31 
авг.
2023
11:10
65
0
1562
Virtual karabakh

Ника Шенгелия: Здесь заметно влияние Франции, она не дает довести дело до мира - ИНТЕРВЬЮ ИЗ ГРУЗИИ

31 авг., 2023
11:10
1562

Ника Шенгелия: Здесь заметно влияние Франции, она не дает довести дело до мира - ИНТЕРВЬЮ ИЗ ГРУЗИИ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Недавняя история с заявлением директора четвертого департамента стран СНГ МИД России Дениса Гончара о том, что в Москве считают "вполне возможным" начать автомобильный и железнодорожный транзит через оккупированные Абхазию и Цхинвальский регион Грузии, получила продолжение.

Напомним, что, по словам Дениса Гончара, Россия и Армения "регулярно обсуждают вопрос транзитного сообщения между Россией и Арменией через территорию Абхазии, Южной Осетии и Грузии в наших контактах с Ереваном, учитывая его объективную заинтересованность в открытии дополнительных транспортных коридоров. Эта дорога соединит наши страны с Военно-Грузинской дорогой".

В Грузии идею открытия сообщения через Абхазию ожидаемо не восприняли. Но затем, уже через несколько дней министр экономики Армении Ваан Керобян заявил, что Ереван работает над созданием маршрута нового транспортного коридора, который свяжет Индию и Европу через Иран, Армению и Грузию. И в этом случае имеется ввиду открытие коммуникаций через Абхазию - оккупированный грузинский регион.

Ситуацию в регионе для Oxu.Az комментирует грузинский экономист, вице-президент Центра международного прогнозирования и исследований Ника Шенгелия.

- Давайте начнем с возможности открытия сообщения через Абхазию, о чем говорят в Москве и Ереване...

- Да, российская сторона хотела бы открыть дорогу через Абхазию и возить грузы из Ирана через Армению, то есть создать какой-то коридор. Но наши власти на это не реагируют.

Если говорить только исходя из экономических соображений, то в целом этот проект выгоден, так как через Грузию будет проходить транзитный маршрут, а это - поступления в бюджет. Но есть важные внутриполитические и внешнеполитические составляющие. Наши западные партнеры и внутренние силы не одобрят эту идею.

В целом же ситуация в регионе и мире меняется в сторону напряженности. Идет война между Россией и Украиной, гибридная война Запада с Китаем. Такая турбулентность, как я думаю, продлится до 2027 года. Потом все несколько успокоится, произойдет перераспределение мировых энергетических ресурсов.

- К теме мирового кризиса и дате - 2027 год - мы вернемся, это очень интересно. Но давайте продолжим разговор о дороге через Абхазию. Информация о том, что Ереван работает над созданием транспортного коридора из Индии в Европу через Иран, Армению и Грузию - это что-то новое или это все та же российская идея о железнодорожном транзите через Абхазию, которую озвучил представитель МИД РФ Денис Гончар? И почему, на ваш взгляд, Армения уже много лет добивается открытия транспортного сообщения через этот оккупированный грузинский регион?

- Да, это все тот же проект. А что касается стремления Армении открыть железнодорожное сообщение, то здесь может быть и желание бесперебойно получать грузы из России, и политические соображения. Еревану, вероятно, хочется чувствовать себя защищенным от влияния Азербайджана и других стран.

Но эта идея, как я вам уже сказал, не воспринимается в Грузии. К тому же недавно заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил о возможности "присоединения Абхазии и Южной Осетии к России", которые были оккупированы в 2008 году. И Грузия, мол, должна выбрать с кем она: с Западом, или с РФ. И как на этом фоне можно вообще говорить об открытии железной дороги в Грузию через оккупированную Абхазию? Однако такой проект у Москвы есть, и о нем не раз говорилось на протяжении многих лет.

- А теперь давайте поговорим о глобальной турбулентности, которая, по вашим словам, будет продолжаться до 2027 года.

- Да, с 2027 года в мире будет спокойнее некоторое время. Так всегда было, и об этом свидетельствует история прошлых веков. В начале каждого столетия мир испытывал военные, экономические кризисы. XXI век не исключение. Более того, скоро военные конфликты могут вспыхнуть на юге Азии. Это уже будет проявлением противостояния США и Китая, а экономическая война между ними уже идет.

Американская экономика не может жить по принципу замкнутого круга, Штатам нужен как минимум 1 млрд потребителей, с которыми можно торговать высокотехнологическими товарами. Европа уже не в счет, она в общем-то ослаблена, идет рецессия, будут перемены, но это все до 2027 года.  

- Когда вы говорите о конфликте в Азии, то имеете в виду Тайвань, который поддерживают США?

- В том числе. Но могут быть и другие горячие точки. Например, Иран, Израиль, Центральная Азия.

- А что вы как вице-президент Центра международного прогнозирования и исследований думаете об армяно-азербайджанском урегулировании? Будет ли подписан в скором времени мирный договор?

- Раньше конца весны 2024 года я такой перспективы не вижу. Сейчас здесь очень сильно заметно влияние Франции, Европы, для которых интересен Южный Кавказ. Они не дадут довести дело до мира в ближайшее время. США, кстати, более нейтральны и не выступают в пользу какой-либо из сторон переговоров.

Я думаю, что в нашем регионе ситуация может стать еще более напряженной. У Запада есть интерес, чтобы их миротворцы оказались в Карабахе. А для этого ситуация на земле должна стать горячей. И, в принципе, как вы видите, она накаляется.

Есть еще фактор дружбы Азербайджана и Турции, которую не разрушить. Но существуют интересы Запада, так что я беспокоюсь, что могут быть эксцессы и даже военные действия. Я искренне надеюсь, что такого сценария все еще можно избежать, ведь нам всем на Южном Кавказе нужно мирное небо. 

Наир Алиев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика