18 
авг.
2019
12:00
47
16
2450
Virtual karabakh

Каспийская система безопасности опирается на интересы только прикаспийских стран - ИНТЕРВЬЮ

18 авг., 2019
12:00
2450

Каспийская система безопасности опирается на интересы только прикаспийских стран - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Азербайджанские военные моряки стали победителями конкурса "Кубок моря-2019", проходившего на базе ВМС Азербайджана с 5 по 15 августа в рамках V Армейских международных игр "АрМИ-2019". Участие в состязаниях приняли также военные корабли России, Казахстана и Ирана.

Сборная Азербайджана первенствовала на конкурсе с результатом 212 баллов, команда России с 186 баллами заняла второе, Казахстана с 142 баллами - третье, команда Ирана с 136 баллами - четвертое место.

Моряки из четырех стран в течение десяти дней демонстрировали в Каспийском море мастерство в выполнении артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям, постановке корабля на якорь и швартовую бочку, спасательной подготовке, а также в борьбе за живучесть корабля.

"Конкурс "Кубок моря-2019", по сути, демонстрирует систему безопасности Каспийского региона, регулируемую соответствующим соглашением, подписанным на саммите прикаспийских государств в 2010 году в Баку, и закрепленным положениями Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, согласованной главами прикаспийских государств в августе 2018 году в Актау", - заявил в интервью Oxu.Az политолог Ильгар Велизаде.

- То есть фактически мы можем уже говорить о формировании каспийской системы безопасности, где активное участие принимают Азербайджан, Россия, Казахстан и Иран. 

Очень интересно, что в этом формате Баку взаимодействует со странами-членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - Россией и Казахстаном. Формирование такой внеблоковой системы безопасности с участием двух членов одного из ведущих военно-политических блоков говорит о том, что каспийская система безопасности имеет свою специфику и опирается на интересы только прикаспийских стран.

В этой системе пока не принимает участие Туркменистан, что, впрочем, не исключает того, что Ашхабад присоединится к этому конкурсу, поскольку Москва настойчиво предлагает туркменской стороне подключиться к мерам безопасности, реализуемым другими странами каспийской пятерки.

- Наверняка взаимодействие Вооруженных сил прикаспийских стран происходит не только с привлечением военно-морских подразделений.

- Конечно, есть и другой формат сотрудничества с участием военнослужащих Азербайджана, России и Казахстана. Речь идет о совместных учениях танковых подразделений трех стран. Как правило, они проводятся на территории одного из трех государств. Это отдельный формат обеспечения каспийской безопасности. Кроме того, отработка совместных мероприятий проводится и между подразделениями министерств по чрезвычайным ситуациям Азербайджана, Казахстана и России. Если не ошибаюсь, то в этом формате участвует и МЧС Ирана. 

- Совместные учения направлены на совершенствование мер безопасности на Каспии, в том числе с целью охраны нефтегазовых месторождений. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря запрещает военное присутствие третьих сил в каспийской акватории. Так какие угрозы безопасности Каспия существуют?

- Здесь есть различные интерпретации. В частности, российская сторона на уровне экспертного сообщества выдвигала гипотезы, что развитие транспортного маршрута НАТО по Каспийскому морю с использованием возможностей портов Актау и Баку с целью доставки грузов в Афганистан может создать условия для закрепления натовских сил в каспийской акватории. Выдвигались, в частности, предположения, что Вашингтон на каком-то этапе может попросить Казахстан предоставить свою территорию, в частности порт Актау, для базирования ограниченного контингента американских сил. Но это все существовало на уровне предположений экспертного сообщества. Естественно, что таким именно образом вопрос в реальной повестке дня не ставился. Поэтому возможности наличия третьих сил в качестве обеспечения безопасности каспийских государств не рассматриваются. 

С другой стороны, фактически корабли третьих стран могут попасть в Каспийское море только через систему Волго-Донского канала по территории России. Но Москва никогда не позволит подозрительным судам попасть на Каспий.

- А каковы причины неучастия Туркменистана в конкурсе военных кораблей на Каспии?

- Политика туркменского государства не предусматривает участие в любых военных форматах. Официальный Ашхабад придерживается политики нейтралитета и воздерживается от участия в любых военных форматах, от кооперации с другими странами в военной сфере. Вероятно, это и является причиной неучастия туркменских кораблей в "Кубке моря".

- Конвенция о правовом статусе Каспия ратифицирована Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Осенью ожидается ратификация документа Госдумой РФ. В чем причины проволочек с утверждением Конвенции иранской стороной?

- В июне текущего года министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф представил видение руководства страны по реализации Конвенции о правовом статусе Каспия Исламскому консультативному совету. Однако этот документ не совсем удовлетворил иранских парламентариев. 

Я думаю, что осенью этого года парламент Ирана продолжит рассмотрение этого вопроса. Сегодня трудно судить о том, насколько успешным будет этот процесс. По крайней мере очевидно, что иранское правительство предпринимает определенные шаги для ускорения процесса ратификации конвенции. Проволочки с принятием этого документа на фоне одобрения конвенции со стороны других стран делает иранскую позицию более уязвимой с международной позиции и может определенным образом затормозить участие Тегерана в прикаспийском сотрудничестве.

Расим Бабаев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика