21 
июля
2022
13:16
5
32
1742
Virtual karabakh

Caliber.Az: "Рэмбо" и "Маугли" & ПТСР и синдром Вертера - ФОТО

21 июля, 2022
13:16
1742

Caliber.Az: "Рэмбо" и "Маугли" & ПТСР и синдром Вертера - ФОТО

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Для многих участников войны именно она, война, становится самым страшным испытанием в жизни, пишет Caliber.Az. Отсюда и желание постоянно возвращаться в памяти к тем событиям. Большей частью воспоминания мучительные - взрывы, раны, кровь, но вместе с тем ощущение, что там, на фронте, все было иначе, проще и честнее, а вот здесь…

Литература оставила нам прекрасные образцы подобных переживаний ветеранов - "Севастопольские рассказы" Льва Толстого, "Цусима" Новикова-Прибоя, "На Западном фронте без перемен" Ремарка, "Смерть героя" Ричарда Олдингтона, "Прощай, оружие" Хемингуэя и т.д. Особняком тут можно назвать "Живые и мертвые" Константина Симонова - практически хроникальное изложение первых месяцев лета 1941 года, боев с гитлеровцами в Беларуси, а затем на Смоленщине и под Москвой… У Симонова, кстати, тоже было свое Буйническое поле под Бобруйском - место боев, столь запомнившееся ему, что он завещал навечно оставить его там, развеяв прах на поле… В кино тоже много фильмов с военным сюжетом, но сразу нескольким поколениям, пожалуй, больше всего запомнился фильм "Рэмбо - первая кровь" про ветерана Вьетнамской войны, мучительно борющегося с несправедливостью…

…Осенью 2020 года азербайджанская армия показала всему миру силу и мощь нашего народа, нашего государства, освободив территории, которые почти 30 лет оккупировала Армения. Тогда под руководством Президента, Верховного главнокомандующего Ильхама Алиева мы проявили единство, волю к победе, терпение, смогли направить свой праведный гнев в нужное русло и совершить то, во что никто, кроме самих азербайджанцев, кажется, не верил - вернуть наши земли. И сейчас, по прошествии почти двух лет, величие той победы становится все более явственным. Как и понимание того, что большая панорама этой виктории складывалась из мозаики личных подвигов и боев: тот офицер поднял в атаку солдат в Джебраиле, этот солдат с легким оружием лез по горам и скалам, чтобы освободить Шушу, а вот те бойцы освобождали села в Зангилане и Губадлы… Победу добыла не абстрактная безликая масса, а люди - наши герои-ветераны.

Именно поэтому новость о том, что героический воин Эльвин Джафаров, ветеран, получивший множество медалей за бои в Карабахе и Восточном Зангезуре, покончил жизнь самоубийством, стала большим ударом для всего общества. "Маугли", как его прозвали боевые товарищи за отвагу, совершил суицид, оставив видеообращение, в котором поведал, что его не хотят слышать и не пускают на прием к главе Исполнительной власти Сабирабадского района Сирагеддину Джаббарову.

Не ошибусь, если скажу, что каждый из нас встретил эту новость с болью в сердце. И поэтому так важно понять, почему это произошло, и самое главное - как сделать, чтобы подобное больше не повторилось! Никогда!

Сейчас по факту самоубийства Эльвина Джафарова (1987 г.р.) прокуратурой Сабирабадского района ведется разбирательство. И учитывая большой общественный резонанс, хочется верить, что все виновные, в том числе и те, кто снимал видео с предсмертными словами воина, даже не пытаясь его отговорить от страшного шага, понесут заслуженное наказание. Но уже сейчас ясно, что с причинами суицида не все так просто - во всяком случае, согласно официальным данным, как минимум финансовых проблем гази и его семья не испытывали, им со стороны государства оказывалась вся необходимая помощь. Неужели все дело в том, что заслуженный боец якобы не чувствовал внимания к себе со стороны районных властей, обиделся и оттого решился на крайний шаг? 

В то же время мы как общество должны сделать все, чтобы трагедия Эльвина не спровоцировала череду суицидов с теми же мотивами других ветеранов. Ведь, к сожалению, есть известный эффект (синдром) Вертера - массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещенного телевидением или другими СМИ, либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа. Это явление выявлено в 1974-1975 годах американским социологом Дэвидом Филлипсом из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который исследовал волну однотипных самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в конце XVIII века, спровоцированную популярным в то время романом Гете "Страдания юного Вертера" (отсюда и произошло название феномена). Статистика жестока - она говорит, что после громких новостей о суициде, тем более с фото и видео, счеты с жизнью начинают сводить гораздо больше людей. И напротив, когда в Австрии в 80-е годы XX века чрезвычайно выросло количество самоубийств в метро, в 1987 году Венский центр кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена пошли на своеобразный эксперимент: решили больше не освещать подобные факты или уделять данным происшествиям минимум внимания. Уже через месяц количество самоубийств в метро снизилось почти в три раза. С тех пор в австрийской прессе действует запрет на освещение подобных трагических событий…

Вот и сейчас очень не хочется, чтобы примеру Эльвина последовали другие гази - гордость нашей страны и народа. А это, к сожалению, весьма реальный сценарий. Об этом говорят факты, тем более что, как утверждают СМИ и правозащитники, после войны уже 35 ветеранов покончили с собой… Киношный "Рэмбо" ведь не на пустом месте появился - в фильме показан воин, страдающий посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) - тяжелым психическим состоянием, возникающим в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. Травматичность события тесно связана с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно действовать в опасной ситуации. И война, даже такая справедливая и освободительная, какой являлась наша Отечественная, - один из мощнейших источников ПТСР.

Было бы наивно думать, что только в Азербайджане эта проблема в последнее время громко заявила о себе. Нет, в той или иной степени и сейчас, и ранее "посттравмат" встречался у многих солдат и офицеров (хотя в советской художественной литературе про него практически ничего нет) во многих странах мира. И если мы сделаем обзор иностранных СМИ, то увидим огромные масштабы проблемы для всех стран, которые участвовали в военных конфликтах последних десятилетий. Так, в тех же США и Великобритании - странах с развитой медициной, военно-психологической помощью и солидными соцслужбами ветераны убивают себя. В частности, за 2012 год больше британских военных покончили с собой, чем погибли за тот же период в ходе боевых действий против талибов в Афганистане. И они тоже, если судить по предсмертным действиям, считали, что не получают достаточной поддержки. Врачи же приходят к выводу, что ПТСР - это естественная реакция организма на сильные потрясения. Могут пройти годы, прежде чем заболевание проявит себя, но оно излечимо, если начать терапию как можно раньше…

По официальной статистике, в США каждый день кончают жизнь самоубийством до двух десятков ветеранов. Попытки американских властей, прежде всего Министерства по делам ветеранов, предотвращать подобные трагедии пока особых результатов не дают. Психические расстройства, стресс, нестирающиеся воспоминания о погибших товарищах, трудный поиск себя в мирной жизни - не всем вернувшимся домой солдатам дано справиться со столь тяжким грузом. Неправительственные эксперты и вовсе считают, что ситуация в последние годы стала лишь хуже. "Общее число самоубийств среди ветеранов увеличилось. С 2007 по 2017 год число суицидов среди бывших участников боевых действий подскочило почти на 50%", - пишет Military Times. Как указывает профильное издание, ветераны в полтора раза чаще решаются на этот отчаянный поступок, чем те американцы, которые никогда не служили в армии. Для женщин-военных этот коэффициент еще выше - 2,2. В Министерстве по делам ветеранов США не раз говорили, что для снижения числа самоубийств среди ветеранов недостаточно только государственных программ. Две трети покончивших с собой военных - это те, кто не обращался к врачам военных госпиталей за помощью.

Американские врачи обратили внимание на проблему, которая, уверен, актуальна и для Азербайджана: психологической помощи ветеранам, в принципе, оказывается очень мало, да и то пассивно - только в том случае, если человек сам за ней обратится. Кроме того, проблема суицидов, как утверждают американские специалисты, крайне остро стоит не только для бывших военных, но и для страны в целом. Так, в 2010 году Министерство здравоохранения и социальных служб США поставило цель - снизить уровень самоубийств с 12,1 до 10,2 случая на 100 000 человек к 2020 году. Однако эта инициатива с треском провалилась: национальные центры по контролю и профилактике заболеваний опубликовали статистику, согласно которой в 2018-м с собой покончили более 48 000 американцев, что эквивалентно 14,2 случая на 100 000 населения. Сведение счетов с жизнью стало десятой самой значительной причиной смерти жителей Соединенных Штатов - в результате суицида погибли больше людей, чем в результате ДТП и убийств.

Схожие проблемы и у военнослужащих в Украине, где в 2014-2018 годах, согласно данным ряда СМИ, не менее тысячи ветеранов покончили с собой. По данным местных исследователей, посттравматический синдром, отсутствие работы и поддержки со стороны близких становятся причиной все более частых самоубийств. При этом, по данным СМИ, украинское государство фактически устранилось от такой важной социальной работы как психологическая реабилитация участников боевых действий. А ведь бывшим военным, особенно фронтовикам, зачастую трудно вернуться к мирной жизни. Из-за пережитого стресса у них наблюдается повышенный уровень конфликтности. Без психологической реабилитации и поддержки близких у них намного выше риск алкоголизма, разводов и суицидов.

В российской армии, по данным СМИ, еще недавно в год происходило по 300 суицидов. Погрязла в дедовщине и суицидах армянская армия: по информации Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, с 2010 по 2019 год в армянской армии зарегистрировано 88 случаев самоубийств.

Но есть и обратные примеры: благодаря активной профилактической работе, прежде всего армейских психологов, в 2012 году количество суицидов в ЦАХАЛе - Армии Израиля - сократилось до 12. В 2013 и в 2014 годах произошло соответственно 10 и 9 самоубийств. С учетом того, что кадровый состав ЦАХАЛа составляет около 180 000 военнослужащих, процент самоубийств в израильской армии объективно весьма низок. Заметное снижение за последние годы суицидных явлений в ЦАХАЛе в немалой степени объясняется специальной программой подготовки не только военных психологов, но и командиров всех звеньев, постоянно общающихся с солдатами. Начальник подразделения охраны психического здоровья ЦАХАЛа полковник Эяль Проктор, отвечая на соответствующий запрос газеты Jerusalem Post относительно этих программ, подчеркнул, что военные психологи и командиры ориентированы на помощь всем военнослужащим, оказавшимся в ситуации душевного кризиса и личных затруднений…

Естественно, то, что от постравмата и суицидальных мыслей страдают люди в других странах, не является оправданием суицидов у нас, однако многое объясняет о природе этого фактора. Известный врач-психиатр, сотрудник кафедры психиатрии Азербайджанского медицинского университета Халид Абдуллаев, комментируя ситуацию Caliber.Az, заявил, что на тему суицидов вообще и суицидов военнослужащих, ветеранов в частности, можно говорить беспрерывно, несколько дней напролет.

"Самое дорогое у человека - это его жизнь. И если он - а мы все были свидетелями ажиотажа у военкоматов осенью 2020-го - пошел отдавать свою жизнь не за себя, не за драгоценности, а ради Родины, чтобы мы спокойно сидели дома, то общество в неоплатном долгу перед такими воинами. Общество должно делать все и даже больше, чтобы не после смерти, а при жизни помочь ветеранам. Война - сильнейший стресс, психологическая травма для человека, посттравматическое расстройство - это диагноз. Но, к сожалению, у нас некоторые чиновники считают себя посланниками Аллаха на земле, что и приводит к подобным эксцессам. А ведь ветераны не требуют каких-то сверхблаг - их интересуют получение инвалидности, трудоустройство, помощь с лечением и прочие конкретные проблемы. А если чиновники будут равнодушны к ним, то, естественно, человек, уже психологически пострадавший, может совершить неадекватный поступок. Я, честно говоря, не думаю, что недавно скончавшийся гази шел именно убивать себя - прежде всего он хотел привлечь внимание к своей проблеме. Но, к сожалению, он не знал, что если сожжено более 30% тела, шансов выжить очень мало. И мне очень жаль этого молодого воина.

Хотел бы напомнить, что у нас в Центре психического здоровья под руководством профессора Фуада Исмайылова была создана отдельная программа психиатрической помощи ветеранам, есть филиалы в регионах, выездные поездки врачей. У нас на всю страну 450-500 психиатров и 250-300 психологов, этого мало, но они делают все, что в их силах", - подчеркнул Х.Абдуллаев.

В свою очередь, правозащитница, член Совета Фонда YAŞAT Рена Сафаралиева подтвердила, что есть уязвимые группы населения, причем в основном вследствие пробелов в законодательной базе. И задача общественности указывать на эти пробелы и добиваться разрешения сложностей таких уязвимых групп.

"Первое на что, вернее, на кого, надо обратить внимание, - это гази с ранениями, в результате которых они стали непригодны к военной службе. Однако ранение не такое серьезное, чтобы они могли получить инвалидность, льгот тоже не имеют, кроме 500 манатов страховки за легкое ранение и 80 манатов ветеранской пенсии. Военные имеют небольшую пенсию по выслуге лет. А добровольцы/мобилизованные ничего не получают, кроме суммы в 80 ман. У гази, который получил ранение, не дотягивающее до инвалидности, должны быть хотя бы частичные льготы по сравнению с теми, кто получил инвалидность.

Второе - если у ветерана с инвалидностью есть льготная ипотека, квартиру ему не дадут. Потребительский кредит Фонд YAŞAT закрывает, а ипотечный кредит - не предусмотрен правилами. Ни ИВ, ни Минтруда тоже не могут погасить ипотеку. Считаю, что если гази с инвалидностью положена квартира, а у него она есть, но в ипотеке, то ипотеку должно закрывать государство.

И наконец, третье: 80 манатов в месяц за ветеранство -  это очень мало. К тому же нет надбавки за награды. Если у одного солдата четыре медали, а у другого одна, то, наверное, неправильно выплачивать им одну и ту же сумму. К примеру, за звание "Национальный герой" довольно существенная надбавка выплачивается.  Поэтому необходимо ввести ежемесячные надбавки за награды сообразно их значимости. Очень надеюсь, что эти три проблемы будут решены на законодательном уровне", - подчеркнула Р.Сафаралиева.

Конкретно по трагическому случаю с "Маугли" она считает, что обвинять во всем чиновников ИВ тоже неверно.

"Да, есть случаи нечуткого отношения чиновников к гражданам, не всегда они выполняют свои обязанности ответственно. Но у нас в законах нечетко прописаны полномочия ИВ. В частности, слышала, что ветеран требовал у главы ИВ устроить на работу его родственницу, но у того нет таких полномочий по закону. Тут надо лоббировать изменение законов, но не требовать нарушать их.

Второй момент - у нас доступна бесплатная психологическая помощь, но ветераны обращаются только за материальной помощью. Я лично уговаривала около 50 ветеранов обратиться за психологической помощью, но они мне отвечали: "Мы что, психи?". Плохо, что государство не предлагает такую помощь проактивно, а многие ветераны не понимают, что она им нужна. Но ведь в Министерстве обороны есть списки тех, кто получил черепно-мозговые травмы, баротравмы - хоть бы им предложили!" - заявила Р.Сафаралиева.

…Ветераны - наша гордость, Победу под руководством Президента Ильхама Алиева добыли именно они. И то, что сейчас некоторые из них чувствуют себя брошенными на обочину жизни, говорит не только о финансовых вопросах. Мне кажется, всем нам надо быть более чуткими к тем, кто защищал Родину, защищал нас, чтобы не повторилась трагедия. Это не значит, что нужно пылинки с них сдувать. Нет, чуткость - это тепло сердца и искренняя готовность помочь, чем можешь. Помнится, был случай, когда братья и сестры шехида, чьи родители давно умерли, жили в подвале. И сейчас живут там же -  им так и не помогли! Сложно изменить закон? Но ведь закон ради людей, а не люди ради закона. Смогли же с 1 июля - после череды скандалов в системе соцзащиты - изменить на государственном уровне систему назначения инвалидности и т.д.

Равнодушие, самоуправство, безответственность и наглость некоторых власть предержащих губят ветеранов. Значит, понимание, чуткость, забота, доброе слово и конкретные шаги могут спасать их. Кстати, и в фильме "Рэмбо" в конце концов произошло то же самое. Да, понятно, что война завершилась. Многое забывается, жизнь продолжается, рутина и бытовые проблемы выходят на первый план, и мирная атмосфера приглушает порой блеск победы. Но разве это оправдание того, чтобы пренебрегать ветеранами? Президент Ильхам Алиев неустанно заботится о том, чтобы права участников войны защищались, Первый вице-президент Мехрибан Алиева также прилагает большие усилия для этого, и недопустимо, чтобы некоторые чиновники очерняли эту огромную работу!

И если "Маугли" - хотя такого не должно было произойти! - мы не спасли, то помочь тысячам таких как он общество в силах. Проблемы ветеранов надо решать здесь и сейчас. Прислушиваться к ним и их проблемам, уважать, помогать в получении образования, устройстве на работу, поиске себя в мирной жизни. Приглашать на мероприятия в школы, детские сады, университеты, на спортивные соревнования. Все это поможет нашим бравым воинам преодолеть свои тяжелые синдромы. И тогда они сами поймут, что суицид - не выход. Уверен, люди, которые с оружием в руках защищали свою страну, с поддержкой и чуткостью всего общества преодолеют и это испытание так же успешно, как они добыли для Азербайджана Великую победу осенью 2020 года.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика