окт.
2022
17:06
131
7
2292
Virtual karabakh

Гела Васадзе: Азербайджан для Ирана - идеологический противник - ИНТЕРВЬЮ ИЗ ТБИЛИСИ

4 окт., 2022
17:06
2292

Гела Васадзе: Азербайджан для Ирана - идеологический противник - ИНТЕРВЬЮ ИЗ ТБИЛИСИ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Грузия продолжает позиционировать себя как центр диалога между Арменией и Азербайджаном. Минувшим летом в Тбилиси прошла двусторонняя встреча глав МИД двух стран - Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна. А на днях премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что Тбилиси надеется стать добросовестным посредником, который поможет нормализации региональной безопасности.

Впрочем, у Грузии появился "соперник" - Иран, официальные представители которого заявляют о готовности Тегерана стать площадкой для переговоров между Баку и Ереваном.

Какая же площадка для переговоров по армяно-азербайджанскому урегулированию наиболее оптимальна для Армении и Азербайджана? За комментарием Oxu.Az обратился к грузинскому политологу, эксперту Грузинского центра стратегического анализа Геле Васадзе.

- Насколько успешной может быть грузинская переговорная площадка для диалога между Баку и Ереваном?

- Мне кажется, что абсолютно не важно, где будут встречаться руководители Азербайджана и Армении. Но если мы говорим про Грузию, то это - чисто географическая близость. Тбилиси, конечно же, готов активно участвовать в переговорах между Баку и Ереваном после того, как будет заключен мирный договор. Вот тогда мы включимся, и это будет трехсторонний формат. А до этого важен двусторонний формат Азербайджана и Армении. И я всегда говорил, что задача Грузии как принимающей стороны - заварить чай, сделать кофе и закрыть за собой дверь.

- Между тем есть Иран, который предлагает свою платформу для переговоров по армяно-азербайджанскому урегулированию. Это какая-то конкуренция? Почему столько желающих предоставить площадку?

- Что касается Ирана, то надо учитывать, что ИРИ является региональной державой, имеющей свои национальными интересы, связанные как с Азербайджаном, так и с Арменией. А интерес Грузии заключается исключительно в том, чтобы между Азербайджаном и Арменией был мир, стабильные отношения и открыты все границы и коммуникации.

Любые прямые контакты между Азербайджаном и Арменией без посредничества - это хорошо. Но Иран - это не площадка для переговоров. Тегеран предлагает именно посредничество, а это - совсем другое.

- В части экспертного сообщества к Ирану относятся с настороженностью, считая, что у ИРИ больше симпатий к Армении. Грузия же воспринимается как нейтральная. А что вы думаете о том, как эта ситуация видится из Армении?

- Мне кажется, что Грузию в Армении воспринимают как проазербайджанскую страну. Разница между Грузией и Ираном, а я говорю на экспертном уровне, в том, что ИРИ является экзистенциональной угрозой для Азербайджана. С точки зрения иранского режима Азербайджан является для них легитимной целью, тем более сейчас. Азербайджан - это страна, которая должна войти в иранский шиитский мир, как и Ирак, Сирия и Ливан, так считают в Тегеране. Поэтому, на мой взгляд, двух мнений быть не может по поводу отношения Ирана к Азербайджану. И дело вовсе не в симпатиях к Армении, все гораздо серьезнее. Но это, повторюсь, мое мнение.

- Еще один момент. В Иране заявляют о приверженности страны принципам неизменности международно признанных границ стран, в том числе и соседних. Почему-то таких резких заявлений не было во время оккупации Арменией азербайджанских территорий.

- Так ведь принцип неизменности международно признанных границ поддерживают большинство нормальных стран мира, кроме России, конечно. Все мы являемся наследниками Хельсинкского акта 1975 года. И я замечу, что Советский Союз юридически представлял из себя как раз союз государств. Кстати, кто-то в качестве аргумента может говорить, что внутри СССР были административные границы, но это не так, это были границы между государствами с точки зрения международного права. Границы 1991 года зафиксированы в ООН и других международных организациях. И ни одно адекватное государство в мире не может выступать против территориальной целостности другого.

Теперь про Иран. Очевидно, что в Тегеране обеспокоены тем, что Азербайджан может силой пробить Зангезурский коридор и т.д. И на этом фоне Иран пытается продемонстрировать свою роль в регионе. Кроме всего прочего, Азербайджан является для Ирана идеологическим противником. Азербайджанская Республика - это пример того, как преимущественно шиитское население может жить в светском государстве. Это является определенным вызовом для нынешних иранских властей. Получается, что Азербайджан является альтернативным Ирану светским государством.

- Раз уж так далеко зашел разговор об Иране, то не могу не спросить о протестах, которые идут в этой стране уже свыше двух недель. Многие эксперты считают, что смены власти, переворота в ИРИ не будет…

- Я не являюсь специалистом по Ирану. Но я большой поклонник Нассима Талеба, который является автором теории "черного лебедя" и книги "Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости". Поэтому я ничего предсказывать не берусь.

Но я просто напомню, что исламская революция в Иране началась в начале января 1978 года. Это были локальные беспорядки, забастовки. А закончилась она 1 апреля 1979 года. То есть события разворачивались больше года. А с чем мы имеем дело сейчас? Это покажет только время. 

Наир Алиев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика