14 
янв.
2021
14:49
20
146
3659
Virtual karabakh

Спасет ли Армению Минская группа? - АНАЛИТИКА

14 янв., 2021
14:49
3659

Спасет ли Армению Минская группа? - АНАЛИТИКА

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Московская встреча Президентов Азербайджана и России Ильхама Алиева и Владимира Путина, а также премьер-министра Армении Никола Пашиняна ознаменовалась очередным серьезным политико-дипломатическим успехом нашей страны, который закрепил условия трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года. Таким образом, Азербайджан развивает свой политический успех после достижения Победы в Отечественной войне за освобождение Карабаха.

Трехсторонние переговоры в российской столице, по сути, подтвердили завершение конфликта. Не зря глава Азербайджана, напомнив о сказанных ранее словах своего российского коллеги о том, что "нагорно-карабахский конфликт остался в прошлом", особо подчеркнул: "И мы должны думать о будущем".

Действительно, регион завершившегося конфликта вступает в новый этап своей истории, обещающий проживающим здесь народам устойчивый мир и безопасность, успешное социальное развитие, экономическое процветание. Предусмотренное новым трехсторонним заявлением Алиева, Путина и Пашиняна решение экономических проблем региона и разблокирование транспортных коммуникаций, с целью чего создается специальная межправительственная Рабочая группа, обещает дать толчок полноформатному многостороннему сотрудничеству на Южном Кавказе. Но для Армении путь к достижению этих целей лежит через признание восстановленной ценой крови наших солдат, офицеров и мирных граждан территориальной целостности Азербайджана. Это признание, подразумевающее отказ Армении от территориальных претензий к Азербайджану, должен стать краеугольным пунктом всеобъемлющего мирного договора между двумя странами.

Пока трудно сказать, насколько долог и тернист будет путь потерпевшей сокрушительное поражение в войне Армении к превращению в полноценного участника региональной системы безопасности и сотрудничества. С учетом того, что в этой стране не стихают призывы к реваншу, нельзя даже быть уверенным в самой возможности подобного превращения, которое единственно может дать Армении шанс на выживание и развитие.

Да и комментарий премьера Пашиняна по итогам трехсторонней Московской встречи показывает, сколь мощную стену собственной неадекватности, иллюзий и мифов, не соответствующих исторической правде, существующим реалиям и самим практическим возможностям Армении, еще должно преодолеть армянское сознание.

В отличие от Президентов Азербайджана и России, положительно оценивших ход реализации заявления от 10 ноября и открытие в связи с этим широких интеграционных перспектив, Пашинян выразил сожаление по поводу "неурегулированности конфликта". При этом он отметил якобы нерешенность вопроса "статуса Нагорного Карабаха", открыто выразив заинтересованность Армении, с целью устранить сей "непорядок", в возобновлении переговоров в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
Упование Армении на МГ столь же очевидно, сколь и понятно. Западные сопредседатели этой группы, в целом дискредитировавшей себя многолетней неэффективностью, нежеланием заставить Армению соблюдать международное право и прекратить оккупацию территорий Азербайджана, сейчас, после завершения победоносной для нашей страны Карабахской войны, почему-то обеспокоились "важностью международного сотрудничества для политического решения карабахского вопроса". Именно эту фразу обронил президент Франции Эммануэль Макрон в своем телефонном разговоре с российским лидером Путиным накануне трехсторонней встречи в Москве. Он же в беседе с армянским премьером Пашиняном "выразил свою решимость работать над сбалансированным политическим процессом, чтобы найти долговременное политическое решение после соглашения о прекращении огня".

За какой "сбалансированный политический процесс" ратует Макрон, нетрудно догадаться. Пойдя супротив собственному статусу международного посредника в многолетнем процессе мирного урегулирования конфликта, Франция, неприкрыто позиционируя себя покровителем Армении, обнадеживает последнюю международным решением пресловутого вопроса о "статусе Нагорного Карабаха". Однако, тем самым, Париж оказывает Армении лишь медвежью услугу. Поскольку Азербайджан, в течение 30 лет соглашавшийся на предоставление своему Нагорно-Карабахскому региону высокой степени самоуправления в случае добровольного прекращения Арменией оккупации азербайджанских территорий, закрыл тему статуса после принудительного, силового изгнания захватчиков со своих земель. И в этом смысле Франции, уж коли она, действительно, печется о дальнейшей участи Армении, пристало бы убедить ее в признании поствоенных реалий, которое только и способно вывести эту страну из катастрофического положения посредством включения в проекты регионального сотрудничества при центральной, связующей роли Азербайджана.

Но мы видим совершенно обратное, и это лишь доказывает, что для Франции есть нечто более ценное, чем ее проармянские устремления. Речь идет о нежелании упустить нити влияния на Южный Кавказ, перед которым с завершением Карабахской войны под воздействием совместных усилий России и Турции открылась уникальная перспектива полноформатного регионального сотрудничества. Западные сопредседатели МГ ОБСЕ, включая и Францию, остались не удел, а потому радение за "сбалансированный политический процесс" представляется им единственной возможностью извлечь из "урегулирования" конфликта, который объявлен Азербайджаном и Россией "оставшимся в истории", хоть какие-то геополитические дивиденды.

Так что с проармянской игрой Запада, преследующего в стратегическом плане цель выдавливания России из Южного Кавказа и не скрывающего в этой связи своего недовольства миротворческим взаимодействием Москвы и Анкары, все ясно. Но дает ли эта игра основания для самой Армении всерьез рассчитывать на реанимацию деятельности Минской группы?

Итоги Московской встречи подтвердили, что Россия не испытывает никакой заинтересованности в кооперации своих посреднических усилий с устремлениями западных сопредседателей – Францией и США. А для Азербайджана после триумфальной войны вовсе нет никакой целесообразности в каких бы то ни было переговорах с Арменией относительно дальнейшей судьбы Карабаха, который, будучи неотъемлемой частью территории нашего государства, является исключительно сферой его юрисдикции. И что в таком случае светит Армении, политический класс которой связывает с Западом надежду на возобновление переговоров в рамках Минской группы и тем самым выступает против интересов, в том числе, России и Турции?

Очевидно, что толку в подобных надеждах нет. Военная победа Азербайджана и заинтересованность всех ключевых региональных игроков в углублении экономической и транспортно-коммуникационной интеграции, обрекает хитроумные расчеты Армении на полный крах. В интересах Армении как можно скорее осознать, что гарантию выживания и развития ей дают не "околостатусные" иллюзии, а реальная перспектива сотрудничества с Азербайджаном, которое возможно только при условии безоговорочного признания его территориальной целостности.

Поэтому отстаиваемый "отцами армянской демократии" лозунг "Запад нам поможет" неизбежно лопнет как мыльный пузырь. После сокрушительной военной победы Азербайджана все упования Армении на некие внешние силы лишены какого бы то ни было смысла и перспективы. Тем более что у самих США и Франции не останется сколь-нибудь веских рычагов, да и оснований противостоять предусмотренными трехсторонними заявлениям от 10 ноября и 11 января экономическим проектам, обещающим изменить облик Южно-Кавказского региона.

Натиг Назимоглу

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика