24 
янв.
2023
10:25
118
6
2126
Virtual karabakh

Кирилл Задов: Турция нужна США намного больше, чем Штаты нужны Турции - ИНТЕРВЬЮ ИЗ АМЕРИКИ

24 янв., 2023
10:25
2126

Кирилл Задов: Турция нужна США намного больше, чем Штаты нужны Турции - ИНТЕРВЬЮ ИЗ АМЕРИКИ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Отношения между США и Турцией остаются в подвешенном состоянии. Была надежда на потепление в конце прошлого года, когда в Вашингтоне пообещали все-таки обеспечить поставку многоцелевых истребителей F-16 в Турцию, но все уперлось в позицию известного греческого и армянского лоббиста Роберта Менендеса, который пообещал заблокировать план по продаже самолетов Анкаре. Американские источники сообщают, что сам Менендес, являющийся председателем сенатского комитета по международным отношениям, открыто об этом сказал Белому дому.

Антитурецкие настроения в Штатах продолжает подогревать и экс-советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, который на днях вновь заявил о необходимости приостановки членства Турции в НАТО.

Сегодня на вопросы Oxu.Az отвечает американский политолог, обозреватель Radio RUSA Кирилл Задов, который рассказал о нюансах внутриполитического устройства США.

- Как технически строится внешняя политика Соединенных Штатов? Есть Белый дом, глава которого о чем-то договаривается с лидером другой страны, но имеет ли возможность президент страны беспрепятственно реализовать эти договоренности?

- Все зависит от уровня договоренностей. В каких-то случаях достаточно того, чтобы президент от своего имени подписал документ. Бывают ситуации, когда нужна ратификация в Сенате, а это требует две трети голосов. Вот, скажем, JCPOA (соглашение по иранской "ядерной сделке" - ред.), которое подписал президент Барак Обама, не нужно было проводить через Сенат. Хотя иранцы хотели ее ратификации, чтобы документ получил статус закона, а это - определенная гарантия того, что из JCPOA Штаты не выйдут. И другой президент Дональд Трамп просто отменил "ядерную сделку", поскольку для этого достаточно подписи главы Белого дома.

- Я неслучайно спросил о технических деталях. С весны прошлого года обсуждается вопрос приема Швеции и Финляндии в НАТО. Помимо условий, которые Турция выставила Стокгольму и Хельсинки, были и негласные договоренности с США о самолетах F-16 и комплектующих к ним. Турцию исключили из программы самолетов F-35, но турецкие деньги были же освоены Штатами…

- …Турцию исключили из-за покупки российских комплексов C-400. Анкаре сказали: вы не можете одновременно иметь F-35 и C-400, ведь тогда получаете все коды, которые возможны. И Россия теоретически может их узнать, ведь персонал на С-400 должны были обучать россияне.

- …Но взамен Турция попросила F-16, деньги-то уже уплачены. Байден пообещал, затем были долгие споры в Конгрессе, Турции выставили условия, одно из которых касалось непроникновения в воздушное пространство Греции. Потом все вроде бы решилось, это предусловие сняли. Но недавно председатель сенатского комитета по международным отношениям Роберт Менендес сказал, что заблокирует продажу истребителей Турции. Он действительно может воспрепятствовать этой сделке?

- Да, может. В целом сенаторы-демократы имеют большинство в Сенате. Все крупные оружейные сделки в обязательном порядке проходят через сенатские комитеты и сам Сенат, а Менендес возглавляет один из важных комитетов - по международным отношениям.

- Получается, что один сенатор может заблокировать решение, которое могло бы помочь вступлению Швеции и Финляндии в НАТО?

- У нас Сенат - это верхняя палата, если использовать древнеримский пример, то они, условно говоря, патриции. Есть плебеи - это Палата представителей. Каждый патриций очень важен сам по себе. Есть сенатор Тед Круз, который в свое время пытался стать кандидатом в президенты. Так он блокировал все инициативы Джо Байдена по назначению послов, пока президент США не ввел, например, санкции против "Северного потока-2".

Что касается Менендеса, то это не просто сенатор, он влиятельный сенатор. Учитывая, что через возглавляемый им профильный комитет этот документ пройдет в Сенат, где большинство у демократов, как я уже сказал, то его мнение может стать ключевым. Вопрос поставки F-16 Турции может не пройти даже "на этаж выше". Более того, Менендес может даже не поставить этот вопрос на заседании комитета.

- Но не является ли это свидетельством проблем в политическом устройстве США?

- Нет, это не так. Американская система государственного устройства, наверное, лучшая в мире. Есть невероятный уровень разделения ветвей власти. В какой-то момент истории одна из ветвей власти оказывается ключевой. К примеру, Верховный суд в 2000 году решил, что президентом США станет Джордж Буш, когда остановил пересчет голосов. И никто не стал с этим спорить. У нас были моменты, когда Конгресс или президент играл ключевую роль.

- Но, опять же, разве нормально, когда от одного человека зависят отношения США и Турции и, более того, вступление двух северных стран в НАТО? Он сказал, что не хочет и не допустит этого. Разве не перебор?

- Ну, а если президент скажет, что не хочет?

- Так президент США говорит, что хочет.

- Да, но у президента и главы сенатского комитета разные полномочия. Продажу вооружений Турции сделали условием для вступления в НАТО турецкий и американский лидеры. А в принципе она рассматривается просто как контракт на поставку истребителей F-16. И этот контракт утверждается в Сенате.

- Тогда получается, что Анкара не получит F-16, а Стокгольму и Хельсинки не видать НАТО?

- Вовсе нет. Турция нужна США намного больше, чем Соединенные Штаты нужны Турции. И есть варианты решения вопроса поставок самолетов. Например, Байден может встретиться с Менендесом и обсудить, что он еще может сделать для него. Это обычная система - надо договариваться.

Я вам приведу пример. У нас есть сенатор-демократ Джо Мэнчин, который был против многих инфраструктурных моментов в билле президента. От его голоса зависел результат голосования. С ним начали разговаривать, и в итоге договорились. Он избирался от штата Западная Вирджиния, в котором есть свои интересы. Например, нужно разрешить на федеральном уровне построить какой-то трубопровод или открыть шахты и т.д.

Наверняка и Менендесу надо решить какие-то свои вопросы в штате Нью-Джерси, от которого он был избран. Так что будет обычный политический торг. И это - не взятка в карман. Сенат - это больше, чем деньги, ему же надо будет переизбираться, он представляет штат.

- Вы сказали, что Турция для США важнее, чем США для Турции. А почему?

- Турция - это одно из немногих суверенных государств в нынешнем мире, полюс, невероятный географический хаб. Турция - это часть Кавказа, Европы, Ближнего Востока, да и Центральной Азии (по мягкой силе и культурному воздействию). Турция - это влияние на огромную часть регионов Российской Федерации, где говорят на тюркских языках. Турция - член НАТО, на ее территории есть американская база, она контролирует Босфор. Перечислять можно долго. Штаты не должны терять такого союзника.

Наир Алиев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика