бардовский и театральный фестивали организуются именно по этой причине.

- На улицах Баку можно увидеть много молодых людей, поющих под гитару. Как они определяют свой род занятий? Знакомы ли Вы с ними?

- Как-то очень давно я написал стихотворение. В нем есть такие строки:

И до дыр снова будут зачитаны любимые книжки,

И любимых своих перед боем шепча имена,

Но во все времена будут петь под гитару мальчишки,

И к неведомым землям стремится во все времена.

То есть петь под гитару на улице будут во все времена. К авторской песне, увы, это не имеет никакого отношения. Они, наверное, и сами не знают, что есть такое явление. Это просто молодость. Для того, чтобы завоевать девушку, лучше выучить три аккорда и спеть ей песенку…

- Романтично очень…

­- Да. Потом это становится увлечением, для кого-то превращается в профессию, а кто-то забывает об этом и иногда поет своей уже жене, бабушке своих внуков: "А помнишь, я тебе когда-то посвятил эту песню?".

- Скажите а в Баку бывают "квартирники"? Сейчас в России и постсоветском мире этот формат вновь начал набирать популярность.

- "Квартирники" популярны не только в России. У меня даже в Америке был "квартирник". Это очень удобная форма проведения концерта, когда не надо оплачивать аренду концертного зала.

В конце прошлого года у меня была поездка на кинофестиваль в Минск. Мои друзья, зная о моем приезде, устроили мне там "квартирник". Когда я был в Америке режиссером-постановщиком Дней культуры Азербайджана, мои друзья, американские русскоязычные барды устроили мне "квартирник" в Сан-Диего.

В Баку для этого есть Центр русской культуры. Вот, условно, любой бард, знакомый со мной или нет, приезжая в Баку, найдет меня и скажет, что хочет встретиться с публикой. Я говорю: денег не будет, у нас свободный вход, но можно приехать, поделиться своими песнями. Потом мы посидим, где-то гитара пойдет по кругу, покажем что-то свое.

А в Америке было совсем наоборот. Когда зрители стали приносить по 20 баксов за мой концерт, я сказал организаторам, что мне не нужны за это деньги. А они мне: "Не порть нам публику, здесь люди привыкли платить". А еще каждый пришел со своей пиццей, бутылкой вина, бутылочкой виски. Так же было и в Израиле: меня и Ибрагима Имамалиева просто передавали от одной компании в другую, и эти маленькие концерты покрыли наши расходы на поездку. Многие барды так гастролируют. Приезжают в Лос-Анджелес и путешествуют по Америке на машине, на поезде, и в каждом городе концерты: те же 20 долларов собирают, зарабатывают, окупают дорогу и так далее.

Насколько я знаю, в Баку "квартирники" иногда бывают в гостеприимном доме Тани Аранович. А еще в Баку в последнее время стали популярны Клубы интеллигенции. Меня несколько раз приглашали в такие клубы по интересам. Замечательный клуб есть у Дели  Фаталиевой, супруги известного драматурга Рамиза Фаталиева. Они собирают бакинскую интеллигенцию в каком-нибудь ресторане, приглашают интересных людей. Я там пел, показывал отрывки из своих фильмов. Фактически это тот же самый "квартирник".

- Перейдем к теме кино. Вас знают как хорошего документалиста. Мой вопрос к Вам как к специалисту в данной отрасли. Почему документальные фильмы не покупают телевизионные каналы? У них же есть бюджеты для этого. Можно ли монетизировать документальное кино?

- По всему миру документальное кино может быть коммерческим, монетизированным. Я не знаю, правомочен ли я отвечать на такие вопросы. Могу судить по собственному опыту. Мой фильм "Удивительная жизнь", посвящённый ансамблю "Гая", показывали по некоторым российским каналам, и я получал за его трансляцию какие-то деньги. Свой  фильм "Герой, похороненный на чужбине" я показал на международном фестивале, а потом его купили для показа, и он принес мне, пусть небольшие, но деньги.

Другое дело, что культуру надо поддерживать. И то, что делает государство, в том числе и в документальном кино, это прекрасно. Наши фильмы показывают на международных фестивалях. Вот за последние три года я третий раз везу свой фильм на международный фестиваль и немного в курсе того, что происходит в этой сфере.

Прокат документальных фильмов довольно проблематичен, и это общемировая тенденция. Но они выполняют свою функцию, и это важно. Например, несколько лет назад мы делали фильм с Жераром Депардье - Back to Caucasian, и его показали по многим мировым телеканалам.

- Документальное кино, как правило, снимают люди с опытом. А есть ли молодая поросль?

- Недавно пришел ко мне один молодой режиссер. Учится в магистратуре в Турции, предложил очень интересную идею. Оказывается, в Турции очень много сел с названием Карабах. И там выходцы из Азербайджана, которые в разное время переселились и создали свой очаг, они этнические азербайджанцы. И он хочет сделать о них фильм. Не знаю, удастся ли ему. Но Минкультуры дает возможность снимать…

- Вы говорите, что сегодня тяжело с финансированием кино. Нет ли желания все бросить и уйти в бизнес?

- Есть гениальный рассказ Натика Расулзаде, который определил многое в моей жизни. Называется "Человек из хора". Человек пел в хоре 16-18-м голосом. Получал свои условные 73 рубля и был абсолютно счастливым человеком. Женился. На эти деньги даже в советские времена семью содержать было сложно. И отец жены устроил его директором каруселей на бульваре. Он стал получать чуть ли ни 70 рублей в день. Купил квартиру, машину, стал содержать семью, но был абсолютно несчастлив. И в результате сошел с ума. Этот рассказ про работу, которая делает тебя счастливым.

Умом я иногда понимаю, что с точки зрения своей семьи, своего ребенка я сделал много ошибок, пойдя именно по этому пути, оставаясь верным своим жизненным принципам. Я понимаю, что через четыре года мой сын окончит школу, и ему нужно будет поступать в вуз. Значит, я должен что-то сделать. Я прекрасно понимаю, что моя профессия не даст мне такой возможности. У меня были предложения, от которых я отказывался, потому что не мог себе представить, что не буду ставить, не буду снимать, не буду мотаться по фестивалям. А для другого человека, наверное, нет таких принципов. И это тоже по-своему правильно, потому что мужчина в первую очередь должен кормить свою семью, делать все для своих детей. Но я никогда не уйду из своей профессии, как бы в ней ни было тяжело. Я обожаю свою профессию и очень горжусь тем, что я режиссер.

- Вы были участником команды КВН "Парни из Баку", а в последнее время часто бываете в жюри молодежного Клуба в Баку. Как Вы видите передачу эстафеты поколений в азербайджанском КВН? Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок продолжил ваше дело?

- Сразу отвечу, что мой сын играет в КВН за команду моей родной 160-й школы, и я очень рад за него. Мне же КВН дал очень многое. Во-первых, очень интересную молодость, друзей, с которыми я не расстаюсь до сих пор, и, наконец, профессию, которой я очень дорожу. Я, безусловно, мечтаю о том, чтобы мой сын и его друзья пережили те же неповторимые эмоции, которые испытывали мы, играя в Москве. Я думаю, что нынешнее руководство Азербайджанской лиги КВН делает все возможное и невозможное, чтобы флаг Азербайджана вновь был поднят на самых важных турнирах Клуба веселых и находчивых. И я надеюсь, что у них все получится.

Намик Гасанов

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Культура