10 
дек.
2019
15:08
352
44
4978
Virtual karabakh

Карабахское урегулирование: позерство Еревана в год упущенных возможностей - АНАЛИЗ

10 дек., 2019
15:08
4978

Карабахское урегулирование: позерство Еревана в год упущенных возможностей - АНАЛИЗ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Еще один календарный год близится к своему логическому завершению. Несмотря на то, что сегодня закончилась только первая декада декабря, тем не менее уже можно подводить предварительные итоги 2019-го в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Что ж, с сожалением приходится признать, что в историю уходит очередной год, потерянный для разрешения болезненной для всего региона проблемы.

Как мы неоднократно отмечали, в прежние годы Роберт Кочарян и Серж Саргсян, будучи президентами Армении, хотя бы для проформы пытались преподносить себя политиками, заинтересованными в разрешении конфликта. Правда, в преддверии встреч на уровне глав государств или внешнеполитических ведомств они традиционно прибегали к своим излюбленным приемам - вбрасыванию в информационное поле не соответствующих духу мирного урегулирования заявлений с обвинениями в адрес Баку, а также к другим провокациям. Но, тем не менее, "послушно" участвовали в организуемых при посредничестве Минской группы ОБСЕ встречах с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. 

Произошедшая же весной 2018 года в соседней стране "цветная революция", вознесшая на вершину власти Никола Пашиняна, как и ожидалось, отразилась и на переговорном процессе по Карабаху. Правда, отразилась со знаком "минус". В первые месяцы своего правления в Армении новоиспеченный глава правительства заявлял о своих намерениях вывести Ереван из-под влияния Москвы, бравируя приоритетностью западного направления внешнеполитического курса своей страны. Весной и летом прошлого года Пашинян запомнился тем, что отказался заниматься карабахским урегулированием, переложив груз ответственности по данному вопросу на плечи армянского народа. 

В тот период пребывавший в состоянии эйфории новоиспеченный премьер-министр раздавал армянской общественности обещания совершить в стране новую революцию - на этот раз экономическую. Однако прошедшие с тех пор полтора года показали, что никакого экономического бума в Армении не наблюдается. Желание Пашиняна "совершить вендетту" с планами засадить своего заклятого врага Кочаряна за решетку по обвинительному приговору суда также остается пока что его несбыточной мечтой. На очереди Саргсян, в отношении которого также возбуждено уголовное дело.

Сопротивляться долго российскому влиянию на Ереван у Пашиняна просто не хватило ресурсов. Ни популистских, ни экономических - никаких. Трезво поразмыслив и поняв, что от Запада достаточной для утоления своего неуемного аппетита финансовой помощи не дождешься, армянский премьер-министр пришел к выводу, что долгое разыгрывание антироссийского сценария во внешней политике Еревана чревато для него потерей власти. И начались визиты Пашиняна в Россию, заигрывание с руководством Кремля, общение с российскими журналистами, во время которого он продолжил эпатировать широкую публику своими "не от мира сего" заявлениями и кругозором.

Практически полностью игнорировавший поначалу переговорный процесс по Нагорному Карабаху, Пашинян в начале августа сего года, что называется, решил идти ва-банк. Его заявление в Ханкенди о том, что "Карабах - это Армения", по оценкам многих экспертов, свело на нет предпринимаемые десятилетиями усилия международной общественности по решению проблемы. Призыв к миацуму - присоединению Нагорно-Карабахского региона Азербайджана к Армении - стал своего рода защитной реакцией Пашиняна на растущее внутри Армении недовольство внутренней политикой, проводимой новым руководством страны. 

В принципе, откровенно провокационные заявления армянской стороны, идущие вразрез с декларируемой официальным Ереваном нацеленностью на диалог с Баку и отдаляющие мирное разрешение конфликта, звучат периодически последние три десятилетия. Однако Пашинян в этом плане своим популизмом, как говорится, заткнул за пояс предшественников. Несомненно, возвращение премьер-министра к карабахской тематике исходило из желания политика удержать активный электорат, ибо в Армении продолжает расти недовольство населения неумелыми действиями нынешних властей, вызвавшими катастрофические экономические процессы и резкое ухудшение уровня жизни в стране.

О каком позитиве можно говорить в переговорах по Карабаху, если в течение всего года Пашинян "штамповал" одно популистское заявление за другим? При этом его высказывания, как правило, противоречили друг другу. Дабы избежать участия в переговорном процессе, этот человек, не знающий, как поступать с нечаянно свалившимся на него бременем власти, продолжает подражать джокеру. Любителям азартных игр должно быть известно, что эта фигура в карточных играх имеет несколько обликов: может сойти за "туза" или за "шестерку" - в зависимости от ситуации в партии, когда необходимо либо во что бы то ни стало брать взятку, либо же, наоборот, умышленно преподнести противнику неприятный сюрприз, подложив джокер в качестве поддавной карты.

Так, Пашинян усиленно пытается "просунуть" в проходящий с участием международных посредников переговорный процесс между Баку и Ереваном в качестве стороны конфликта армянскую общину Нагорного Карабаха, напрочь игнорируя при этом наличие изгнанных с территории Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР азербайджанцев, а также попранные права в целом всех азербайджанцев, изгнанных с оккупированных территорий Азербайджана и из Армении. Кроме того, премьер-министр таким образом ставит под сомнение международные документы, в том числе известные как "Мадридские принципы" договоренности, под которыми стоят подписи первого лица армянского государства. В "Мадридских принципах", в частности, говорится об определении "окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем проведения всеобщего голосования, являющегося свободным волеизъявлением ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ Нагорного Карабаха под эгидой ООН или ОБСЕ в согласованные между сторонами сроки". Так что безапелляционные фантазии Пашиняна о существовании "карабахского народа" не выдерживают никакой критики.

Использованная в Ханкенди популистская бравада армянского премьера получила негативную оценку, в том числе и официальной Москвы. Так, выступая в начале октября в Сочи на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай", министр иностранных дел России Сергей Лавров, посетовав на заторможенность политического процесса карабахского урегулирования, подверг августовское выступление Пашиняна резкой критике: "Делают стороны заявления достаточно серьезные, в том числе звучали слова, что "Карабах - это Армения" (цитата Пашиняна - ред.). Так же как из Тираны премьер-министр Албании заявлял, что Косово - это Албания. Это, конечно, не помогает создавать атмосферу для возобновления политического процесса. Но мы как сопредседатели вместе с американцами и французами работаем в унисон, слава Богу, это, наверное, одна из немногих ситуаций, где у нас абсолютно единое видение, у нас есть базовые документы - мы не хотим их ревизовать, мы хотим на основе этих базовых принципов, которые многократно обсуждались, искать развязку. Но развязку нужно находить, конечно же, через прямой диалог". Заявление главы российского внешнеполитического ведомства отправило "миацумовские размышлизмы" в нокдаун.

Контрольный, нокаутирующий удар по пашиняновскому видению разрешения армяно-азербайджанского конфликта был нанесен днем позже. Выступая в Сочи на мероприятии с участием президентов России - Владимира Путина, Казахстана - Касым-Жомарта Токаева, Филиппин - Родриго Роа Дутерте, короля Иордании - Абдаллы II, Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: "Хотел бы коснуться вызывающего удивление заявления премьер-министра Армении. Удивление не только в Азербайджане, но и соответствующая реакция была дана и со стороны Российской Федерации в рамках Валдайского форума. Так вот, заявление, почти дословно: Карабах - часть Армении, и точка. Во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах - это Азербайджан, и восклицательный знак!".

То есть, если армянский премьер выступил с "громким" популистским заявлением, по сути, на сельском собрании, ориентируясь на внутреннюю аудиторию, то ответ Президента Азербайджана последовал на элитарном международном форуме и был услышан всем мировым сообществом.

Несмотря на то, что никаких мало-мальски ощутимых подвижек в карабахском урегулировании не произошло -ведь армия Армении по-прежнему не выведена с оккупированных территорий Азербайджана, - тем не менее стороны продолжили встречаться в рамках переговорного процесса, проводимого при посредничестве Минской группы ОБСЕ. В текущем году Ильхам Алиев и Никол Пашинян виделись четыре раза: 22 января состоялась их неформальная встреча на полях Всемирного экономического форума в Давосе, 29 марта лидеры государств провели переговоры в Вене с участием сопредседателей МГ ОБСЕ, 14 мая Президент Азербайджана и премьер Армении провели краткосрочную встречу в Брюсселе. Кроме того, Ильхам Алиев и Никол Пашинян приняли 11 октября участие в заседании Совета глав государств СНГ, где Президент Азербайджана поднял вопрос о недопустимости героизации фашизма на постсоветском пространстве, осудив руководителей Армении за установку в центре Еревана памятника гитлеровскому приспешнику Гарегину Нжде.

В уходящем году также состоялось пять встреч министров иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Армении Зограба Мнацаканяна: в Париже (16 января), Москве (15 апреля), Вашингтоне (20 июня), Нью-Йорке (23 сентября) и в Братиславе (4 декабря). Сопредседатели Минской группы ОБСЕ несколько раз посетили регион. В марте и ноябре в Азербайджане и Армении с визитами побывал действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Словакии Мирослав Лайчак. 

На ноябрьской встрече с Лайчаком в Баку Президент Ильхам Алиев назвал 2019 год временем упущенных возможностей в плане урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. 

"Что касается вопросов ОБСЕ, то конфликт, безусловно, является большой проблемой, большой опасностью для региона. Считаю, что нынешний год, к сожалению, стал годом упущенных возможностей. Причина этого связана с нежеланием Армении соблюдать нормы международного права, выполнять резолюции, принятые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций и ОБСЕ. В этом году состоялось несколько этапов переговоров на уровне глав государств, а также министров иностранных дел. Очередная встреча в скором времени пройдет в вашей стране. Надеемся, что очередной год станет более продуктивным, так как скорейшее урегулирование конфликта служит интересам Азербайджана и, уверен, Армении. Однако для достижения тех или иных подвижек в данном вопросе следует предпринимать практические шаги на местах. Первый шаг - это начало деоккупации признанных на международном уровне границ территорий Азербайджана. Конечно, мы обсудим и многие другие вопросы, однако считаю, что для начала этого достаточно", - подчеркнул глава Азербайджанского государства.

В целом официальный Баку неоднократно призывал мировое сообщество к оказанию давления на руководство Армении с целью сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки. Президент Ильхам Алиев не раз заявлял о наличии двойных подходов в вопросе урегулирования карабахской проблемы. По его словам, в то время как некоторые решения и резолюции Совбеза ООН претворяются в жизнь в течение нескольких дней или даже часов, резолюции СБ ООН по оккупированным территориям Азербайджана остаются нереализованными более четверти века.

Речь идет о резолюциях Совбеза ООН №822 (принята 30 апреля 1993 года во время председательства Пакистана в СБ ООН), №853 (принята 29 июля 1993 года при председательстве Великобритании), №874 (принята 14 октября 1993 года при председательстве Бразилии), №884 (принята 12 ноября 1993 года при председательстве Кабо-Верде и Китая).

Текущий год запомнился также благодаря осуществленным, как принято считать, по инициативе главы МИД РФ Сергея Лаврова взаимным визитам азербайджанских и армянских журналистов в Ереван, Ханкенди и Баку. Также Азербайджан и Армения обговаривали возможности обмена удерживаемыми лицами. В 2019 году на линии соприкосновения войск обстрелы в определенные месяцы были менее интенсивными, чем обычно.

Получающий от Москвы на льготных условиях оружие Ереван продолжил нервно реагировать на продажу российского вооружения Азербайджану. Армянская сторона также болезненно восприняла заявления некоторых российских политиков и политологов о необходимости принятия Баку в члены Организации Договора о коллективной безопасности. Ереван постоянно жалуется мировому сообществу на то, что Баку продолжает вооружаться. При этом в Армении старательно умалчивают о причинах, заключающихся в необходимости восстановления Азербайджаном своей территориальной целостности и суверенитета и, как следствие, вынуждающих Баку увеличивать бюджетные расходы на усиление своей обороноспособности.

Не способствовали достижению прогресса в урегулировании конфликта и заявления супруги армянского премьера Анны Акопян и министра обороны Армении Давида Тонояна, содержащие угрозу захвата новых азербайджанских территорий. Госпожа Акопян на днях в завуалированной форме пообещала Баку оккупацию Арменией новых азербайджанских районов. "Если они начнут войну, то, вероятно, появятся новые территории, где слушать мугам станет мечтой", - заявила супруга премьера Пашиняна.

Тоноян же в марте на встрече с представителями армянской диаспоры в Нью-Йорке, касаясь карабахского урегулирования, заявил, что "меняет формат "территории за мир". "Я, как министр обороны, говорю: я переформулировал формат "территории в обмен на мир". Мы сделаем прямо противоположное "новая война за новые территории"... Не будет никаких уступок. Возможны компромиссы… Мы выйдем из этой окопной ситуации, постоянного оборонного состояния. Мы увеличим число тех подразделений, которые могут перенести военные действия на территорию противника", - пытался угрожать Азербайджану глава армянского оборонного ведомства.

Так что остается, как заявил Президент Азербайджана Ильхам Алиев, надеяться на то, что более продуктивным в плане достижения подвижек в процессе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта станет очередной, 2020 год.

Расим Бабаев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика