30 
марта
2018
19:00
23
67
4183
Virtual karabakh

Создатель «Kəllə kəlləyə»: Рэп лучше, чем мейхана – ИНТЕРВЬЮ

30 марта, 2018
19:00
4183

Создатель «Kəllə kəlləyə»: Рэп лучше, чем мейхана – ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Наши сегодняшние собеседники - двое парней, мечтающие поднять азербайджанский рэп с колен и с этой целью создавшие проект «Kəllə-kəlləyə» - Орхан Гарабасма и Абдул Муззи.

Oxu.Az представляет интервью с Орханом и Абдуллой:

Пярвиз: Сначала представьтесь для тех, кто вас не знает.

Орхан: В кругу азербайджанских рэперов я известен как Орхан Гарабасма. Профессионально заниматься рэпом я начал в 2006 году. До этого я тоже записывался, но не был известен. 

Пярвиз: Насколько я знаю, вы также автор многих хитовых песен.

Абдул: «Tərki dünya», «Ad günü», «Oyna» Мири Юсифа, а также хиты Натаван Хабиби и других исполнителей. 

Пярвиз: Муззи, давайте узнаем о вас...

Абдул: Я начал деятельность в 2006 году. Мы с Орханом помогали друг другу. Потом в 2007 году была создана группа «HOST» там я освоил навыки исполнительного продюсера. Затем я познакомился с Мири Юсифом и начал работать с ним. Наше сотрудничество длилось 11 лет. В конце прошлого года был создан проект «Kəllə-kəlləyə». 

Пярвиз: Кто автор идеи?

Абдул: У меня все было готово, Орхан меня поддержал.

Орхан:  По поводу идеи, здесь нет ничего необычного. Такой же проект делали и американцы, и русские... Мы просто решили сделать это в Азербайджане.

Пярвиз: В наше время популярные шаблонные проекты. Создать такой проект уже требует храбрости. Мы могли бы и не добиться успеха… 

Орхан: По правде говоря, наша цель – поднять интерес к азербайджанскому рэпу. Сегодня отечественный рэп не на высоте. Работа ведется, но мы хотим объединиться и сделать что-то более интересное. Успех не был нам гарантирован, но мы выделялись качеством своей работы. Изучив тренды на «Youtube», мы заметили, что наш народ более склонен к интригам. Подумали, что у нас тоже получится.     

Пярвиз: Что даст молодежи этот проект?

Абдул: Проект поможет молодежи взглянуть на мир под иным углом  зрения. Безо всякой рекламы мы набрали уже более двухсот тысяч просмотров. Самым сложным было обойтись без мата, но мы это сделали. Трудно унизить своего оппонента без мата, одними фактами и юмором. Мурад Дадашов говорил, что такие вещи хороши для улучшения знания азербайджанского языка. Также это интересное и развлекательное шоу.

Пярвиз: Что вы зарабатываете с проекта?

Абдул: Главное для нас – расширить проект и заявить о себе в стране. Полученные деньги уходят на технические работы. Очень многое построено на уважении. Так как проект интересный, то нам помогают друзья.   

Орхан:  Мы делаем любимую работу, и не рассматриваем ее как источник заработка. Мы не думаем о деньгах. 

Пярвиз: Говорят, что ваш проект - клон российского «Versus». А вы сможете добиться такого же успеха?

Орхан: Говорить об успехе немного сложно, так как мы учли национальный менталитет и убрали весь мат. Русские все взяли у американцев. Даже выбранные ими артисты похожи на американцев. 

Абдул: Наш проект не плагиат. Если вы сравните первый выпуск «Versus» с нашей программой, то можно заметить очень большую разницу. У них все на высоком уровне. Если мы с очень маленьким бюджетом смогли добиться такой картинки, то это на самом деле успех. 

Орхан: Если нас обвиняют в плагиате, то у нас были такие проекты, как  «Yeni ulduz» и «Azəri Star». 

Абдул: В 2006 году Эмин Эфенди и Эмин Сафаров создали проект «Mən də varam». В российском рэпе ничего подобного не было. 

Орхан: Что касается словесных дуэлей, то такое у нас делали и Молла Вели Видади и Молла Панах Вагиф. Это у нас издревле, и на самом деле имеет тюркское происхождение. 

Пярвиз: У нас много желающих читать рэп. Какие у вас критерии отбора для участников? 

Абдул: Мы выбрали самых сильных на данный момент андеграундных и мэйнстримовых рэперов. Соберем молодых и перспективных и организуем дополнительный чемпионат. Чтобы участвовать в этом проекте, они должны отличаться от других. 

Орхан: В будущем к нам присоединятся молодые рэперы. Мы планируем различные проекты. Планируем совершенствоваться и делать более качественные работы.

Абдул: У нас нельзя за деньги устроить батл с профессионалом. Участвовать будут самые достойные. Главное, что нас смотрят, пишут комментарии, хоть и негативные. Что бы мы не делали, нас ругают, так было всегда. 

Орхан: Если проект даст желаемый результат, мы планируем его расширить. В будущем в батлах могут участвовать и певцы. 

Абдул: Будут и диджеи, и танцоры и мейханщики. Программы не будут монотонными. Мы не продаем билеты на мероприятия, вход только по приглашению. Хотим сохранить гендерный баланс. Допущенные в первом выпуске ошибки исправят во втором выпуске.  

Пярвиз: Певицы, танцовщицы подрабатывают на свадьбах. А рэперы участвуют только в батлах. Как они зарабатывают? 

Орхан: У некоторых рэперов есть личный бизнес, а большинство не зарабатывают, так как рэп не достиг такого уровня, чтобы на нем зарабатывать. Я зарабатываю себе на хлеб сочинением музыки и текстов. Также пишу саундтреки к фильмам. Но стараюсь по возможности избегать коммерции.  

Абдул: Сегодня рэперов приглашают на свадьбы. Мы уже начали избавляться от закрытого менталитета. Изменился формат свадеб, «зурна и балабан» уходят в прошлое. Свадьбы проводят в клубах, на крышах зданий. Самое позднее в 10 часов начинается дискотека. 

Орхан: Среднее поколение не воспринимает или не может полностью понять эту культуру, поэтому мы не так востребованы. 

Пярвиз: Можно в Азербайджане превратить рэп в бизнес?

Орхан: Мы стараемся именно для этого.

Абдул: Стараемся сделать так, чтобы рэп воспринимали как серьезное искусство.

Пярвиз: Во всем мире у рэперов есть свой имидж. Золотые цепи, баскетбольные майки, кольца. У нас признаком рэпера считают красные мокасины. 

Орхан: Американские рэперы тоже носят мокасины. На самом деле это нормально. Видимо, говоря о мокасинах, вы имеете в виду определенные типажи.

Абдул: У нас, как только начинаешь делать что-нибудь, в тебя сразу тыкают пальцем. Но когда то же самое делают иностранцы, они в восторге. 

Орхан: Радио тоже должны помогать подъему рэпа в стране.

Абдул: Только на 107.7 FM часто крутят рэп.

Орхан: Я не слышал азербайджанский рэп на 107.7 FM. То есть мы готовы слушать рэп с матом на английском языке,  для нас это нормально. Мы даже танцуем под эту музыку, а свой рэп не слушаем. 

Абдул: На телевидение выходить на будем, т.к. хотим доказать, что и без телевидения сможем собрать аудиторию. 

Пярвиз: Телезрители привыкли к банальным передачам. Маловероятно, что они воспримут вас. 

Абдул: Если обратите внимание, наши постеры тоже сильно отличаются. К примеру, генпродюсер передачи «Bu şəhərdə» Мушвиг Аббасов – очень знающий человек с широким кругозором. Но взгляните на постер «Bu şəhərdə». Смотрится дешево, не так ли? Но широкие массы это воспринимают, им ничего другого и не надо. В пример также можно привести Алихана Раджабова и Гусейна Азизоглы.

Пярвиз: Чем рэп схож с мейханой?

Орхан: Рэп не похож на мейхану, если не считать медленный рэп. Мейхана может быть схожа с регги. Рэп сложнее. Правда в мейхане надо отвечать сразу. Но если заучить рифмы, будет проще. 

Абдул: Мейхана сложнее с точки зрения батла, но как искусство она проще. Мейхана держится на батле. Ни один мейханщик не сможет в одиночку дать концерт. Это изменил Намиг Гарачухурлу. Он сделал мейхану более «музыкальной». Рашад Даглы никогда не сможет дать концерт. Они тоже пытаются петь. Такие песни выходят очень банальными. Слова очень «зверские», и звук соответствующий. Их поклонники это принимают. Они (мейханщики) не хотят развиваться. С точки  зрения искусства рэп лучше, чем мейхана. 

Орхан: У нас синтез репа с мейханой сделали Эльшад Хосе и Вахид Гадим. Этот стиль может ответвиться и развиваться отдельно. 

Пярвиз: Основная тематика зарубежного рэпа «я богат, девочки меня любят, а вы никто». У нас больше в моде любовная тематика. Рэп – уличное творчество. Что, наши рэперы никого не видят, кроме своих девушек? 

Орхан: В Америке тоже поют про любовь. Просто там в моде темы, про которые вы говорили, поэтому они выходят на передний план.  У них один образ жизни, а у нас другой. Рэпер должен писать про то, что видит. Наверное, они отталкиваются от реальной жизни. 

Пярвиз: Ждать ли нам женских рэп-батлов?

Абдул: Пока что я никого из них не знаю. В будущем, если появятся талантливые рэперши, то почему бы и нет? 

Пярвиз: Что хотите сказать напоследок?

Орхан: Если наш проект зажжет хоть одну звезду, то это для нас достижение. 

Абдул: В выигрыше останутся все. Завтра мы можем сделать что-либо подобное в регионах. Есть много талантливых ребят, которых надо найти.

Орхан: Во-первых спасибо Тибу и Зигзагу, взявшим ответственность на себя и принявшим наше предложение. Спасибо им большое. Многие MC не связываются, чтобы не навредить своей карьере. Но они очень ответственно подготовили первую программу. 

Пярвиз Гусейн
Фото: Орхан Рахманлы

www.oxu.az

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Шоу-бизнес