23 
февр.
2019
11:27
83
39
2721
Virtual karabakh

Иран нужен Москве как инструмент давления на Вашингтон - ИНТЕРВЬЮ

23 февр., 2019
11:27
2721

Иран нужен Москве как инструмент давления на Вашингтон - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Несмотря на то, что Россия и Иран являются союзниками в вопросе урегулирования сирийской проблемы, в отношениях двух стран все равно есть много противоречий. Ни для кого не секрет, что участие Тегерана в этом процессе в определенной степени мешает Москве, и, как результат, она была бы не против контролировать Сирию в одиночку.

Но в связи с тем, что иранцы воевали в Сирии еще задолго до прихода России в этот регион, избавиться от их присутствия Москве не удается. Экономические санкции США в отношении Ирана сильно пошатнули стабильность в стране, а потому и условия резко поменялись. О том, как сегодня развиваются отношения России и Ирана, какие процессы идут в Сирии, рассказал в интервью Oxu.Аz иранист, эксперт по Ближнему Востоку Игорь Панкратенко.

- В СМИ появилась информация о том, что Россия выделила Ирану пять миллиардов долларов в качестве кредита. Вам не кажется, что Россия таким образом пытается откупиться за противоречия, которые возникли у сторон в Сирии?

- Не думаю. Здесь как раз та ситуация, когда «мухи и котлеты - отдельно». Прежде всего, с этим кредитом далеко не все понятно. И информация по нему весьма противоречивая, причем, как о размере кредита, так и о том, для чего он предназначен.

Оптимисты утверждают, что за счет этого кредита будет профинансировано 35 приоритетных проектов в сфере энергетики и ж/д транспорта, о которых Путин и Рухани договаривались в 2015 в Тегеране (именно эта сумма тогда и фигурировала).

Реалисты же склонны считать, что речь идет о выделении средств, на которые Иран закупит российскую пшеницу, которая на иранских предприятиях будет переработана в муку, а затем реэкспортирована в те же Ирак и Афганистан. А когда эти страны за данные поставки рассчитаются, тогда Иран будет возвращать заемные средства.

В Москве рассчитывают, что Тегеран закупит до 37 миллионов тонн пшеницы, на это она готова открыть ему кредитную линию. Ну а что там по конкретным суммам этой негоции - посмотрим в конце года.

- Есть мнение, что Иран станет членом ЕАЭС. В условиях, когда ЕАЭС, по сути, - достаточно экономически неэффективная, если не сказать - «мертвая» организация, зачем Ирану это надо?

 - Для мертвого ЕАЭС ведет себя достаточно живо, хотя, конечно, во многом это имитация бурной деятельности на фоне не слишком успешной экономики данного проекта.

Но вы забыли упомянуть еще одно обстоятельство - санкции в отношении Ирана. Достаточно трудно представить, что в ЕАЭС их проигнорируют, и торгово-экономическое сотрудничество с Тегераном будет развиваться безо всяких ограничений. Боюсь, все будет наоборот.

Но вот что касается того, зачем это нужно Ирану… Здесь, на мой взгляд, тон задает не экономика, а чистая политика. Рухани сейчас принципиально важно, хотя бы для собственного политического выживания, продемонстрировать, что никакой такой изоляции не существует. А планы по ее установлению вокруг Исламской Республики раз за разом терпят крах то в Европе, то вот теперь на так называемом «евразийском пространстве».

А отсюда следует, что в нынешнем состоянии Тегерану действительно принципиально быть членом любых подобных структур в качестве кого угодно - хоть чучелка, хоть тушки - и с минимальной рефлексией на тему экономических выгод от этого членства.

Не самая, кстати, худшая политика: в мире все меняется, и то, что кажется неэффективным сегодня, может предстать совершенно в другом свете завтра. Но это неточно…

- Не кажется ли вам, что Россия выталкивает Иран из Сирии, чтобы на двоих с США решать этот вопрос? Кстати, такой формат был бы интересен Израилю.

- То, что Москву раздражает иранское присутствие в Сирии, более того, наращивание этого присутствия в тех формах, в которых оно происходит сейчас, не вызывает сомнений.

И интересы, а точнее, озабоченность Израиля этим обстоятельством Москвой расценивается как первостепенной важности фактор. О чем российские дипломаты говорят с предельной, я бы даже сказал, запредельной откровенностью.

Москве хотелось бы полностью приватизировать свой достаточно относительный успех - сохранение Асада у власти и восстановление Дамаском контроля над значительной частью Сирии. А тут, представьте, какие-то иранцы мельтешат со своими требованиями, интересами и амбициями, всю картину портят, карты путают, утверждают, что они тоже на какой-то кусок пирога претендуют, тоже, дескать, воевали. Согласитесь, напрягает, да?

И вызывает противодействие. Пока еще не слишком активное, на уровне подковерных схваток и жесткой интриги в борьбе за контроль над Дамаском, над отдельными вполне конкретными личностями. 

Но вот то, что эти действия осуществляются с надеждой на внимательное к ним отношение именно Вашингтона - достаточно, на мой взгляд, спорно. Нет, это присутствует, конечно, но не как самое главное. Гораздо важнее для Москвы сейчас - это заинтересовать контролируемой Асадом частью Сирии Лигу арабских государств, добиться возвращения страны в эту организацию, что активно лоббируют сейчас российские дипломаты.

Ну и вполне очевидно, что Иран в этих раскладах совершенно лишний…

- Понятно, что Россию и Иран не назвать союзниками. Выходит, что Москва пытается в сложившихся условиях оставить Иран наедине с США?

- Не совсем так, это немного упрощенный взгляд на проблему. Отношения с Тегераном нужны Москве как инструмент давления на Вашингтон. Некоторое время назад она активно разыгрывала эту партию, но сейчас по целому ряду причин не считает это слишком актуальным. Поэтому в ход пошла несколько иная тактика - раз Вашингтон раздражает все, связанное с Тегераном, российская сторона периодически, хоть и весьма аккуратно, «плещет маслица в костерок»: где-то усилит акценты, где-то многозначительно промолчит и так далее.

Определенная часть наблюдателей на это, простите уж за вульгаризм, откровенно ведется. Отсюда масса материалов-страшилок в СМИ о союзе Тегерана и Москвы, их совместных планах и тому подобном.

Но нужно понимать, что по целому ряду очень серьезных причин в отношениях между Россией и Ираном постоянно присутствует та «красная линия», которую Кремль не переступит ни при каких обстоятельствах, как бы тяжко не складывались у него отношения с Белым домом.

Сколько-нибудь серьезные партнерские, не говоря уже о союзнических, отношения между сегодняшней Москвой и Ираном невозможны. Российскому руководству они не нужны, более того, они вредны и даже опасны, никакого серьезного «иранского кейса» у Кремля нет. И нужно понимать, что все эти разговоры о «стратегическом партнерстве» и прочие «красивости» - всего лишь краткосрочные интриги, пустая риторика, не имеющая отношение к действительности.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика