17 
февр.
2015
18:56
60
182
15026
Virtual karabakh

Рамин Мусаев: Ошибка местных бизнесменов – они не любят платить специалистам

17 февр., 2015
18:56
15026

Рамин Мусаев: Ошибка местных бизнесменов – они не любят платить специалистам

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

«Заниматься надо тем, к чему лежит душа».

В рамках проекта Business Time Oxu.Az представляет интервью с владельцем и директором онлайн журнала Autograph.az и блоггером Рамином Мусаевым

- Вы достаточно известный предприниматель, основатель журнала «Автограф». Расскажите о начале своего пути – о чем мечтали, чего хотели добиться? 

- В детстве все мечтают в основном о каких-то романтических профессиях, и я не был исключением. Я очень любил рисовать, а еще мне, как и всем мальчикам, очень нравились машины. Вот я их и рисовал. В то время был только один журнал об автомобилях – «За рулем», вот я и читал его от корки до корки, и срисовывал оттуда автомобили. 

Постепенно моя мечта оформилась – я хотел стать автомобильным инженером, в то время слово «дизайнер» было не в ходу. 

Еще я мечтал путешествовать по миру. 

Но судьба распорядилась так, что я получил экономическое образование и какое-то время работал по специальности – бухгалтером, экономистом, потом начал работать в банке.

Год я проучился в Турции, что очень сильно помогло мне в дальнейшей работе. Тем временем работать в банке мне уже стало скучно, и я решил уйти в собственный бизнес. 

- Вот отсюда подробнее, пожалуйста. 

- Это было в 1998 году. У меня были уже обширные связи, в том числе и в различных консалтинговых компаниях. Я открыл собственную компанию, которая называлась «Нар Холдинг» - в честь моей супруги Нармины. По поводу этого названия, кстати, многие высказывали самые разнообразные предположения – от «Narmina and Ramin» до «Нахичеванская Автономная Республика» (смеется). 

Я занимался привлечением инвестиций в страну, хотел привлечь серьезные средства в производство. Также наша компания занималась консалтингом. Еще мы основали собственную типографию – кстати, одну из лучших на тот период. Вот благодаря этой типографии мы впоследствии и начали свою издательскую деятельность. 

Первым вышел в свет журнал «Автограф». Вот так вот и осуществилась моя детская мечта об автомобилях. Правда, я не стал конструктором, инженером или дизайнером, но посредством этого журнала я с тех пор и поныне имею самое непосредственное отношение к автомобилям – мы их испытываем, снимаем, бываем на выставках, пишем о них. Стиль журнала – целиком и полностью дело моих рук, я продумывал каждую мелочь. 

Также мы с супругой основали журнал «Пассаж», затем свет увидел и журнал «Arkhitech», являвшийся результатом моего увлечения архитектурой и дизайном, высокими технологиями в области дизайна. Журнал выходил с 2004 года по 2011 год.  

«Автограф» с 2013 года перешел в онлайн режим. Вообще я считаю, что печатные издания себя уже изжили. «Пассаж» все еще выходит в печатной версии, но уже есть сайт и мы как раз работаем над его контентом. 

- А почему вдруг экономист, бизнесмен, пришел к идее выпускать журналы? 

- Как и любой бизнес, этот также приносит прибыль. Кроме того, заниматься надо тем, к чему лежит душа, только тогда можно добиться успеха. Мне это было интересно, мы были одними из первых, кто стал выпускать в Азербайджане глянцевые журналы,  у нас хорошая команда. Постепенно я начал писать и сам, но мне пришлось многому учиться заново, потому что я не был филологом или журналистом. Со временем мне так понравилась эта работа, что я решил полностью посвятить себя ей, хотя параллельно я продолжал заниматься другим бизнесом тоже. 

Нас часто приглашают в другие страны на тест-драйв новых автомобилей, там я испытываю самые новые автомобили, которые еще не поступили в продажу – от самых бюджетных до люксовых. Я получаю настоящее удовольствие от таких поездок. 

- Многие в нашей стране жалуются, что собственный бизнес вести трудно. Что Вы думаете по этому поводу? 

- В принципе, основать успешный бизнес трудно везде. Самая первая и большая ошибка начинающих бизнесменов – это неправильная оценка своих сил и возможностей. 

Азербайджан – это не США и не Европа, тут совершенно другой рынок,  и те законы, которые успешно применяются там, тут могут просто не сработать. Во-первых, у нас очень мало хороших специалистов. 

Во-вторых, люди часто открывают свое дело, ничего в нем не смысля – просто идут по стопам кого-то, кто уже добился в этом деле успеха, нимало не заботясь о том, что у них нет элементарных знаний в этом вопросе. Стандартный подход к ведению бизнеса в Азербайджане – начать продавать свою продукцию или услуги по ценам ниже, чем у конкурентов. Это большая глупость! Этим самым бизнесмен снижает свой же собственный доход. В-третьих, люди не учитывают сотни самых разных нюансов, не думают о расходах,  которые могут возникнуть уже по ходу дела. 

Перед тем, как открыть собственное дело, человек должен составить бизнес-план,  рассчитать, потянет ли он все первоначальные расходы, готов ли рискнуть своими или чужими деньгами. 

Вообще сейчас заниматься бизнесом довольно сложно. 

- То есть Вы считаете, что ситуация с бизнес-климатом в нашей стране ухудшается? 

- Нет, скорее наоборот. Но бизнес проще делать в период хаоса – тогда можно заработать крупные деньги. Но наша страна сейчас движется в направлении легализации бизнеса – например, во многих местах уже отказались от наличного расчета в пользу банковских переводов, идет борьба с коррупцией.  

Хочет этого кто-то или нет, но коррупция будет упразднена, и через это прошли все ныне развитые страны. Я помню, в 90-х годах была такая программа TACIS, в рамках которой я встречался с одним французским специалистом. Когда мы описывали ему нашу экономическую ситуацию, он сказал, что через это все они уже в свое время проходили – и через коррупцию, и через аферы. Хотя, в общем, коррупция есть везде и сейчас – и в той же Франции, и в США, и в Англии, просто там речь идет о других цифрах, другом уровне. 

Я очень хорошо знаю историю экономики Турции. Сейчас мы проходим точно такой же путь, но с отставанием на 10 лет. В 90-х годах в Турции нам рассказывали о различных финансовых махинациях, в частности о пирамидах, с которыми мы тут столкнулись спустя несколько лет. 

Есть еще такой момент, как нездоровая конкуренция – то есть, когда кто-то у нас добивается успеха в каком-либо сегменте бизнеса, его сразу начинают копировать целые толпы совершенно некомпетентных людей, желающих заработать денег на его успехе. Но так как в деле этом они ничего не смыслят, то портят хорошее начинание, и сами ничего не добиваются. 

Еще одна ошибка местных бизнесменов – они не любят платить специалистам. 

Что же касается коррупции, то есть и такой аспект – люди сами дают взятки, они привыкли это делать,  считают, что без этого ничего не получится. Взять, к примеру, процесс получения прав на вождение автомобиля. Люди думают, что получить права законным образом невозможно, но они ведь ошибаются! Тот, кто хочет, учится, сдает экзамен и получает права. 

Людям лень учиться, им проще дать деньги, чем нанять хорошего специалиста, например, опытного бухгалтера, который будет вести его финансовую отчетность, или хорошего маркетолога, или PR менеджера. Но хорошему специалисту надо платить хорошие деньги, а к этому многие доморощенные бизнесмены не готовы. Экономят также на лицензионном программном обеспечении, что, в конечном итоге, естественно, плачевно отражается на доходах. 

- Справедливости ради надо заметить, что хороших специалистов у нас не так уж и много… 

- Да, это так. Во главе всего стоит образование. Много людей сейчас ездит учиться за границу, но, уверяю вас, что на самом деле далеко не каждый из них получает там хорошее образование. А зарплату они требуют очень высокую,  при том, что не обладают необходимыми навыками. 

Вот сейчас в сфере образования идут очень положительные процессы. Я лично знаком с министром образования Микаилом Джаббаровым,  и уверен,  что в итоге он сможет перевести образование на качественно новую ступень. Я много общаюсь с молодежью и вижу разницу. Многие студенты говорят, что их заставляют учиться, а система взяток постепенно уходит в прошлое. 

- Как издатель Вы постоянно общаетесь с журналистами. Что Вы можете сказать об уровне современной азербайджанской журналистики? В последнее время в адрес моих коллег раздается слишком много критики. 

- Ой, это очень сложный вопрос. Я сам тоже иногда пишу, в основном на Фейсбук, меня даже называют блогером (смеется). На протяжении дня я читаю местные новости и могу сказать, что на самом деле журналистика у нас находится в не самом лучшем состоянии. 

Есть хорошие журналисты, но их катастрофически мало, основная же масса просто не хочет ничему учиться, они не хотят работать над собой. Нередки случаи размещения совершенно неграмотных заказных статей, написанных явно не профессионалом. 

Я часто бываю на пресс-конференциях и наблюдаю, что журналисты задают абсолютно не оригинальные, тривиальные вопросы, зачастую вообще не имеющие отношения к теме. 

Ну и надо, конечно, учитывать предпочтения читателей. Помните ту нашумевшую фотографию обнаженной девушке в отеле Fairmont?  Это же я ее первый выставил (смеется). И сколько потом про нее говорили, писали, делали перепосты… 

Журналист должен воспитывать читателей, но на деле получается наоборот. Наши СМИ идут знаете каким путем? Дайте читателям то, что они хотят. Я понимаю, что нужен рейтинг, но с другой стороны, нельзя полностью идти у них на поводу. Вы посмотрите, какие заголовки у местных новостей! Кто-то кого-то убил, расчленил, зарезал, изнасиловал… Это сплошь и рядом. Такое впечатление, что контент подбирают садисты и сексуальные маньяки. И ведь читатели, особенно молодежь, начинают постепенно воспринимать такие новости, как обыденные, насилие становится нормой.   

Проблема заключается еще и в том, что у нас практически нет меценатов. В начале 20 века, например, многие богатые люди в Азербайджане финансировали различные проекты, оплачивали обучение одаренных молодых людей. В нынешнее же время это стало немодным, непопулярным. Нам надо постараться опять ввести это в моду.  

- Какое, по-вашему, будущее ждет медиа в Азербайджане? 

- Еще один сложный вопрос. В нашей стране вообще очень трудно делать какие-либо прогнозы. Говорят же – если хочешь рассмешить Бога, поделись с ним своими планами. Так же и с прогнозами. Вообще после аварии, в которую я попал, и которая разрушила все мои далеко идущие планы на 2013 год, я стараюсь избегать строить планы и делать прогнозы. Я всегда говорю, что планы у меня только на сегодня, ну или максимум на завтра, потому что я больше не хочу смешить Бога (смеется). 

С одной стороны, в нашей стране сейчас идут глобальные процессы, проводятся мероприятия мирового уровня. Это очень хорошо, потому что идет развитие страны, вкладываются деньги в развитие каких-то структур, строятся новые объекты. Если раньше нас за границей вообще не знали, то сейчас, когда говоришь, что ты из Азербайджана, то все уже понимают, о какой стране идет речь. 

Пресса играет во всех этих мероприятиях немаловажную роль, ведь медиа – это на самом деле пятая власть. Во всем мире к прессе относятся с уважением. Я часто бываю в других странах и вижу, с каким вниманием там относятся к журналистам – мы остаемся в люксовых отелях, нам предоставляют самые комфортабельные автомобили. Такое уважение объясняется тем, что журналисты в мире показали себя реальной силой, которая может влиять на события. 

У нас же пока пресса очень слабая и мало кого из журналистов реально уважают. А все потому, что нет уровня, нет профессионального подхода к делу, за очень редким исключением. 

- После аварии Вы какое-то время провели в инвалидном кресле. С какими трудностями Вы тогда столкнулись? 

- Было очень тяжело. Я помню, что когда я выезжал куда-то в коляске, то часто ловил на себе недоуменные взгляды, будто говорившие – и что тебе дома то не сидится? Спуски в подземных переходах ужасны – инвалиду их не осилить. Сейчас ситуация несколько лучше – завезли новые автобусы с пандусами для инвалидов, в лондонских такси тоже есть пандусы, хотя подняться по ним все же очень тяжело.

Инвалиды у нас в основном сидят дома. В одном из интервью я говорил, что это люди, которые видят небо из окон своего дома. Я сам прошел через это, у меня был период, когда я понял, что просто больше не могу вынести этого вечного сидения в четырех стенах, у меня началась депрессия. 

В Европе, США, инвалиды ведут активную социальную жизнь – они повещают театры, музеи, кино, ходят в рестораны. У нас же инвалиды лишены элементарных радостей жизни. 

Я думаю, что надо этот вопрос поднимать активнее и чаще, надо писать об этом постоянно, чтобы там, наверху, наконец, обратили внимание на проблему и решили ее. 

- В пятницу 13-го Вы запустили свой блог на новом сайте. Почему именно в этот день? 

- Всегда избегал цифры 13 - мне казалось, что она приносит неудачу. Но 2013 год показал, что на все надо смотреть с точки зрения «стакан наполовину полон». Сейчас не избегаю, и даже решил именно в этот «страшный» день объявить. Давно планировал создать сайт, так как найти предыдущие статусы в «Фейсбук» очень тяжело.

Посмотрев блог коллеги Афет Багировой, я перешел на сайт WordPress и легко создал блог. Пришлось несколько дней переносить старые статусы, подобрал к ним иллюстрации. Получилось неплохо. А в качестве адреса выбрал свое имя и фамилию, которую знают все, т.е. ramin-musayev.com. Ведь самые известные бренды в мире носят имя создателя. Я тоже иду по этому пути (смеется). 

Хочу делиться своими мыслями и наблюдениями. Но стараюсь вкладывать в статусы весь свой юмор и сарказм. Ведь нам в тяжелые дни требуется смех, который продлевает жизнь. В сети у меня свой образ, в жизни же я не всегда такой, иногда притворяюсь серьезным. 

Когда дело касается работы, я серьезен, а так стараюсь быть веселым и озорным. Ведь это всем нравится, стараюсь быть искренним и рассказывать веселые истории. 

Ну и напоследок расскажу короткий анекдот: 

- Чувство юмора – это единственное, что отличает человека от животного.

- А если у человека нет чувства юмора?

- Тогда и различий никаких нет.  

- Спасибо большое за интересное интервью! 

Алия Исмаилзаде
Фото: Нусрат Абдуллаев
www.oxu.az

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Интервью