15 
марта
2023
12:15
10
5
2084
Virtual karabakh

Что ждать от грядущих выборов в Турции? - ИНТЕРВЬЮ С ЕВГЕНИЕЙ ГАБЕР

15 марта, 2023
12:15
2084

Что ждать от грядущих выборов в Турции? - ИНТЕРВЬЮ С ЕВГЕНИЕЙ ГАБЕР

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Чем ближе президентские и парламентские выборы в Турции, которые официально назначены на 14 мая, тем больше появляется противоречивых мнений о возможности их исхода. Некоторые социологи предрекают безоговорочную победу Реджепа Тайипа Эрдогана, учитывая, что его соперником на выборах стал Кемаль Кылычдароглу, которого, согласно опросам, проведенным еще до землетрясений 6 февраля, действующий президент Турции может победить в первом туре.

Другие считают, что предложение лидера "Хорошей партии" (İYİP) Мераль Акшенер о введении некоего "института триумвирата", когда более конкурентоспособные оппозиционные лидеры Мансур Яваш и Экрем Имамоглу в случае победы Кылычдароглу станут вице-президентами, дает преимущество оппозиции.

Сегодня для Oxu.Az ситуацию комментирует кандидат политических наук, старший аналитик Центра исследований современной Турции Карлтонского университета (Канада), бывший заместитель директора Дипломатической академии Украины им. Геннадия Удовенко при МИД и экс-дипломат посольства Украины в Турции Евгения Габер.

- Выборы в Турции все-таки не перенесли, несмотря на то, что о такой возможности много говорили. Они пройдут 14 мая. Кому это больше выгодно - оппозиции или действующим властям?

- Дата 14 мая - это все-таки компромиссное решение, которое поддержали и оппозиция, и власти. Я напомню, что изначально были дискуссии о том, стоит ли переносить выборы с июня на май. Тогда это объяснялось двумя факторами. Первый - в июне все будут в отпусках, а второй - начинается хадж.

Сейчас, после землетрясения и возникшей перспективы переноса даты голосования на полгода или даже год, возвращение к 14 маю устроило оппозицию, где считали, что последствия разрушительных землетрясений больше сыграют им на руку. В то же время многие эксперты говорили, что президент Реджеп Тайип Эрдоган захочет провести выборы в срок, ведь долгосрочные последствия от стихийного бедствия могут только накапливаться (речь идет об экономических потерях, работах по восстановлению и т.д.).

Дата 14 мая - это тот вариант, которого хочет турецкое общество и против которого не возражают ни власти, ни оппозиция.

- А у кого сейчас выше шансы на победу?

- Есть разные опросы, которые показывают совершенно разные результаты. Оппозиция имеет больше шансов победить на выборах, чем когда-либо в истории за последние 20 лет, это отмечают все эксперты. Но в том-то и дело, что оцениваются именно шансы, а сама победа оппозиции не предрешена. Все очень быстро меняется.

Сразу после землетрясений 6 февраля мы видели всплеск популярности оппозиционных сил на фоне недовольства населения тем, как власть занимается ликвидацией последствий катастрофы. Разрыв в пользу оппозиции доходил до 10%. Но после кризиса, когда İYİP во главе с Мераль Акшенер вышла из оппозиционной коалиции, а потом в нее вернулась, рейтинги оппозиции просели.

Далее. На днях было интересное исследование социологической службы Metropoll, которая сейчас не показывает, сколько процентов набирает каждая политическая сила, но зато сообщает о динамике потерь голосов. Так вот, правящая AK Parti потеряла 5%, по 2-3% потеряли оппозиционные партии - Народно-республиканская (CHP), "Хорошая" (İYİP), прокурдская Партия демократии народов (HDP). И в то же самое время увеличилась группа неопределившихся избирателей. Так что очень многое будет зависеть от того, как будет проходить предвыборная кампания. Мы знаем, что президент Реджеп Тайип Эрдоган - опытный политик, он за месяц до выборов может, к примеру, объявить о нескольких крупных проектах и перевести ситуацию себе в плюс.

Много зависит от того, что решат курдские избиратели Турции. Прокурдская HDP сейчас в переговорах, конечно, ей легче договориться с CHP Кемаля Кылычдароглу, сложнее с İYİP Мераль Акшенер. Так что от многих этих факторов зависит то, с каким результатом на финишную прямую выйдут все политические силы.

Мое впечатление, что в президентской гонке именно сейчас у оппозиции некоторое преимущество. На парламентских выборах ситуация более пестрая, но оппозиционный блок пока что имеет шансы набрать неплохое количество мест, можно говорить о трети.

- Турецкая внутренняя политика известна своей непредсказуемостью. Даже за одну неделю предпочтения избирателей могут измениться...

- Все верно. Я очень люблю цитату бывшего турецкого президента Сулеймана Демиреля о том, что 24 часа - это слишком длительный срок для турецкой политики. Действительно, все может поменяться как в плюс, так и в минус для каждой политической силы. Может появиться "черный лебедь" (труднопрогнозируемое и редкое событие, приводящее к серьезным последствиям - ред.). Так, "черным лебедем" стала серия землетрясений, которые спутали карты власти. А может произойти какое-то позитивное событие, в том числе и какая-то турецкая внешнеполитическая инициатива или победа. Поэтому на нынешние меняющиеся цифры в соцопросах ориентироваться не стоит. Но есть объективная реальность, с которой сталкивается Турция: сложная экономическая ситуация, последствия землетрясения и запрос на либеральные, прозападные реформы. А с другой стороны, у части турецкого общества, которое поляризовано, есть и недовольство оппозицией. Так что ситуация динамичная, и при этом есть большое количество неопределившихся со своими кандидатами и партиями на выборах.

- Давайте коснемся внешней политики, которую вы вскользь упомянули. Война в Украине, отношения с Россией и США - это на повестке дня?

- Война в Украине играет минимальную роль в предвыборной кампании в Турции. В принципе для турецких избирателей Украина и Россия никогда не были приоритетными темами. Важнее вопросы, связанные с Сирией, сирийскими беженцами, экономикой, внутренней политикой.

В то же время подходы и власти, и оппозиции к ситуации в Украине максимально близки. Можно говорить про условный "проукраинский нейтралитет". Турция и турецкое общество поддерживают Украину в ее справедливой борьбе, но считают, что важно поддерживать отношения с Россией, так как это важный экономический и энергетический партнер Турецкой Республики.

Надо отметить, что "зерновая инициатива" (по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из украинских портов - ред.) президента Реджепа Тайипа Эрдогана - это безусловный внешнеполитический успех. О нем периодически вспоминают, чтобы показать, насколько сильно укрепилась Турция в качестве мощной региональной державы. Но в целом эта тема не формирует приоритеты турецких избирателей.

Надо отметить, что в Турции есть сильные антиамериканские, антизападные настроения. Войну в Украине многие преподносят как конфликт между Россией и НАТО, Россией и Западом, где Украина не играет ключевой роли, а является жертвой империализма. То ли американского, то ли российского. Но я еще раз подчеркну тот факт, что турки в целом поддерживают Украину, хотя при этом говорят, что экономическое сотрудничество с РФ по-прежнему важно для них.

При этом США и Европа, несмотря на всю риторику, являются важнейшими экономическими партнерами Турции. Кроме того, есть вопросы безопасности, которые решаются в рамках НАТО, сотрудничества в оборонно-промышленной сфере с Западом. Но Россия слабеет, становится все больше токсичной. Это понимает турецкая сторона, следовательно, становится легче бороться с российским присутствием в Турции.

Наир Алиев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика