25 
февр.
2019
18:12
75
24
2864
Virtual karabakh

Паника - враг номер один альпиниста - ИНТЕРВЬЮ

25 февр., 2019
18:12
2864

Паника - враг номер один альпиниста - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

На вопросы корреспондента Oxu.Az ответил альпинист Фируз Дадашов, с 2006 по 2019 год побывавший в более чем 60 экспедициях.

- Когда начали заниматься альпинизмом?

- В 2006 году. До альпинизма занимался легкой атлетикой. То есть физическая подготовка у меня с самого начала была на высоком уровне, а она - одно из важнейших условий в альпинизме.

- В семье кто-нибудь еще любит горы, проявляет к ним интерес? Не отговаривали ли вас родители от этого занятия?

- Сначала никто не интересовался, но сейчас младший брат увлекся разновидностью альпинизма - скалолазанием. Как и у всех, перед началом альпинистской карьеры родители возражали, выражали беспокойство. Но со временем, когда у меня появился опыт, они увидели, что я доверяю горам, а безопасность для меня стоит на первом месте.

Теперь уже все знают и привыкли к тому, что альпинизм стал частью моей жизни. Это мой образ жизни, горы нужны мне как воздух или вода. Все это понимают, и никто больше не возражает.

- От альпинистов часто слышим выражение «любовь к горам». Интересно, за что вы любите горы? В чем причина этой любви?

- Эта любовь всегда разная. Я очень люблю природу. Не только горы, но и пустыни, моря, океаны, реки, леса, флору, фауну и т.д. Но горы занимают в моем сердце особое место. Снежные горы особенно красивы. После того, как я впервые поднялся на горную вершину и увидел всю красоту природы, я понял, насколько величественна наша планета, насколько ничтожен человек. У гор есть такая притягательная сила, которую трудно описать.

- На какие вершины любите подниматься?

- На ближайшие к нам горы Кавказа. Устаю всегда физически, морально - никогда, моя душа здесь отдыхает. В отличие от высот Памира, Тянь-Шаня, Гималаев, я не могу насытиться подъемом на Кавказские горы.

- Говорят, в горах невозможно встретить хищных животных.

- Видел следы волков, медведей. Обычно такие животные не обитают на высоте 2000-3000 метров. Но на отметке 5500 метров можно встретить снежного барса. Он мне пока не встречался, но на высоте 3000-3500 метров я видел много горных коз. Они хищниками не являются, но все же представляют опасность. Иногда, увидев издали людей, они могут ударом ног по камням сбросить их на нас.

- Как вы с ними боретесь?

- А с ними и не нужно бороться, просто нужно спокойно отойти от них подальше. Обычно эти животные не нападают на людей. Нужно понимать, что мы в горах - гости, а для этих животных горы - дом. Мы должны вести себя как хорошие гости. Например, не топтать растения, не сходить с горных троп, не пугать и не раздражать животных, мусор, оставленный нами или другими, должны забрать с собой. 

- В какие опасные ситуации вы попадали в горах?

- Слава Богу, я не попадал в очень серьезные, опасные ситуации. Но бывают некоторые не столь серьезные моменты, здесь мы держим ситуацию под контролем, это нормальное явление в альпинизме. Нас учат снижать риски до минимума: если возникнет какой-то опасный момент, и альпинист применит технические знания, то он может избежать самых худших последствий.

- Бывало так, что до вершины оставалось чуть-чуть, а вам приходилось спускаться обратно?

- Таких случаев было достаточно много. Причина такого возвращения связана с безопасностью. В 2009 году на Базардюзю (4466 м) была плохая погода, и, будучи руководителем группы, я принял решение повернуть назад. В 2011 году на Казбеке (5033 м) снега было очень много, была угроза схода лавины, пришлось спуститься. В августе 2012 года на Памире была такая же ситуация. В Таджикистане до вершины Пика Четырех (6230 м) оставалось где-то 100 метров, но из-за угрозы снежной лавины команда спустилась обратно.

В 2014 году я со своим товарищем по горам Исрафилом Ашурлу поднялся на расположенную на территории Тибета в Гималаях Шишабангму (8012 м). Мой друг на высоте 6800 м заболел пневмонией. За короткое время начался отек легких, было опасно оставаться там. Поэтому мы решили срочно спускаться вниз. Если бы мы задержались там еще на один день, все могло бы кончиться трагедией. В горах все происходит быстро, поэтому нужно принимать правильные решения быстро. Дружба, возникшая в горах, - вечная.

В 2018 году на вершину Укю (4334 м) (Безенги, Россия) на Кавказе я не смог подняться, так как очень сильно заболел.

- Говорят, что в профессии альпиниста главное - психологическая подготовка. Почему?

- Да, это правда. Мы идем в горы, спланировав все. Ко всем возможным чрезвычайным ситуациям мы должны быть психологически готовы. В случае необходимости мы должны  принимать решения хладнокровно. Паника - враг номер один альпиниста. Поэтому альпинист обязан пройти и психологическую подготовку (помимо физической и технической). Только потом он может начинать покорение легких вершин.

- Какие у вас самые незабываемые воспоминания о горах?

- В западной части Кавказских гор, около небольшого села Домбай, была вершина Белалакая. Мы разбили под ней палатку. Здесь было очень много туров (парнокопытное животное, представитель подрода туры из рода горных козлов - ред.), и в отличие от наших гор, здесь животные не боялись людей, так как на них запретили охоту. Их осталось мало, люди их прикармливали с рук. За день до подъема на гору несколько коз подошли к нашей палатке, и мы их покормили. Но кормить горных животных на самом деле неправильно. Потом они привыкают. Каждую ночь стадо горных коз искало вокруг нашей палатки еду. Некоторые пытались даже войти в палатку. Каждый раз мы отгоняли их. Рано утром, уходя на вершину, я очень много думал о палатке, вдруг козы опять придут искать пищу и сломают ее. Альпинистское снаряжение очень дорогое. Половина наших заработков уходит на его приобретение.

Помню, что в экспедицию на Гималаи взял самую дорогую палатку. Несмотря на то, что все время думал о палатке, мы удачно взошли на вершину и спустились с нее. К счастью, все было на месте (смеется).

- Сколько средств уходит на то, чтобы взойти на вершину?

- Все зависит от вершины. Восхождение на горы, расположенные на Северном Кавказе, не требует больших расходов. На Памир, Тянь-Шань и Гималаи приходится тратить больше.

- Вы достигли вершины. Что ещепомимо выброса адреналина, вы чувствуете?

- Когда достигаешь вершины, испытываешь много эмоций. Представьте, вы готовитесь год-два, чтобы подняться на вершину мечты, проходите техническую и физическую подготовки, откуда-то достаете средства... В момент достижения вершины и водружения трехцветного флага нас обуревают незабываемые чувства… Это нужно пережить, словами трудно выразить.

- В какие особенно трудные ситуации вы попадали во время спусков? Вам приходили на помощь?

- У альпинистов есть обычай - нельзя поздравлять друг друга на вершине, это можно сделать только в лагере. Очень часто во время спуска случаются неприятные ситуации. Это происходит из-за усталости. Во время спуска со мной не случалось ничего особо опасного, я просто вовремя брал ситуацию под контроль. Альпинисты - сами себе спасатели, они проходят тренинги по поисково-спасательным работам. Даже если незнакомый человек в горах попадает в трудную ситуацию, ему обязаны помочь. То же самое происходит во время спуска.

Это - неписаный закон альпинизма. В обычной жизни тоже так должно быть. Стараюсь участвовать в благотворительных акциях, сдаю кровь для переливания детям, больным талассемией.

- Есть ли в альпинизме возрастные ограничения?

- В любую секцию и клубы по альпинизму можно записаться с 18 лет. Здесь нет возрастных ограничений. Есть ветераны альпинизма, которые продолжают подниматься на вершины мира в 70-80 лет. Примерами могут служить мой первый учитель Расим Джафаров (78 лет), российские альпинисты Владимир Николаевич Шатаев (82 года), Борис Степанович Коршунов (83 года) и другие. Здесь все зависит от состояния здоровья и желания.

Ильхама Абульфат

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество