22 
янв.
2022
19:21
31
120
1658
Virtual karabakh

Рамия Мамедова: Появления военных сил Организации тюркских государств в 2022 году ожидать не стоит

22 янв., 2022
19:21
1658

Рамия Мамедова: Появления военных сил Организации тюркских государств в 2022 году ожидать не стоит

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Недавние беспорядки в Казахстане, вынудившие власти страны на короткое время пригласить контингент ОДКБ, показали важность наличия военных союзников, которые могут оперативно отреагировать. В случае с Казахстаном, который входит не только в ОДКБ, но и в Организацию тюркских государств (ОТГ), у многих экспертов возник вопрос: почему официальный Нур-Султан не попросил помощи у ОТГ?

Ответ на самом деле прост. Тюркский совет после реорганизации в прошлом году стал серьезной экономической и политической структурой, но не военной. Однако учитывая, что в 2020 году Турция председательствует в ОТГ, вполне вероятно создание в рамках организации военной структуры.

При этом в Организации тюркских государств считают, что проблемы стран-участниц ОТГ и всего тюркского мира - это "наша проблема". Весь мир увидел это на примере победы в Карабахе. Об этом сказал глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.

Кроме того, министр сослался на программу "Видение тюркского мира-2040", которую приняли в ноябре на саммите тюркских государств в Стамбуле. По словам М.Чавушоглу, основным условием развития и сотрудничества являются безопасность и стабильность, поэтому сотрудничество между подразделениями безопасности и разведки должно быть более организованным и институциональным в рамках ОТГ.

Российский эксперт по Турции Иван Стародубцев сделал из этого вывод: создание механизма функционирования военной структуры в ОТГ будет главным вопросом года.

В свою очередь турецкий генерал в отставке, бывший военный атташе Турции в Азербайджане Юсель Карауз, как отмечала газета Türkiye, считает, что события в Казахстане должны послужить уроком: "Следует немедленно создать совместные тюркские силы".

Сегодня на вопросы газеты "Каспий" отвечает проживающая в Турции политолог Рамия Мамедова.

- Действительно ли в этом году могут быть созданы военные подразделения в рамках ОТГ, чтобы оперативно оказывать друг другу помощь?

- Тюркские государства во главе с Турцией и Азербайджаном активно занимаются реорганизацией и укреплением ОТГ. И, конечно же, создание военной структуры внутри Тюркского совета - Организации тюркских государств - было бы очень важно. Но сделать это достаточно сложно.

Азербайджан начал этот процесс с подписания Шушинской декларации с Турцией. Между нашими странами уже есть военное сотрудничество, оно двустороннее. Сформировать нечто подобное в рамках ОТГ гораздо проблематичнее. Надо учитывать, что многие страны, входящие в Организацию тюркских государств, находятся под серьезным влиянием России, это бывшие страны СССР, они больше взаимодействуют с РФ, как тот же Казахстан, куда Россия сама себя "пригласила" в формате ОДКБ для наведения порядка после того как по стране прокатились акции протеста, переросшие в насилие и мародерство.

Москва показала некоторым странам тюркского мира, что может произойти и как оперативно реагирует Россия. Об этом сейчас много говорят и пишут в Турции.

Азербайджан, подписавший с Турцией Шушинскую декларацию, защищен. Он находится в иной ситуации. В случае острой необходимости - давайте прямо говорить - Турция, а не российские войска или контингент ОДКБ могут оказать помощь Азербайджану.

Возвращаясь к вашему вопросу, мне кажется, что появления военных сил ОТГ в 2022 году ожидать не стоит, этому будет препятствовать Россия, у которой на сегодняшний день более тесные связи с государствами Центральной Азии, чем у Турции.

Да, конечно, Казахстан, Кыргызстан и другие страны сотрудничают с Турцией, есть много договоренностей, военнослужащих из этих государств обучают турецкие военные. Но это не говорит о полноценном присутствии Анкары.

- То есть сейчас лучший вариант - двусторонние соглашения между тюркскими государствами, а не создание единого военного альянса?

- Думаю, это так. Хотя даже такое двустороннее сотрудничество неизбежно вызовет недовольство Москвы. Но гораздо больше противодействия вызовет появление военного альянса тюркских государств. Вот представьте: есть НАТО, есть ОДКБ. И тут у границ РФ появляется Организация тюркских государств, которая становится новой военной силой, аналогом ОДКБ, состоящим только из стран-участниц ОТГ. Какой будет реакция? Это, как вы понимаете, риторический вопрос.

- При этом несмотря на то, что Турция и Россия являются в каком-то смысле антагонистами, по многим ключевым вопросам они взаимодействуют, расширяя сферы своего влияния, помогая друг другу…

- Да, так и есть. Турция и Россия - соперники, но они понимают друг друга. Есть идеи неоосманизма и российского империализма. О них не принято говорить вслух, что не отменяет их существования. В Анкаре и Москве прекрасно знают о намерениях друг друга. И что получается? Либо они должны враждовать, либо делить сферы влияния и вести игру.

Турция в вопросе Карабаха, конечно же, консультируется с Россией, как и Москва - с Анкарой по этому, да и по другим вопросам. Идет взаимное согласование. Есть условная карта - это Большой Ближний Восток и постсоветское пространство. На этой карте надо собрать пазл. Россия и Турция этим совместно занимаются, не пытаясь создавать серьезных проблем друг другу.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика