февр.
2020
12:35
92
31
1775
Virtual karabakh

Караваев: Отношения Баку с Парижем, Берлином и Римом перевешивают сотрудничество с ЕС в целом - ИНТЕРВЬЮ

5 февр., 2020
12:35
1775

Караваев: Отношения Баку с Парижем, Берлином и Римом перевешивают сотрудничество с ЕС в целом - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью Oxu.Az с научным сотрудником Института экономики Российской академии наук Александром Караваевым.

- Свершилось: Великобритания официально покинула Европейский Союз. В связи с этим хочется напомнить слова Президента Азербайджана Ильхама Алиева, сказанные им в конце декабря 2019 года. Он отметил, что Баку сделал все необходимые в направлении евроинтеграции шаги. Глава государства подчеркнул, что Азербайджан продолжит сотрудничать с Европейским Союзом, но о членстве в составе ЕС не может идти речи. Что вы думаете по этому поводу?

- Заявление Ильхама Алиева демонстрирует, что Азербайджан выбирает позитивное содержание, взаимодействуя по отдельности с Францией, Германией и Италией. С этими государствами Баку поддерживает очень плотные контакты на уровне экономического сотрудничества с компаниями и корпорациями. Взаимодействие с названными странами вполне достаточно для Азербайджана. А из относительно нового блока стран еще можно назвать Венгрию. 

Вот этого набора достаточно, чтобы сказать, что отношения Азербайджана с этой группой государств перевешивают сотрудничество с Евросоюзом в целом. Поэтому безотносительно к тому, как Баку относится к программе Восточного партнерства, к Евросоюзу, Брюсселю с его раздутой бюрократией, у Азербайджана отличные отношения с Римом, Парижем и Берлином.

Да и где было прописано желание Азербайджана вступать в Евросоюз? Не было такого. Существовало взаимодействие Баку с Восточным партнерством, то, к чему шли с середины 2000-х по 2015 год. Это - сотрудничество, включавшее в себя набор различных программ в разных сферах взаимодействия государственных служб, стандартов, согласно которым должен был реформироваться Азербайджан; подразумевавшее применение принципов экономической политики, реализацию реформ, совершенствование качества госуправления, повышение активности граждан в общественно-политической жизни страны. Вот эти компоненты составляли комплекс программы Восточного партнерства.

Эти процессы на протяжении десяти лет развивались нельзя сказать, чтобы очень активно, но в определенном темпе. И чтобы было понятно с самого начала: в принципе, эти стандарты эффективности, в рамках которых двигался Баку, никак не были связаны с геополитическим выбором. Ведь принципы работы государственных органов, которые воплощаются в стандартах единого окна, - это не качество, связанное с приближением Баку к Евросоюзу. Это просто уровень современности, который достигается в Азербайджане, Казахстане, России. И поэтому эти процессы не стоило приписывать именно работе в рамках Восточного партнерства.

А когда участие в программах Восточного партнерства стало ставить вопросы с внешнеполитическим позиционированием, тогда вся эта стратегия очень сильно ослабла. Еще накануне известных событий в Украине, которые, собственно говоря, и были заметным торпедированием Восточного партнерства.

Накопившиеся вопросы и реальная практика давно уже показали отсутствие выгоды прикладного характера для следования Азербайджана в этом русле. Но и отказываться полностью от этого тоже нет никакой необходимости. Просто надо обозначить свои рамки участия в этом процессе, что, собственно, и было сделано в предыдущие годы.

- Что сегодня может дать Европейский Союз странам, которые ожидают своего вступления в эту организацию? Как можно охарактеризовать экономическое, социальное, политическое положение в странах Восточной Европы, которые были приняты в Евросоюз относительно недавно, и в "долгожителях" этой организации - Германии, Франции?

- Положение несопоставимое. Германия и Франция - европейские лидеры и в целом лидеры западного мира. И все попытки сблизить социально-экономическое пространство потенциальных участников Евросоюза со странами "ядра" безуспешны даже в среднесрочной и долгосрочной перспективе. То есть этот разрыв всегда будет существовать.

А что касается того, что может дать ЕС, то здесь каждая страна получает что-то свое в зависимости от тех проблем и сложностей, с которыми она сталкивается. Евросоюз в принципе активно работал в направлении включения новых государств в свое экономическое пространство, снижая барьеры в плане миграции. Но опять же до определенных моментов, потому что, например, украинские мигранты до сих пор не имеют разрешения на работу в странах Европейского Союза. 

Процессы сближения новых партнеров из группы Восточного партнерства с Евросоюзом тоже крайне бюрократизированы. Кроме того, далеко не всегда осуществляется финансирование ранее объявленных программ.

Возьмем, к примеру, те страны Восточного партнерства, которые выполнили уже максимальный набор возможных требований по гармонизации законодательств. Скажем, Грузия тоже никуда не вступает. И дело тут даже не в наличии конфликтов на территории этой страны, а в том, что Евросоюз сам переживает сегодня глубочайший кризис. 

Поэтому Баку не остается ничего, как работать с теми государствами-членами ЕС, которые являются для него стержневыми с точки зрения технологических платформ, объемов торгово-экономического сотрудничества, инвестиций и рынков для азербайджанской продукции.

- История показывает, что во главу угла всегда ставятся собственные интересы сторон. Это заметно и в вопросах сотрудничества Европейского Союза как со странами Восточного партнерства, так и с Россией. Как показало время, европейцев прежде всего волнует вопрос обеспечения собственных квартир газом и своих автомобилей бензином. Например, Азербайджан просил Евросоюз оказать содействие в карабахском урегулировании, на что в Брюсселе благополучно продолжают до сих пор закрывать глаза

- В целом набор неосуществленных надежд уже превратился в общую копилку разочарований. И в этом нет ничего необычного. Всегда подобного рода квазиинтеграционные процессы проходят циклические стадии оптимизма, идеализма даже в какой-то степени, затем оценки возможностей и иногда скатываются к разочарованию. 

Это неизбежно в такого рода сложных процессах с многочисленными экономическими, социальными, геополитическими динамиками. Вот и отношения России с Евросоюзом переживали стадии разочарований и охлаждения. Но главное здесь - не допускать разрыва. И Президент Ильхам Алиев ведь не говорит о разрыве с Европейским Союзом. Он говорит о том, что надо реально смотреть на то, что дает Восточное партнерство. И как бы не стоит слишком многого ожидать и думать, что работа в рамках программы Восточного партнерства обязательно подразумевает в итоге членство Азербайджана в ЕС.

Расим Бабаев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика