13 
янв.
2022
15:55
149
10
1783
Virtual karabakh

Ярослав Божко: Армения переживает глубочайший кризис, грозящий распадом государственной системы - ИНТЕРВЬЮ

13 янв., 2022
15:55
1783

Ярослав Божко: Армения переживает глубочайший кризис, грозящий распадом государственной системы - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью Caliber.Az c украинским экспертом, главой Центра политических исследований "Доктрина" Ярославом Божко.

- Как вы оцениваете перспективу подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией, на чем настаивает Баку?

- В силу существенного ослабления властей в Ереване, отсутствия полноценного контроля за ситуацией и массовой поддержкой оппозиционных и реваншистских движений, власти Армении не будут идти на такой шаг. В некотором роде часть армянского общества находится в состоянии политической мобилизации, недоверия к властям и не желает закрепления нового статус-кво в регионе по результатам войны.

Для правительства Армении подписание договора и разблокировка транспортных коммуникаций была бы перспективно полезной, ведь это снимало бы существенную часть напряжения в регионе. Однако внутриполитические разногласия, риск свержения власти делают выгоды от этого подписания отложенными и неощутимыми.

 - Если нет полноценного мирного договора, значит, военные столкновения между Азербайджаном и Арменией неизбежны?

- В ближайшее время новый крупномасштабный конфликт между Арменией и Азербайджаном маловероятен, хотя и полное установление мира сейчас не стоит прогнозировать. В целом сохраняется гибридная ситуация - перестрелки время от времени, положение "ни мира, ни войны", проблемы разминирования территории, подкрепленные развалом монополии властей Армении на применение легитимного насилия в стране, появление добровольческих и иных вооруженных формирований. 

Все это делает установление определенного четкого порядка по результатам уже оконченной второй Карабахской войны несколько отложенным во времени. Политики из Еревана не могут пойти на прагматичный шаг по полному завершению конфликта, поскольку находятся под огромным давлением части своего общества. 

Объявление же новой войны расшатает Ереван не меньше, потому гибридный конфликт без полномасштабного применения военной силы (на что у Армении сейчас нет возможностей) будет сопровождать армяно-азербайджанские отношения в ближайшее время. 

- Армения обижена на Россию за то, что та не помогла ей войсками в 44-дневной войне. Как вы можете это прокомментировать?

- В конечном итоге Россия остается ключевым военным и политическим партнером Армении, а ожидать применения войск РФ в рамках ОДКБ в Карабахской войне было глупо - ведь даже Москва не признала территорию самопровозглашенной "нкр" частью Армении. Кроме того, применение российских войск необратимо ухудшило бы отношения России с Турцией, что в регионе возымело бы глубочайшие последствия. 

В остальном Армения получала от РФ помощь, которая тем не менее не могла заместить недостатки планирования, централизованного управления и монополии на руководство боевыми операциями с армянской стороны. Это, безусловно, могло послужить и определенному пессимистичному взгляду РФ на вероятность успеха в случае более ощутимой помощи Еревану. 

- Пересекаются ли интересы России и Турции на Южном Кавказе?

- Безусловно, и РФ, и Турция считают Южный Кавказ орбитой своего влияния, и часто рассматривают именно себя как основных игроков в регионе, иногда даже сводя роль собственно трех независимых государств Южного Кавказа ко вторичной. 

В то же время, отношения РФ и Турции в регионе в конечном итоге скорее гибридные, чем полностью враждебные: на стратегическом уровне они способны достигать консенсуса по важным вопросам, но на тактическом могут входить в противостояния, которые и определяют характер будущих консенсусов. После второй Карабахской войны роль РФ и Турции в регионе существенно возросла, Армения стала зависимой от РФ гораздо больше, чем раньше, что уже вызывает внутри страны определенное недовольство. 

- Формат регионального сотрудничества "3+3", предложенный Азербайджаном и Турцией. Какие перспективы у данной площадки?

- Формат "3+3" выглядит интересной и перспективной идеей вопреки тому, что на тактическом уровне его работа сейчас маловероятна. Грузия не хочет участвовать в формате, в котором РФ и Иран могут серьезно влиять на регион, и остается в регионе по сути самой прозападной державой. В то же время, Армения переживает глубочайший внутриполитический кризис, грозящий распадом государственной системы вообще, потому активного участия от Еревана в этом проекте также не стоит ожидать в ближайшие годы. Баку пользуется форматом "3+3" как площадкой для предложения своей повестки, снятия блокировки на торговлю в регионе, однако Ереван в силу озвученных выше причин сейчас не может даже полноценно участвовать в переговорах с Баку - слишком высока внутриполитическая цена таких договоренностей.

Кроме того, формат "3+3" дает возможность и РФ, и Турции закрепить свое влияние в регионе, превратить военную и политическую силу в нормативную, а Ирану - встроиться в эту интересную для него региональную конфигурацию и получить часть влияния, потерянного из-за неактивной позиции во второй Карабахской войне.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика