11 
мая
2019
09:45
117
31
4783
Virtual karabakh

Политолог: Пашинян ставит под удар российскую дипломатию

11 мая, 2019
09:45
4783

Политолог: Пашинян ставит под удар российскую дипломатию

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

После прихода к власти в Армении Никола Пашиняна в отношениях России и Армении наблюдается определенное похолодание. Российский политический истеблешмент не доверяет новой политической элите Армении. Это можно видеть и по встрече между Дмитрием Медведевым и Николом Пашиняном.

О том, какие процессы сейчас развиваются в отношениях между Россией и Арменией, о ситуации вокруг карабахского конфликта, рассказал в интервью Oxu.Аz российский политолог Алексей Фененко.

- Недавно состоялась встреча Пашиняна и Медведева. Как вы считаете, как вообще в России относятся к новой власти Армении?

- К новой власти в Армении в России относятся настороженно. За минувший год Москва еще не видела дружественных жестов со стороны Еревана. Пашинян периодически говорит о партнерстве и дружбе с Россией.

Но при этом Армения сохраняет все программы партнерства с НАТО и ведет переговоры об их расширении. Сохраняется действие подписанного в декабре 2017 года договора об ассоциации Армении и ЕС, который объективно размывает политику единого таможенного тарифа в рамках ЕАЭС.

Армения с сентября прошлого года фактически блокирует работу ОДКБ, что вызывает уже недовольство со стороны Беларуси и Казахстана. Премьер Пашинян периодически посещает страны ЕС, ведя переговоры о расширении их участия в процессе карабахского урегулирования и просто их военного партнерств с Арменией. (При том, что большинство стран ЕС - это члены НАТО).

Все это порождает в Москве опасения, что Пашинян намерен окончательно развернуть курс Армении на Запад, а тот поддержит антироссийскую стратегию Еревана. Интересный момент: говоря о новой власти в Армении, эксперты фокусируют внимание на фигуре премьера Пашиняна. Фигура президента Саркисяна остается как бы в тени.

Между тем, Саркисян, судя по его официальным заявлениям, придерживается еще более прозападной позиции, чем Пашинян. Полномочия президента в Армении сокращены, но полностью сбрасывать со счетов эту фигуру не стоит.

Иначе говоря, Пашинян еще, возможно, не самый неудобный партнер для России в армянском истеблишменте. Эти проблемные темы Пашинян не пожелал обсудить на встрече с Медведевым, что само по себе тревожный симптом.

Уход от проблем означает, что одна из сторон уже не рассматривает другую как полноценного партнера. (Нечто похожее было в российско-украинских отношениях при президенте Януковиче).

Проблемы не решаются, а загоняются вглубь. Москва при этом опасается возможного выхода Еревана из ЕАЭС - это станет ударом по недавно созданной организации. В Кремле также опасаются возможного раскола ОДКБ в связи с действиями Армении, которые блокируют ее работу. А это уже ставит вопрос о сохранении единой системы ПВО в рамках ОДКБ.

- После встречи Алиева и Пашиняна в Вене появились ли определенные шансы в урегулировании карабахского конфликта?

- Пока итоги встречи у меня вызывают большой скепсис. Премьер Пашинян постоянно говорит о поиске путей карабахского урегулирования. Но зачем искать какие-то пути? В июне 2016 года в Петербурге при посредничестве России был согласован план первоочередных шагов по мирному урегулированию, в частности - демилитаризация прилегающих к Карабаху семи районов Азербайджана (формула «2 плюс 5»).

Почему бы не реализовать этот план, под которым стоит подпись Армении? Пашинян ведет себя так, словно не замечает этого плана. Но если Армения с ним не согласна, то следует отозвать подпись или денонсировать его.

Если Пашинян с ним согласен, то не ясно, зачем вести переговоры с США и Францией о выработке нового документа по карабахской проблеме. Под ударом оказывается российская дипломатия: ведь Армения, союзник по ОДКБ, по факту игнорирует план урегулирования, разработанный при посредничестве России.

- Многие эксперты считают, что если процесс не будет развиваться, то следует ожидать обострения конфликта. Как вы считаете, насколько это возможно?

- Пока перспектива военного конфликта в Карабахе невелика. Но в будущем исключать такого варианта до конца нельзя.

Пашинян настаивает на включении в переговорный процесс так называемого «правительства Нагорного Карабаха», что неприемлемо для Азербайджана. Итогом может стать крах переговорного процесса с последующим возобновлением столкновений на линии ограничения.

В Армении многие недовольны решением Ереванского саммита ОДКБ в октябре 2016 года, согласно которому гарантии безопасности ОДКБ распространяются на Армению, но не на Карабах. (Кстати, это стало одним из толчков к «цветной революции» в Армении в мае 2018 года).

Правительство Пашиняна видит вариант сбалансировать ситуацию за счет развития военного партнерства с НАТО, вплоть до символического американского присутствия. Но это неприемлемо для Турции и Ирана, да и опасно для России из-за перспектив сохранения ОДКБ.

Р.Г.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика