12 
сент.
2019
17:21
32
59
2964
Virtual karabakh

Экс-посол Ирана в Баку: От войны пострадают все страны Персидского залива

12 сент., 2019
17:21
2964

Экс-посол Ирана в Баку: От войны пострадают все страны Персидского залива

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью Oxu.Az c бывшим послом Ирана в Азербайджане Афшаром Сулеймани.

- Несколько недель назад внимание всего мира было приковано к Ормузскому проливу, где напряженность могла перерасти в открытое вооруженное противостояние. К Персидскому заливу были стянуты военные корабли. Произошло задержание нескольких нефтяных танкеров. А сегодня президент США Дональд Трамп приглашает Тегеран к диалогу. В свою очередь, президент Ирана Хасан Роухани исключил возможность двусторонних переговоров с США, однако отметил, что диалог возможен в формате "5+1" по иранской ядерной программе, если Вашингтон отменит санкции и Трамп вернется в атомную сделку по Ирану. Что это? Политика кнута и пряника в действии?

- Дональд Трамп выступал против ядерной программы Ирана еще задолго до избрания президентом США. Он угрожал выходом из ядерной программы, заявлял о необходимости заключения новых договоренностей. Став президентом, Трамп приглашал Тегеран к обсуждениям, но Иран от них отказался. В результате полтора года назад Трамп вышел из соглашения и ввел антииранские санкции. А в последнее время, как вы отметили, Вашингтон ввел военные корабли в Ормузский пролив. Этим шагом, а также усилением экономических санкций Белый дом попытался принудить Иран к переговорам, чтобы взвалить на Тегеран новые обязательства.

Несмотря на нагнетание напряженности в Ормузском проливе, никакой речи о вооруженном противостоянии не могло быть. Я неоднократно в своих интервью заявлял, что военного вмешательства не будет. Это вовсе не значит, что США не обладают достаточной мощью. Это не так. Конечно же, США имеют большие возможности. Но это лишь один из факторов.

Существуют и другие, которые не позволяют начать новую войну. Так, в случае открытого военного противостояния в Персидском заливе в него будет вовлечен весь регион, что, несомненно, окажет негативное влияние и на Европу. Страны Персидского залива выступают против военных действий, так как ущерб будет нанесен не только Ирану, но и соседним с ним государствам.

Кроме того, Тегеран имеет все возможности для нанесения ответного удара по американским военным базам, рассредоточенным в Персидском заливе. Не стоит забывать, что за последние годы Иран значительно усилил свои ракетные системы и военно-морские силы. Тегеран сбил шпионившие в Ормузском проливе американские беспилотники, чего в Пентагоне явно не ожидали.

Трамп сначала анонсировал нападение на Иран, но потом отказался от этих планов, заявив, что могут погибнуть люди. И это в то время, когда США проводят военные операции в различных регионах мира, где гибнут сотни и тысячи невинных людей - в Ираке, Сирии, Афганистане. Трамп приглашает президента Хасана Роухани к переговорам, но при этом не отменяет санкций и проводит экономический терроризм против Тегерана.

- В отличие от своих предшественников президент Трамп придерживается более миролюбивой политики. Так, если Буши, Обама, Клинтон прибегали к военному способу продавливания американских интересов, то нынешний хозяин Белого дома, хоть и использует военную риторику, на деле довольствуется экономическими санкциями. С чем это связано?

- Нежелание Трампа воевать объясняется тем, что он, как бизнесмен, наверняка, провел соответствующие подсчеты. Так, с 2001 года США потратили на войны более 6 триллионов долларов. Но добились ли они желаемого? Трамп заявлял о намерениях вывести американские войска из Сирии, Ирака, Афганистана. Он понимает, что расходы будут огромными, но успех при этом не гарантируется.

С другой стороны, Трамп создал большие проблемы для США на международной арене. После Второй мировой войны сложилась относительно стабильная система взаимоотношений между США и другими странами. В том числе между Вашингтоном и Пекином, между Белым домом и Кремлем. Они как-то регулировали отношения между собой, но с приходом Трампа ситуация изменилась. Он разрушил прежнюю систему взаимоотношений в мире.

Трамп начал торгово-экономическую войну с Китаем, ухудшил отношения с Мексикой, вышел из ряда международных договоров и протоколов. Несмотря на то, что европейские страны являются союзниками США и входят в НАТО, американский президент причиняет неудобства и им тоже. И поэтому сегодня Европа старается выйти из-под контроля Вашингтона. И, можно сказать, что проводимая Трампом политика работает на пользу Европы, Китая и России, которые стали искать выход и уже получают дивиденды.

Как вы отметили, предшественники Трампа напали на Афганистан и Ирак. Но США не получили каких-либо существенных результатов от этих войн, что открыто демонстрирует, например, ситуация в Кабуле. Не решен вопрос с "Талибаном", с которым Трамп прекратил переговоры. Сложная ситуация и в Ираке. Также не получилось у Вашингтона в Сирии, где, несмотря на продолжающуюся 8 лет войну и катастрофическое положение страны, президент Башар Асад до сих пор остается у власти. Отсутствие стабильности в Йемене. Нерешенность палестинской проблемы. В Вашингтоне все это понимают.

Тем не менее Иран - это не Афганистан и не Ирак как геополитически, так и с точки зрения имеющихся военных возможностей. Поэтому Белый дом не уверен, достигнет ли поставленных целей в случае военного противостояния с Тегераном. Что касается ядерной программы Ирана, то это вопрос науки. Достигнутые иранскими ядерщиками успехи невозможно уничтожить вооруженным нападением. Знания нельзя отнять.

- Президент Ирана Хасан Роухани объявил на днях о реализации третьего этапа сокращения обязательств Тегерана в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе. Третий этап включает в себя разработку центрифуг, что может привести к ускорению развития иранской ядерной программы. Это вызывает обеспокоенность многих государств, в том числе и стран Евросоюза.

- Предпринимаемые Ираном шаги объясняются тем, что США вышли из ядерной программы, а Европа не выполняет взятых на себя обязательств. Тегеран заявил, что в качестве ответной реакции уменьшает свои обязательства в соответствии с 36-й статьей соглашения. Иран увеличивает процентный уровень обогащения урана, одновременно сооружает центрифуги. Ранее мы приостановили исследования в этом направлении, а сейчас снова их усиливаем. Верховный лидер Ирана заявил, что мы не пытаемся разработать ядерное оружие. 

Евросоюз хотя юридически и поддерживает СВПД, однако ничего не делает в экономическом плане. В Тегеране ожидают от Европы помощи, чтобы Иран мог продавать свою нефть, чтобы заработала иранская банковская система. Европейские же страны не выполняют свои обязательства и в то же время обвиняют Тегеран в том, что мы не следуем требованиям соглашения. В Иран с визитом приехал глава МАГАТЭ, провел встречи с руководством МИД и Организации атомной энергетики. В процессе переговоров поднимался вопрос, что этот процесс односторонний, что Иран выполняет свои обязательства, а его оппоненты - нет.

Тегеран согласен возобновить переговоры в формате "5+1" при условии, что США откажутся от антииранских санкций и вернутся в договор. Европа, Япония, Катар, Оман пытаются заниматься посредничеством в этом вопросе. Недавно президент Франции Макрон предложил кредитную линию, чтобы Иран мог продавать свою нефть Японии, Китаю, Индии и получаемую прибыль использовал для решения своих проблем.

- Тем не менее, несмотря на введенные Вашингтоном санкции в отношении стран-покупателей иранских энергоресурсов, Тегеран продолжает продавать свою нефть, в том числе Китаю.

- Что касается иранской нефти, то санкции привели к значительному сокращению объемов ее реализации. Но Тегеран различными путями продает "черное золото". Иранские власти стремятся уменьшить долю нефтяных доходов в бюджете страны, обеспечить приток финансов из альтернативных источников.

Китай продолжает покупать нефть. Недавно глава МИД Ирана Джавад Зариф побывал с визитом в Китае и провел переговоры. Тегеран и Пекин обновили 25-летнее соглашение, согласно которому Китай в течение 5 лет инвестирует в нефтяной, газовый и нефтехимический секторы Ирана 280 миллиардов долларов. Еще 120 миллиардов долларов Пекин вложит в иранскую транспортную и производственную инфраструктуру.

Также Тегеран активно сотрудничает с Россией, Турцией, Азербайджаном, Катаром, Арабскими Эмиратами и другими странами Персидского залива. Вашингтон настроил Абу-Даби против Тегерана, но когда в Эмиратах поняли, что это им только во вред, то изменили свою политику. Ведь торговое сотрудничество Абу-Даби с Ираном составляет ежегодно 10-15 миллиардов долларов. А в случае войны всем будет нанесен огромный ущерб.

- Согласно некоторым прогнозам, антииранские санкции Вашингтона должны были вызвать крах иранской экономики, значительные социальные проблемы, гражданское неповиновение и смену правящего режима в Тегеране. Выдержит ли экономика Ирана ужесточение экономических санкций?

- Теперь уже бывший советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон и даже госсекретарь Майк Помпео, а также другие радикально настроенные круги постарались создать мнение, что санкции вызовут в Иране рост цен, экономические и социальные проблемы. Что население поднимется против иранского руководства и произойдет смена власти. Я исключаю такой вариант. Запад даже отводил на это трехмесячный срок, объявив, что в январе 2019 года в Иране режим изменится. Но ничего подобного не произошло. Наоборот, радикальные меры Запада вызвали в Иране процесс объединения против внешнего врага.

Что касается экономического краха, то его не будет. Иранская экономика зависит не только от нефти. Да, есть внутренние проблемы, не связанные с последствиями санкций. В стране высокая инфляция - за последние 2 года иранский риал обесценился в 3 раза. У нас высокий уровень безработицы, недостатки в банковской системе, но правительство принимает меры по стабилизации ситуации. В результате сегодня нет роста инфляции и числа безработных. В последнее время снизился курс доллара. Конечно, экономические проблемы не решить за один день, но власти стараются не допустить их углубления. Необходимы экономические реформы, меры по оздоровлению. Нужно убрать монополию, выстроить правильную экономическую систему.

Несмотря на сокращение объемов торговли нефтью, сегодня Иран ежесуточно продает до 1 миллиона баррелей "черного золота". Мы торговали нефтью и при санкциях Барака Обамы. Кроме того, у Ирана сильная нефтехимическая промышленность. У нас богатые минеральные ресурсы. Все это помогает. Мы сотрудничаем с 15 соседними странами. То есть, санкции не приведут к краху экономики, но могут вызвать ухудшение социального положения населения.

Расим Бабаев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика