27 
июля
2021
18:24
82
11
2698
Virtual karabakh

Ярослав Юрчишин: Опыт Азербайджана в инфраструктурных проектах интересен для Украины

27 июля, 2021
18:24
2698

Ярослав Юрчишин: Опыт Азербайджана в инфраструктурных проектах интересен для Украины

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью восточноевропейского бюро Report с первым заместителем председателя комитета Верховной Рады (парламента) Украины по вопросам антикоррупционной политики, народным депутатом Ярославом Юрчишиным.

- Парламент утвердил кандидатуру нового министра внутренних дел Украины. В своих высказываниях Вы также критиковали бывшего министра внутренних дел за его непоследовательность в антикоррупционной политике. Как вы думаете, каким образом и по каким параметрам новый министр внутренних дел должен выстроить свою работу, чтобы не повторять ошибок экс-министра?

- Наиболее значимым вызовом для Дениса Монастырского будет не повторять ошибки Арсена Авакова в том, чтобы не создать касту неприкосновенных среди ближайшего окружения, то есть борьба с коррупцией возможна только в тех странах и в тех обществах, где перед законом равны все. Если ты заместитель министра внутренних дел, президент, руководитель большой финансово-промышленной группы, но ты старался дать взятку или коррумпировать какого-то чиновника, то ты должен отвечать по всей строгости закона. Если Д.Монастырскому удастся ликвидировать такую клановую систему неприкасаемых особенно среди руководящих из состава министерства внутренних дел, а также службы чрезвычайных ситуаций, национальной гвардии, то есть если все будут отвечать по всей строгости закона, то в принципе тогда, я думаю, он сможет вписать в ее имя перечень эффективных путей борьбы с коррупцией, потому что важность министра внутренних дел в этом противостоянии переоценить очень сложно. Если Национальное антикоррупционное бюро, специализированная анти-коррупционная прокуратура занимается топ-коррупцией, то ежедневная, локальная коррупция, коррупция в сферах образования и местного самоуправления - это все ответственность государственного бюро расследований и, очень часто, полиции. Потому, если Денис Монастырский сам станет таким хорошим примером нулевой толерантности коррупции, у него все должно получиться.

- Есть ли у вас какие-то предложения насчет того, как министр должен это делать?

- Очень хорошим решением будет привлекать к оценке, которая дается дисциплинарными комиссиями, независимых экспертов, представителей гражданского сообщества, может даже международных партнеров. Тут вот возможна одна из тех сфер, где можно очень активно работать и с азербайджанской полицией, когда специалисты по внутренней безопасности, одной из сфер ответственности которых есть борьба с коррупцией, дают оценку действий того или иного представителя полиции, национальной гвардии, государственной таможенной службы, структур. Очень полезно привлекать независимых экспертов, которые не являются представителями структуры, они могут иметь только функции советников, не участвовать в принятии решений, потому что это суверенное право украинских институций, но в то же время их неангажированный взгляд был бы очень полезным и мог бы помочь устранить коррупцию и из правоохранительных органов, и из отношений правоохранительных органов с другими структурами и с гражданами Украины.

- Несмотря на то, что Украина уже около 8 лет выбирает путь реформ по принципу европейской интеграции, в этом процессе наблюдаются задержки. В частности, мы сталкиваемся с бурными дискуссиями в прессе, социальных сетях о том, что коррумпированность, олигархия остаются серьезной проблемой страны. Что мешает устранению этих проблем?

- В самом деле, можно сказать, что Украина очень активно продвинулась в сфере евроинтеграции. У нас есть ассоциация с Европейским Союзом и безвизовый режим для наших граждан. Да, COVID стал еще одним препятствием. Но в то же время не могу не согласиться, что на этом пути есть как очень активные периоды, так и периоды стагнации. И то, что финансово-промышленные группы, или как еще их называют, олигархи, не заинтересованы в очень многих реформах, например, модернизирование энергетической сферы, модернизация сферы использования недр, экологические реформы, реформы судебной системы, также борьба с коррупцией - это факт. Для того, чтобы минимизировать влияние олигархов на эти процессы, фактически другого пути нет, только обеспечение верховенства права, то есть равенства перед законом, независимо от финансовых возможностей, влиять на суды и правоохранительных системы. Ну и второе - это эффективная работа правоохранительных органов. Почему такую очень активную дискуссию и такой живой интерес вызвала...

- Извините, что перебиваю. Если сравнивать с Грузией, то там это произошло очень быстро, а в Украине есть задержки. С чем это связано?

- На самом деле, если анализировать удалось ли Грузии ликвидировать влияние олигархов... Фактически, нет. Если мы посмотрим кто сейчас руководит ключевыми политическими движениями в Грузии, то это все-таки представители финансово-промышленных групп, очень часто которые имеют даже прямые связи с Россией. Например, Иванишвили. То есть Грузии удалось очень быстро допустить первый этап реформ.

В то же время, очень многие реформы не были доведены до конца и если сейчас взять европейские стандарты, да, Грузия ближе к ним, но в то же время, достаточно далеко, чтобы иметь перспективу членства в Европейском Союзе или ставить вопросы о членстве в НАТО, что для Украины, Грузии и многих стран нашего постсоветского пространства является очень серьезным стратегическим направлением, которое минимизирует агрессивное влияние Российской Федерации. Почему в Украине так быстро не удалось? Причина в том, что в 2014 году, когда у нас был самый такой активный всплеск реформ - это было начало оккупации Крыма - часть Луганско-Донецкой Области - Российской Федерацией, а это серьезные ресурсы, которые должны были перенаправиться с реформирования на защиту страны. В то же время не удалось очень серьезно сменить политическую элиту. Фактически, даже после революции достоинства, очень много финансово-промышленных групп имели представителей, да что и греха таить, и сейчас имеют и в парламенте, и в правительстве. Не могут олигархи сами себя реформировать, изменяться в сторону большого цивилизованного бизнеса. Потому тут еще один очень важный момент - привлечение в Украину финансовых средств и, что главное, защита интересов международных инвесторов, в том числе азербайджанских и турецких. Потому что чем больше конкуренции и меньше монополии, тем больше возможности получать для граждан качественные продукты и услуги, а для государства - белую экономику с реальными налогами. Для более активного продвижения реформ, честно говоря, Украине очень часто не хватает даже не то что политической воли, а скорее институциональной силы. Важна реформа децентрализации - Украина достаточно большая страна и не все должно решаться в Киеве. Да, темпы не настолько серьезные, как бы нам хотелось, но в то же время, если сравнивать Украину до 2014 года и сейчас, то все-таки семь лет - это период более системных шагов в направлении евроинтеграции в борьбе с коррупцией. Перспектива есть, двигаемся. А чем больше в Украине будет международного бизнеса, представителей международных финансовых интересов, тем более конкурентной будет среда и тем быстрее будет прогресс.

- Азербайджан уже является стратегическим партнером Украины. Это отмечено и в недавно принятой Украиной Стратегии национальной безопасности. Какой новый этап сотрудничества с Азербайджаном по межпарламентским связям, особенно в курируемых вами сферах, Вы бы предложили?

- Если смотреть приоритеты, то борьба с коррупцией, конечно, не топ-приоритет. Но международное сотрудничество, сотрудничество по борьбе с финансовыми преступлениями, обмен информацией наших прокуратур и правоохранительных органов очень важны, потому что коррупция сейчас выходит на международный уровень и очень часто деньги, украденные в Украине, оседают во Франции, Соединенных Штатах, через оффшорные юрисдикции и опять возвращаются в Азербайджан или Украину, в этой сфере мы очень похожи, у нас одинаковые интересы. Но если говорить про приоритеты, то Азербайджан для Украины является очень близкой страной в нескольких сферах. Во-первых, у нас, как и у вас, есть проблема - это возрождение оккупированных территорий, которые мы должны еще возвратить, а вы уже вернули, возобновление их целостной хозяйственной и социальной жизни невозможно без очень больших инвестиций и взаимосотрудничества в этих сферах. Я думаю, что украинские предприятия могут очень много внести полезного в развитие этого направления. Азербайджан - партнер Украины в энергетической сфере. Нельзя не вспомнить структуру SOCAR, которая является одним из наиболее успешных иностранных инвесторов. После появления SOCAR очень много моих друзей-автомобилистов начали говорить про повышение качества нефтепродуктов в Украине в принципе. Сейчас у нас очень большой интерес в Украине в газотранспортной сфере. Альтернативы "Северному Потоку-2", которые строят Турция и Азербайджан, очень интересны. И я знаю, что в энергетической сфере тоже очень активно ведется работа. И мой коллега, сопредседатель группы межпарламентского азербайджано-украинского сотрудничества Мариан Заблоцкий, недавно говорил про еще одно очень перспективное направление - это развитие связи 4G. Почему для нас это важно? В Украине мобильная связь не очень дорогая, если сравнивать с Европой, но перспективная. У нас есть часть территории, которая, в принципе, не покрыта мобильной связью. В то же время стратегическое направление на диджитализацию дает огромные перспективы. И я очень надеюсь, что сотрудничество в этой сфере продолжится. Следует также отметить, что в Киеве открываются памятники азербайджанским мыслителям, в Харькове, если я не ошибаюсь, создается центр Низами Гянджеви. Есть памятник Муслиму Магомаеву. В то же время, в Славянском университете у вас очень сильная кафедра украинского языка. Вот это и характеризует стратегические отношения - многоуровневое сотрудничество посредством ГУАМ и Восточное Партнерство. Как показывает практика, чем больше каналов, тем больше перспективных направлений, например, инфраструктурные проекты. Здесь пригодится опыт Азербайджана.

- В целом, каким принципам, по Вашему мнению, Украина должна отдать предпочтение в сотрудничестве со своими новыми стратегическими партнерами, в том числе с Азербайджаном?

- Это систематический подход. То из-за чего всегда критиковали Украину: мы очень часто начинаем какие-то проекты, потом появляются некие проблемы и очень серьезные стратегические проекты останавливаются или не доходят до своей первоначальной цели. Потому с нашей стороны это точно стратегическое партнерство. Азербайджан - пример стабильности в таком конфликтной регионе, страна, которая систематически идет к своим целям и готова инвестировать в течение десятилетий для их достижения. Если страна является стратегическим партнером, то бизнес-интересы, в том числе культурные и гуманитарные, должны быть на приоритетном контроле, как законодательной ветви власти (тут я хотел бы сказать, что азербайджано-украинская межпарламентская группа - одна из самых активных в этом и предыдущих созывах), так и на уровне правительства и контактов первых лиц.

- В Украине на протяжении многих лет азербайджанцы принимают активное участие как в общественно-политической жизни страны, так и в становлении нового курса, выбранного страной. Мог бы парламент воспользоваться их активной деятельностью?

- Уже ведется работа в этом направлении. Очень активна группа межпарламентского сотрудничества. У нас сейчас есть представитель крымско-татарского народа в депутатах, в списке также были представители мусульманской общины в Украине. Мы знаем, что в Запорожье и на востоке Украины очень большая диаспора азербайджанцев, я думаю, что в целом, очень реалистично, что в предвыборные списки могут попасть и ее лидеры. Я бы посоветовал представителям азербайджанской диаспоры намного активнее налаживать контакты с разными политическими группами в Украине.

- Нам известны случаи, когда оказывалось давление на азербайджанских бизнесменов. Как Украина может решить эти проблемы в сотрудничестве с новым стратегическим партнером?

- Это проблема не только азербайджанских бизнесменов, сейчас к нам обращаются и канадские предприниматели, а также американские, турецкие и др. Очень часто бывает, что создаются большие проблемы для бизнеса. Один канадский инвестор просто объявил о выходе из проекта. Поэтому тут очень важно не молчать, обращаться к парламенту. У нас есть функция контроля работы правоохранительных органов. Если бизнесмен может определить, где нарушены его права, он обращается к депутату, который или персонально включается в этот процесс, или через запросы правоохранительным органам привлекает внимание к данному вопросу. В украинском парламенте есть специальная следственная комиссия по работе с инвесторами, в которую можно также обратиться.

- В Верховной Раде Вы курируете антикоррупционную политику, которая является наиболее уязвимой точкой процесса реформ. Могли бы Вы спрогнозировать, когда Украине удастся решить эту тяжелую для нее проблему?

- Наиболее уязвимой точкой любой реформы является неэффективно работающая судебная система. Сейчас буквально на этой неделе мы приняли два главных закона, которые помогут очистить систему от людей, которые действуют не в государственных интересах, а для собственного обогащения или работы в интересах олигархов своей финансово-промышленной группы. Если удастся эффективно реализовать положение этих законов - а тут большая ответственность на президенте, как на инициаторе и человеке, который взял на себя лидерство в этой реформе, то на протяжении 1,5-3 лет у нас есть возможность закрыть эффективный цикл борьбы с коррупцией. Сейчас наиболее большая проблема, как рейдерских захватов, так и перераспределения незаконного имущества, это то, что все легализируется судами. И очень важно, чтобы они были независимыми, профессиональными и в то же время стояли на страже верховенства права. После того, как суды заработают эффективно, все препятствия на пути реформирования будут ликвидированы. И тогда Украина будет более прогнозируемой, более системной в своих отношениях как с гражданами, так и с нашими стратегическими партнерами.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество