15 
марта
2018
10:10
94
30
3417
Virtual karabakh

Политолог: Москва не в том положении, чтобы портить отношения с Баку

15 марта, 2018
10:10
3417

Политолог: Москва не в том положении, чтобы портить отношения с Баку

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

В Баку началась четырехсторонняя встреча глав МИД Азербайджана, Турции, Ирана, Грузии с участием министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, главы внешнеполитического ведомства Ирана Джавада Зарифа и вице-премьера Грузии, министра иностранных дел Михаила Джанелидзе.

Данный формат для региона является первым и беспретендентным в сотрудничестве четырех государств. Другой вопрос в том, что каждая из стран имеет свои интересы и подходы к тем или иным темам касательно региона. О том насколько данный формат удачен и что он может дать, рассказал Oxu.Az грузинский политолог Гела Васадзде. 

- Как вы оцениваете первую встречу данного формата? 

- Ну оценивать саму встречу можно только по результатам, а они нам пока неизвестны. Что касается самого факта проведения встречи в подобном формате, думаю это очень интересно. Судите сами, за годы прошедшие после обретения независимости, Грузия и Азербайджан уже реализовали ряд двусторонних и региональных проектов, совместно с Турцией.. Речь идет прежде всего о транспорте и энергетике. Появление Ирана c данном формате несомненно открывает очень серьезные дополнительные возможности.

Возьмем к примеру транспорт, у нас часто говорят о китайском мегапроекте «Один пояс- один путь», рассматривая Грузию и Азербайджан как часть так называемого центрального сухопутного Шелкового пути, пролегающего из Китая в Европу, через страны Центральной Азии и Южный Кавказ. Несомненно этот путь очень важен для нас и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс составная часть этого пути. Но давайте не будем забывать, что Китай уже построил очень мощную современную инфраструктуру через Пакистан и Иран к Персидскому Заливу, так называемый южный Шелковый путь. По сути формат Иран-Азербайджан-Грузия-Турция это соединение южного и центрального Шелкового пути. 

То же касается и энергомаршрутов. Присоединение Ирана к энергетическим маршрутам, пролегающим через Турцию, Грузию и Азербайджан, несомненно увеличит привлекательность этих маршрутов и их возможности. Напомню, что Иран вторая страна в мире по запасам газа и четвертая по запасам нефти.  Это так сказать, что лежит на поверхности.

То есть у такого формата есть внутренняя логика, которая делает подобный формат очень выгодным для его участников. Ну а что касается реализации, то тут все зависит от множества факторов. 

- Насколько данный формат сможет служить безопасности региона и развитие экономического сотрудничества?

- С развитием экономического сотрудничества, думаю, все ясно. Теперь что касается безопасности. Чем больше мировых и региональных игроков будут заинтересованы в мире и стабильности на Южном Кавказе, тем больше вероятность сохранения этого самого мира и стабильности. В данном случае в проекте задействованы два из трех региональных игроков, речь об Иране и Турции, и два из трех мировых игроков, речь о Китае и Евросоюзе. Судите сами, насколько этот проект важен. 

- Как на данный формат будет реагировать США и Россия?

- Это хороший вопрос. В какой-то степени данный формат создает определенные неудобства и конкуренцию как США, так и России. Давайте разбираться в какой.

Если мы говорим о неудобствах для США, речь идет прежде всего о политическом аспекте проблема. Нынешняя администрация достаточно конфронтационно относится к Ирану,  не все гладко и в американо-турецких отношениях. Кроме этого существует и контекст американо-китайского глобального противостояния. Но тут стакан как наполовину пуст, так и наполовину полон.

Вашингтон не может не понимать, что участие в подобном проекте его ближайшего стратегического союзника на Южном Кавказе, речь идет, конечно, о Грузии, создает дополнительные возможности как элемент коммуникации с Баку, Тегераном и Анкарой, так и возможности для продолжения данного формата с направлением на ту же Украину. Так что не думаю, что со стороны Штатов будет особое сопротивление данному формату.

Что касается России, то тут больше проблем экономического, нежели политического характера. Понятно, что маршруты через Азербайджан и Грузию являются конкурентами российским проектам. С другой стороны, существует коридор Север-Юг в формате Иран-Азербайджан-Россия. И вот тут наибольшую гибкость и дипломатию должны проявить в Баку, чтобы минимизировать возможные негативные последствия в азербайджано-российских отношениях. Хотя, я не думаю, что сегодня Москва находится в том положении, чтобы портить отношения с Баку, тем более по теме, в которой заинтересованы Анкара и Тегеран.

Так что давайте будем оптимистами. Чем больше эффективных проектов, тем лучше. Это аксиома.

Р.Г.
www.oxu.az

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика