13 
февр.
2018
22:00
86
19
2893
Virtual karabakh

АДР-100: Первый месяц независимости

13 февр., 2018
22:00
2893

АДР-100: Первый месяц независимости

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Первым мероприятием после утверждения Декларации независимости Азербайджана стало решение об утверждении Кабмина в следующем составе:

Председатель Совета министров и министр внутренних дел Фатали Хан Хойский
Военный министр Хосров Паша-бек Султанов
Министр иностранных дел Мамедгасан Гаджинский
Министр финансов и народного просвещения Насиб-бек Усуббеков
Министр юстиции Халил-бек Хасмамедов
Министр торговли и промышленности Мамед Юсуф Джафаров
Министр земледелия и труда Акпер Ага Шейхульисламов
Министр путей сообщения, почт и телеграфа Худадат-бек Мелик-Асланов
Государственный контролёр Джамо-бек Гаджинский.

30 мая Ф. Хойский разослал сообщение о провозглашении Азербайджана независимой республикой в столицы 17-ти государств.

Одним из первых мероприятий нового правительства стал договор о дружбе между Турцией и Азербайджаном, заключенный 4 июня 1918 года в Батуме. С турецкой стороны его подписывали министр юстиции Халил-бей и главнокомандующий Кавказских фронтов Оттоманской империи Вехиб-паша. С азербайджанской стороны - М.Г. Гаджинский и председатель Нацсовета М.Э. Расулзаде.

В соответствии с 4-ой статьей договора, Турция обязывалась оказывать помощь вооруженной силой правительству Азербайджана.

Тем временем в Гянджу (тогда еще Елизаветполь) продолжают стекаться турецкие инструкторы. Еще 25 мая в город прибыл Нуру-паша, в следующие дни в город и его окрестности приехало 300 турецких офицеров различных уровней. К середине июня вокруг Елизаветполя сформировались основные части Кавказской Исламской Армии, которые и вступили в последующие бои.

В то же время в Тифлисе возник первый международный конфликт. Так, 14 июня М.Г. Гаджинский направил ноту в МИД Грузии, где требовал вывода отряда грузинских войск и германского отряда из «частей Борчалинского, Тифлисского и Сигнахского уездов, сплошь населенного мусульманами», которые «неоднократно через своих представителей выражали желание быть в составе Азербайджанской Республики».

М.Г. Гаджинский писал данное требование, находясь в Елизаветполе, но Нацсовет Азербайджана все еще располагался в Тифлисе. Поэтому от правительства Грузии в ответ они получили требование покинуть Тифлис в 24 часа. И 16 июня Совет переехал из Тифлиса в Елизаветполь.

Не успев расположиться, совет сразу столкнулся с проблемами. В первую очередь им не удалось договориться о своем статусе в городе. Попытки делегации Нацсовета в составе М. Э. Расулзаде, Ф. Х. Хойского и М. Г. Гаджинского обсудить с Нуру-паша пути выхода из ситуации потерпели провал. Он даже отказался выслушать делегацию под предлогом, что «он солдат и в политике не разбирается» и направил их к своему советнику по гражданским делам Ахмедбеку Агаеву.

А. Агаев в свою очередь сообщил, что народ не поддерживает Нацсовет и если в таком случае вспыхнет восстание, то турки не станут защищать их.

В ходе тяжелых переговоров стороны сошлись на компромиссе, согласно которому Нацсовет распускается, создает новое правительство и передает ему все свои полномочия. Поэтому последнее заседание Нацсовета состоялось 17 июня. На заседании М.Э. Расулзаде отметил, что «не отказываясь от патриотизма, мы должны отречься от политики для политики».

Другие выступления были более радикальными. К примеру, М.Ю. Джафаров отметил, что «нас пригласили сюда из Тифлиса, чтобы отнять нашу свободу». Но в конечном итоге было принято решение о роспуске Нацсовета и формировании нового правительства, которое было поручено Ф. Хойскому.

Он был утвержден в следующем составе:

Премьер-министр и министр юстиции - Ф. Х. Хойский
Министр иностранных дел - М. Г. Гаджикский
Министр внутренних дел - Б. Джаваншир
Министр финансов - А. Амирджанов
Министр путей сообщения - X. Мелик-Асланов
Министр торговли и промышленности - А. Ашуров
Министр народного просвещения и религиозных дел - Н. Усуббеков
Министр земледелия - X. Султанов
Министр здравоохранения и социального обеспечения - Х. Рафибеков
Министры без портфеля - A. M. Топчибашев, М. Рафиев, X. Хасмамедов.

Как видно, им пришлось отказаться от военного министерства, так как военное дело было полностью передано Кавказской Исламской Армии, руководимой Нуру-паша. В его составе находился и мусульманский корпус, которым руководил А. Шихлинский.

Практически сразу после этого решения, правительство приняло решение об отправке в Стамбул для участия в Мирной конференции делегации в составе М.Э. Расулзаде, Х. Хасмамедова и А. Сафикюрдского. Уже через 2 дня после формирования правительства было принято постановление о повсеместном введении военного положения, 23 июня были введены законы военного времени, а 26 июня было утверждено постановление о переименовании Мусульманского корпуса в Отдельный азербайджанский корпус. На этом можно сказать конфликт с военными властями был исчерпан, и началось постепенное формирование внутренней политики, за которую в ответе находилось правительство.

В первую очередь следовало решить вопросы с государственными атрибутами. 21 июня был утвержден флаг республики, «изготовленный из красной материи с изображением белого полумесяца и белой восьмигранной звезды на красном фоне». 27 июня правительство утвердило азербайджанский язык в качестве государственного.

По последнему вопросу правительство вынуждено было признать, что «впредь до наступления момента, когда можно будет все судебные, административные и прочие должности заместить лицами, грамотными на этом языке, допустить в правительственных учреждениях употребление и русского языка».

Затем правительство стало предпринимать меры для восстановления экономики. Из-за хаоса, который в тот момент творился на всей территории страны, перед правительством стояла угроза голода и эпидемии.

Наряду с этим, правительство также должно было обеспечить продовольствием и турецкие войска. Поэтому были приняты постановления о запрещении вывоза скота и продуктов первой необходимости (19 июня), вина, хлеба и вообще продуктов продовольствия (22 июня), хлопка, шелка, шерсти, металлов (24,27 июня) за пределы страны. За нарушение виновные должны были подвергнуться штрафу до 10 тыс. рублей или тюремному заключению до 6 месяцев. Наряду с этим были утверждены также нормы запасов, которые может приобретать один человек.

Одним из наиболее спорных было утверждение постановления об отмене закона Закавказского Сейма о земельной реформе.

Правительство решило отложить земельную реформу на лучшие времена, до «созыва Учредительного собрания». К тому времени уже многие крестьяне самовольно захватили помещичьи земли. Поэтому в постановлении отмечалось, что следует «захваты земель как частновладельческих, так и казенных, устранить».

Тут также стоял вопрос выкупных платежей, которые приносили определенный доход в бюджет страны. Для расширения доходов бюджета было принято также постановление об акцизном сборе с вина. Принимая во внимание расширившиеся валютные спекуляции, правительство утвердило твердый курс валюты (20 рублей = 1 лира).

Наконец решился вопрос с переводом Азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии в Газах. 22 июня правительство выделило Фирудин-беку Кочарлинскому 5 тыс. руб. для перевозки имущества в Газах.

А месяц завершился присоединением Загатальского округа к стране, «согласно желанию населения Закатальского округа» и утверждением состава министерств, в которые кроме министра и его заместителя, следовало включить «одного секретаря, одного делопроизводителя, двух писцов и одного курьера».

Алимардан-бек Алекпер оглы Топчибашев 
(1863-1934)

Алимардан-бек Топчибашев родился 4 мая 1863 года в Тифлисе. В 1884 году окончил городскую гимназию в Тифлисе и поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет на историко-филологический факультет по стипендии, выделенной для Кавказа.

После первого семестра он отказался от стипендии и перешел на юридический факультет, который окончил в 1888 году, получив степень кандидата права. Первоначально работал помощником мирового судьи, затем работал на должности секретаря окружного суда, преподавателя Тифлисского землемерного училища.

Лишь в 1896 году он переехал в Баку, где устроился на работу присяжного поверенного. Успехи на этой должности заметно подняли его авторитет среди населения.

В 1897 году он стал редактором издававшейся в Баку газеты «Каспий» и пробыл на этой должности до середины 1917 года. Затем впоследствии в разные годы был редактором газет «Баку» и «Хаят» («Жизнь»). Неоднократно избирался в гласные Бакинской городской Думы, входил в состав городской училищной комиссии, попечительских советов Мариинской женской гимназии, Бакинского коммерческого училища и Бакинской мусульманской женской школы.

Как значимый представитель мусульман Баку, он принимал участие в работе 1-го Всероссийского мусульманского съезда (август 1905, Нижний Новгород); на 2-м (январь 1906, Петербург) и 3-м (16 августа 1906, Ниж. Новгород) съездах избирался председателем ЦК партии «Иттифак аль-Муслимин». По политическим воззрениям на тот момент был близок к кадетам.

В 1906 году именно от партии кадетов он был избран в составе первой Государственной Думы от Бакинской губернии. В Думе он примыкал к левому крылу фракции. После роспуска Думы первого созыва, Топчибашев в числе 180 депутатов подписался под Выборгским воззванием, которое призывало народ к гражданскому неповиновению – отказу платить налоги и поступать на службу в армии. Как и все остальные подписавшие воззвание, Топчибашев также был осужден и приговорен к тремя месяцам заключения и лишению возможности избираться в депутаты Госдумы.

В том же году он принимал активное участие в примирении армян и мусульман, был участником примирительного армяно-мусульманского съезда, особого совещания при Кавказском наместнике по армяно-мусульманским делам.

Несмотря на то, что ему нельзя было более избираться в парламент, он активно помогал мусульманским фракциям Госдумы второго и третьего созывов.

Политическую активность возобновил после Февральской революции. Первоначально выступал за сохранение единой России и созыв Учредительного собрания. После М.Г. Гаджинского, он возглавил Мусульманский национальный комитет и, соответственно, принимал активное участие в работе Кавказского мусульманского съезда (был председателем) и первого Всероссийского мусульманского съезда, на которых выступал за федеративное устройство России.

Наряду с этим, Топчибашев также возглавлял Комитет общественных организаций города Баку и его районов. Неоднократно принимал участие на совещаниях мусульман России, проходивших как в столице государства, так и в Баку.

В конце 1917 года он был избран в Учредительное собрание. Правда, до Москвы так и не добрался. Длительное время, примерно до мая, несмотря на членство в Закавказском Сейме, находился в Баку. Принимал довольно активное участие в переговорах с большевиками после мартовских событий. Неоднократно задерживался большевиками и лишь в конце мая смог уехать из Баку в направлении Гянджи. Был практически сразу назначен чрезвычайным представителем Азербайджанской Республики в Грузии, Армении и Османской империи.

Будучи в Стамбуле, он был назначен на должность министра иностранных дел страны, а 7 декабря заочно избран председателем парламента АДР. С января 1919 года является главой азербайджанской делегации на Парижской мирной конференции.

Фактически, выехав из Азербайджана еще 23 августа 1918 года, он так и не вернулся более в Азербайджан. Он не принял советскую власть в Азербайджане, принимал участие в Генуэзской и Лозаннской конференциях, где ставил вопрос об оккупации Азербайджана Красной Армией.

14 июля 1934г. Топчибашев и Расул-заде от имени Азербайджана подписали пакт о создании Кавказской Конфедерации (Азербайджан, Грузия и Северный Кавказ) в изгнании. Эти страны подписали договор о совместной борьбе за восстановление своей независимости.

Скончался он в Париже 8 ноября 1934 года.

www.oxu.az

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество