февр.
2020
17:12
93
27
4937
Virtual karabakh

Эльнара Мамедова: В "Геликон-опера" уютно работать и творить - ИНТЕРВЬЮ

8 февр., 2020
17:12
4937

Эльнара Мамедова: В "Геликон-опера" уютно работать и творить - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Большую часть своей жизни оперная певица Эльнара Мамедова проработала в России и не особо стремилась к самопиару. Возможно, поэтому она не очень известна азербайджанскому зрителю. Однако работа в Мариинском театре, ведущие вокальные партии в разных операх России и Европы, участие в жизни азербайджанской диаспоры не остались без внимания руководства страны: в 2018 году ей было присвоено почетное звание "Заслуженная артистка Азербайджана". 

Сегодня Эльнара Мамедова – одна из ведущих артистов известного московского музыкального театра "Геликон-опера". 12 февраля на сцене театра пройдет премьера оперы азербайджанского композитора Леонида Вайнштейна "Золушка". В преддверии премьеры Эльнара Мамедова рассказала Oxu.Az о постановке, своем пути в оперном искусстве и отношениях с коллегами по сцене. 

- Расскажите немного об опере "Золушка". Насколько хорошо в России знают ее автора Леонида Вайнштейна? 

- Опера Л. Вайнштейна "Золушка" основана на одноименной сказке Шарля Перро. Как и в любой сказке, здесь добро побеждает зло. Саму постановку, которую мы сейчас готовим, однозначно можно назвать потрясающей! Она очень красочная, со множеством танцев, с красивыми декорациями. Я искренне влюблена в эту оперу и постановку. Можно смело сказать, что она "обязательна к семейному просмотру". Но, к сожалению, по моим наблюдениям, автора оперы в России знают не так хорошо. Надеюсь, наш спектакль ближе познакомит зрителя с творчеством Леонида Вайнштейна. Ведь его музыка действительно волшебна.

- Эльнара ханум, вы - одна из немногих азербайджанских оперных певиц, сумевших зарекомендовать себя на мировой сцене. Насколько был тернист ваш путь к славе?

- Мой путь в оперу можно назвать чередой стечений определенных обстоятельств, трудностей и переживаний. Не обошлось и без определенной доли везения и, если можно так сказать, знаков свыше. Учитывая то, что я родилась не в музыкальной семье, творческая карьера, тем более в опере, совершенно не была для меня уготована только по факту рождения. 

Все началось с того, что я где-то в шестилетнем возрасте пыталась петь, дурачилась, повторяла песни, которые слышала по телевизору и радио, как и многие дети в этом возрасте. Поэтому родители не придавали этому большого значения. Все перевернулось, когда по телевизору я увидела и услышала Монсеррат Кабалье. И тогда я поняла, что хочу петь именно так и никак иначе, ничто другое меня не интересовало. Родители не могли этого не заметить, и, конечно же, они с самого начала всячески меня поддерживали и помогали во всех начинаниях, хотя и не было понимания, как правильно выстроить сначала музыкальное образование, а потом и карьеру. Но все же волею судьбы я оказалась на прослушивании у одного из самых сильных педагогов по вокалу - Веры Геннадьевны Соболевой, которой я тогда очень понравилась. Конечно, были и определенные проблемы, переживания, я даже бросала пение, занималась каратэ, дзюдо, но все равно возвращалась к вокалу. Такое ощущение, что действительно какая-то сила не давала мне окончательно сойти с этого пути, отказаться от своей детской мечты. Так все и закрутилось: занятия вокалом, потом музыкальная школа им. Бюльбюля, Государственная бакинская музыкальная академия. Потом были оперные академии в Санкт-Петербурге, и сейчас я безгранично рада быть частью творческого коллектива театра "Геликон-опера". Поэтому можно сказать, что у меня в карьере все только начинается, и все главные успехи еще только впереди.

Оглядываясь на ту шестилетнюю девочку, я четко для себя поняла две вещи. Первое: если действительно о чем-то мечтаешь, стремишься чего-то достичь, то никогда не надо опускать руки. Просто необходимо работать и работать над собой. На каждую неудачу нужно отвечать еще большим трудолюбием, и в итоге рано или поздно к тебе придет желаемое. Второе: никогда не надо в своих детях подавлять их устремления и начинания, даже если для вас они чужды и непонятны. Я безгранично благодарна своим родителям за их поддержку и веру в меня. Та, еще небольшая ступенька, на которую я поднялась, это в первую очередь их заслуга, ну и, конечно, замечательных педагогов, с которыми мне приходилось работать.   

- Расскажите о работе в "Геликон-опера". Что сложнее: попасть туда или работать?

- "Геликон-опера" – удивительный театр, который не похож ни на один другой. Я с уверенностью могу сказать, что коллектив театра – одна дружная семья, объединенная творческими идеями своего руководителя Дмитрия Александровича Бертмана. 

Ни для кого не секрет, что любой театр – это достаточно конкурентная среда, но я никогда не думала, что в оперном театре может быть создана такая атмосфера, в которой любой артист чувствует поддержку коллег. Здесь очень уютно работать и творить.

Касательно того, что сложнее, попасть или работать в "Геликон-опера", то тут однозначного ответа нет. Наша работа зависит от субъективной оценки зрителей, критиков, руководства театров. Кому-то твой голос нравится, кому-то - нет. Один режиссер видит тебя в одной роли, другой и представить тебя в ней не может. Я к этому совершенно нормально отношусь, такова наша профессия.

Так я и попала в театр: пришла на прослушивание, спела арию Виолетты из оперы Дж. Верди "Травиата" и понравилась творческому коллективу и руководителям, меня взяли в труппу. Открою вам небольшой секрет: у каждого профессионального певца или музыканта всегда должен быть готов идеально подобранный репертуар для прослушивания, конкурсов, концертов, который подходит именно его голосу и фактуре. Ведь за то короткое время, которое тебе отведено, нужно произвести наилучшее впечатление. А вот уже попав в труппу, артист своей ежедневной работой, усердием и трудолюбием будет доказывать, что его взяли не зря.

- Если ваша дочь решит заняться пением, продолжить ваш путь, будете ли вы этому содействовать? На какие тонкости обратили бы ее внимание?

- Если дочь решит заняться музыкой, то, конечно же, мы с мужем всячески ее в этом поддержим. Опираясь на свой опыт, я всегда помогу ей советом, расскажу, на что обратить внимание в образовании, как лучше строить карьеру. Могу сказать, что она уже сейчас в свои 5 лет проявляет искренний интерес к музыке. И это не удивительно, ведь она с рождения очень плотно погружена в наше творческое сообщество, часто бывает со мной на репетициях и концертах. Но я ни в коем случае не буду ей навязывать музыку. Она должна сама выбрать свой путь в жизни.

- Считается, что оперные певцы должны быть упитанными... 

- Тучность оперных певиц или польза сырых яиц для голоса - это стереотипы. Возможно, это связано с тем, что оперное искусство зарождалось в эпоху, когда, в принципе, пышные женщины были в моде. Но нынешние реалии совершенно другие. Примеры таких мировых оперных див, как Анна Моффо, Элина Гаранча, Лизетт Оропесса, Ирина Лунгу, Надин Сьерра, Джойс Дидонато и многих других, отличающихся своими модельными данными, показывают, что фигура совершенно не влияет на качество вокала. Я придерживаюсь мнения, что оперные певцы, кроме своих вокальных данных, должны обязательно подходить по фактуре исполняемой роли. Так зрителю будет намного понятнее и интереснее познавать мир оперного искусства.

Что касается меня, то могу сказать, что я не придерживаюсь каких-то специальных диет и не провожу много времени в спортзале. Наверное, есть резон похвастаться хорошей наследственностью. Но стоит отметить, что для оперного певца крайне необходимо тщательно заботиться о своем здоровье и физической форме, потому что многочасовой спектакль - это достаточно большая физическая нагрузка.

- К чему, на ваш взгляд, обязывают творческие звания, скажем, "Заслуженный артист", в вашем случае?

- В первую очередь следует сказать, что мое кредо таково - свое дело, тем более любимое, надо делать на 100%. Я очень критично к себе отношусь, и мне сложно прощать себе какие-либо ошибки. Вне зависимости от того, где я выступаю - на большой сцене или в зале на несколько десятков человек, я стараюсь донести произведение по максимуму, не делаю себе послаблений. 

А присвоение такого высокого звания, как "Заслуженная артистка Азербайджана", для меня это в какой-то степени признание Родиной правильности того пути, который я выбрала. Значит то, что я делаю, действительно важно для нашей страны, нашего, безусловно, творческого и богатого на таланты народа. Звание в том числе накладывает на меня дополнительную ответственность и, в первую очередь, перед начинающими азербайджанскими певцами. Я понимаю, что должна еще упорнее стремиться к вершинам, чтобы достойно представлять Азербайджан и быть примером молодому поколению.

- Недавно в оперном мире случился скандал, связанный с Ю. Эйвазовым и Р. Манташьян. В России вы работаете в интернациональной среде. Случаются ли конфликты на национальной почве?

- Я наслышана об этом конфликте, но вся моя информация только из СМИ, поэтому каких-либо выводов делать не могу. Я знаю Юсифа лично. Он и Анна - большие профессионалы и потрясающие артисты. А если говорить в общем, то в нашем мире оперы все говорят на одном языке музыки и обсуждение национальной принадлежности - это полнейший абсурд! Работа артиста заключается в том, чтобы за те пару часов, что идет концерт или спектакль, подарить людям сказку, погрузить зрителей в прекрасный мир музыки и тем самым на время отвлечь их от проблем и быта.

Намик Гасанов

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Культура