29 
сент.
2020
15:41
634
51
4557
Virtual karabakh

Авигдор Либерман: C точки зрения международного права и исторических фактов правда на стороне Азербайджана

29 сент., 2020
15:41
4557

Авигдор Либерман: C точки зрения международного права и исторических фактов правда на стороне Азербайджана

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

В Нагорном Карабахе третий день продолжаются ожесточенные столкновения между Арменией и Азербайджаном. В результате боевых действий есть погибшие среди военнослужащих и гражданского населения с обеих сторон. В Баку ответственность возлагают на Армению, в Ереване - на Азербайджан. 

Генсек ООН Антониу Гутерриш провел переговоры с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьером Армении Николом Пашиняном, призвав их к прекращению огня. 29 сентября Совбез ООН проведет экстренное заседание по ситуации в зоне конфликт, которое пройдет в закрытом режиме. Тем временем Турция заявила, что окажет Азербайджану любую необходимую поддержку, как бы далеко ни зашел конфликт. 

В Иерусалиме официально придерживаются нейтралитета в армяно-азербайджанском конфликте. Однако бывший глава МИД и экс-министр обороны Израиля, лидер партии "Наш дом Израиль" (НДИ) Авигдор Либерман считает, что "с точки зрения международного права, исторических фактов и, что особенно важно, интересов Государства Израиль правда на стороне Азербайджана".

В состоявшейся 29 сентября беседе с корреспондентом израильского портала "Вести" политик объяснил, почему он так считает.

- Израильские политики обычно крайне осторожны в оценках по поводу конфликтов за пределами страны. Однако на сей раз вы достаточно однозначно высказываетесь в пользу одной из сторон. Чем вызвана такая позиция?

- Я понимаю, что у каждой из противоборствующих сторон есть собственное видение этого давнего конфликта, его причин и движущих сил. Историческая перспектива показывает, что еще до создания Советского Союза практически  все время Нагорный Карабах был в составе Азербайджана. 

В современной истории этот конфликт вошел в активную фазу в 1988 году, когда на волне перестройки и гласности армянское население Нагорного Карабаха, входившего на правах автономной области в состав Азербайджанской ССР, в открытую потребовало присоединения к Армении. 

Для разрешения конфликта в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была создана так называемая Минская группа, сопредседателями которой выступили США, Франция и Россия.  На фоне современных угроз человечеству (миграционный кризис, пандемия коронавируса, ядерный Иран и пр.) нагорно-карабахская проблема, казалось, ушла на второй план - на задворки мировой политики, но она никуда не делась. Ожидания позитивных сдвигов, которые связывали с избранием Никола Пашиняна на должность премьер-министра Армении (а он первый премьер, не связанный с кланами в Нагорном Карабахе), не оправдались. Прогресса не только не последовало, но, напротив, Пашинян занял самую жесткую позицию, заявив, что Нагорный Карабах - это Армения. И точка.

- Однако в Ереване заявляют, что большинство жителей Нагорного Карабаха - армяне и они хотят находиться в составе своей родины. Разве не логично?

- При этом умалчивается, что армяне захватили семь районов, которые не имеют никакого отношения к Нагорному Карабаху. Вполне понятно, что в подобном замороженном состоянии конфликт долго существовать не может, и рано или поздно будут происходить эскалации. Что и произошло.

С точки зрения международного права Нагорный Карабах является территорией Азербайджана. Именно поэтому ни одна страна, входящая в ООН (включая и саму Армению), не признает суверенитета Нагорного Карабаха. 

- А с точки зрения Израиля? 

- С точки зрения Израиля - Государства Израиль - ситуация выглядит следующей. Во-первых, Азербайджан - одна из самых толерантных стран в отношении евреев. Хорошее отношение к евреям на территории Азербайджана не менялось на протяжении столетий. Даже в разгар оголтелой советской юдофобии  здесь не ощущалось ни антисемитизма, ни предвзятого отношения к евреям. 

Во-вторых, после создания независимого Азербайджанского государства отношения с Израилем были на самом высоком уровне. Азербайджан доказал себя как серьезный, надежный партнер, который ни разу не нарушил свои обязательства по двусторонним отношениям и очень сдержанно вел себя на международной арене.

Поэтому с точки зрения исторических фактов, международного права и интересов Израиля наша позиция предельно ясна. И она очень последовательно реализовывалась все это время - вне зависимости от того, кто находился во главе израильского правительства, кто был министром иностранных дел. Таким образом, по вопросу Азербайджана, отношения к нему в израильском политическом истеблишменте существует консенсус. Мы поддерживаем территориальную целостность Азербайджана, полагая, что без реставрации этой территориальной целостности об урегулировании в регионе не может идти речи.

- В израильских СМИ высказывается обеспокоенность по поводу вовлеченности в конфликт Турции и Эрдогана на стороне Азербайджана. Как на это следует смотреть из Израиля?

- Азербайджан исторически находится на стыке трех, пусть уже бывших, империй - персидской, оттоманской и российской. Это очень запутанный клубок. И сейчас весь этот исторический треугольник снова пришел в движение. Достаточно ясно, что Турция безусловно поддерживает Азербайджан, а Иран - Армению. И в данном случае турецко-иранские разногласия проявляются в новом качестве. Думаю, в Израиле по этому поводу не станут высказывать большой печали.  Скорее всего, Турция, Иран и Россия будут тщательно выверять свои шаги в этом конфликте.

- Совет безопасности ООН сегодня, 29 сентября, планирует специальное заседание по ситуации в Нагорном Карабахе. Есть основания ожидать каких-то серьезных решений?

-  Прежде всего, это будет закрытое заседание Совбеза. Сам факт назначения такого заседания в очередной раз убеждает, что замороженных конфликтов не бывает. Была в России такая пословица: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Нет необходимости постоянно выжидать, чтобы гром грянул.  Любой замороженный конфликт в какой-то момент взрывается. Это правильно и в отношении Нагорного Карабаха, и в отношении нашего конфликта с ХАМАС и "Хезболлой". Всему должно быть решение. В противном случае хронический конфликт переходит в замороженный, а замороженный - в боевые действия. 

Я бы не стал ожидать каких-то подвижек после заседания Совбеза ООН. Полагаю, что тут и выдумывать ничего нового не надо. Есть Минский формат, в рамках которого было выработано немало хороших предложений. Видимо, сопредседателям группы - США, Франция, Россия - нужно занять более активную роль и транслировать более четкую позицию.

- И тем не менее в Иерусалиме хранят молчание по этому поводу...

- Понятно, что Израиль не хочет вмешиваться. Тем не менее, повторю, наши отношения с Азербайджаном являются широкими, глубокими, стратегическими, тогда как с Арменией они на минимальном уровне. Мы рассматриваем Азербайджан как пример современной мусульманской шиитской страны, с которой у нас очень близкие отношения. Поэтому, повторяю, мы всецело поддерживаем позицию территориальной целостности Азербайджана. И со всех точек зрения - исторической, международной и национальных интересов - это является официальной позицией Израиля.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика