Игорь Коротченко: У Армении исчезли напрасные надежды, идеи "миацума" обнулены - ИНТЕРВЬЮ ИЗ РФ
Игорь Коротченко: У Армении исчезли напрасные надежды, идеи "миацума" обнулены - ИНТЕРВЬЮ ИЗ РФ
Премьер-министр Армении Никол Пашинян продолжает демонстрировать чудеса политической живучести. Несмотря на протесты в Ереване, вызванные крушением проекта "миацум" и полной ликвидацией режима хунты в Карабахе, Никол Пашинян усидел в своем кресле. Так было и после поражения Армении во второй Карабахской войне в 2020 году.
Но что будет дальше, уйдет ли Армения на Запад, и стал ли мирный договор между Азербайджаном и Арменией ближе? Ситуацию для Oxu.Az прокомментировал генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко:
- Прежде всего надо сказать, что Никол Пашинян сохраняет себя во власти за счет того, что он легитимный премьер-министр, опирающийся на результаты досрочных парламентских выборов. А они прошли в самый критический для Армении исторический период - после капитуляции во второй Карабахской войне. Тем не менее Пашинян победил, обеспечил себе большинство. Попытки его силового смещения сегодня, на мой взгляд, абсолютно бесперспективны.
Важно отметить, что министерство внутренних дел и служба национальной безопасности (СНБ) Армении сохраняют верность Николу Пашиняну, выполняют все его приказы. Не будем забывать, что МВД возглавляет Ваге Казарян - один из друзей детства Пашиняна, который действует чрезвычайно жестко при подавлении любых форматов несанкционированной уличной активности. Армия и армянский генералитет заняли нейтрально-выжидательную позицию. Так что основные элементы устойчивости армянского государства лояльны Пашиняну. К тому же у него контроль над советом безопасности, парламентом. Выстроены отношения с основными политическими партиями.
Хедлайнеры протестов - абсолютно маргинальные люди, фрики. Всерьез рассчитывать на то, что они могут что-то сделать, глупо. Лицо российской "мягкой силы" в Армении - пресловутый блогер Мика Бадалян, который постоянно использует нецензурную лексику в своих обращениях. Это же просто карикатурный персонаж, возможно даже, что он является агентом армянской СНБ, выполняющим задачи, поставленные Пашиняном. Иначе это трудно объяснить, ведь его деятельность только вредит. То же самое касается интернет-стримера Армана Абовяна. Я повторюсь, вся эта оппозиционная и якобы пророссийская тусовка - маргиналы.
Поэтому Пашинян усидит, он обеспечит свою политическую устойчивость. Среди рисков, которые я вижу - вероятность физической ликвидации армянского премьера в результате покушения. Определенные реваншистские силы могут постараться совершить такую попытку. Тут можно вспомнить бойню в армянском парламенте в октябре 1999 года. Но мы видим, что в Армении уже прошли аресты нескольких лиц, которые вынашивали такие планы. Так что, скорее всего этот вариант будет купирован. Охрана Пашиняна серьезно усилена, сменено руководство, повышены меры безопасности. И, конечно, есть фактор западных посольств. В американском дипломатическом представительстве в Ереване действует резидентура Центрального разведывательного управления (ЦРУ), во французском - резидентура внешней разведки Франции DGSE. И все они работают на укрепление Пашиняна.
Теперь о том, что Пашинян может поменять. Да, курс Армении на Запад обозначен. И для России чрезвычайно важно сейчас убрать армянских пропагандистов с российских телеканалов, которые засыпают Пашиняна и его жену проклятиями. Нам не надо делать из Пашиняна еще большего врага, чем он является. С ним в любом случае предстоит работать. Как минимум до конца срока действия нынешнего парламента он будет сохранять свою власть.
Между Россией и Арменией есть серьезные торгово-экономические связи, есть преференции, которые Ереван получает в связи с наличием в Российской Федерации большой армянской диаспоры, переводящей деньги своим близким в Армению, есть крупные российские компании, которые работают в Республике Армения (РА). Так что прежние подходы, которыми Россия пыталась влиять на внутриполитическую ситуацию в РА, надо менять.
Карабахский клан уже сметен ветром истории, большинство армян ненавидит его. Надо искать новых политических лидеров и с ними выстраивать нормальные, цивилизованные отношения, если мы хотим, чтобы Армения осталась в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наше военное присутствие в РА сохранялось. Это необходимо для баланса интересов России и Армении. Мы должны работать, как минимум, не хуже противников России.
- После ликвидации проекта "миацума" мирное соглашение стало ближе? И на какой площадке может быть подписан документ?
- Мирное соглашение, конечно же, стало ближе. Хотя в Ереване формально признали территориальную целостность и суверенитет Азербайджана, сказали, что Карабах - это Азербайджан. Но это было на словах. А на деле поддержка сепаратистов в той или иной форме продолжалась.
Сейчас значительная часть армян Карабаха решила уйти в Армению, не захотела реинтеграции. Но это их осознанный выбор, не было никакого насилия над их волей, мыслями и чувствами. Те, кто останется - станут гражданами Азербайджана в результате реинтеграции.
Но, возвращаясь к мирному соглашению. На какой площадке оно будет подписано, сейчас сказать тяжело. Лично мне как эксперту, конечно же, хотелось, чтобы документ подписали в Москве. Политика - искусство возможного, мирный договор между Азербайджаном и Арменией действительно стал ближе, хотя есть еще определенные препятствия. В любом случае у Армении исчезли напрасные надежды, идеи "миацума" фактически обнулены. Сегодня необходимо просто двигаться к мирному соглашению, которое принесет пользу всем, без исключения, странам Южного Кавказа.
Наир Алиев