17 
сент.
2020
15:32
24
86
5393
Virtual karabakh

Ирина Ирбитская: Задача - пересобрать Баку в малые городки, в которые люди будут стремиться - ИНТЕРВЬЮ

17 сент., 2020
15:32
5393

Ирина Ирбитская: Задача - пересобрать Баку в малые городки, в которые люди будут стремиться - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Американский иммунолог и инфекционист, всемирно известный ученый Энтони Фаучи в интервью MSNBC заявил, что до конца 2021 года человечество не должно ожидать возвращения к "доковидовским временам". Как же отразится пандемия COVID-19 на крупных городах, которые в первую очередь приняли на себя "коронавирусный удар"? К примеру, есть мнение, что пандемия меняет ход глобализации, превращая центры мировой экономики в эпицентры заражения и ставя их будущее под вопрос.

Своим видением ситуации в беседе с Media.Az поделилась директор Центра градостроительных компетенций Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), руководитель Европейского проекта "Цифровые города", консультант Программы развития ООН Ирина Ирбитская.

- В экспертной среде существует мнение, что COVID-19 убивает мегаполисы. Начался массовый исход богатых людей из крупных городов из-за страха инфицирования. Во многих странах падают цены на недвижимость. Действительно ли мы наблюдаем изменение хода глобализации?

- То, что мы наблюдаем сейчас в связи с COVID-19 – это такая яркая манифестация наступившего будущего. Собственно, в неявной форме это уже происходило года три назад и специалистам были очевидны предпосылки того, что сейчас происходит. Будущее о себе заявило через коронавирус. Мы сейчас можем говорить не столько о том, что COVID-19 вызвал какие-то процессы, а о том, что он их просто проявил, подобно тому, как на пленке проявляется изображение. Такие тенденции действительно связаны с целесообразностью существования гигантских городов.

В свое время я делала экспериментальный доклад. Можно провести условный краш-тест (аварийное испытание – ред.), когда вы описываете исходные критические данные и проверяете, насколько система работает. Доклад был на тему катастрофической депопуляции - что произойдет с нашими городами и тем способом жизни, к которому привыкли люди. Было очевидно, что крупные города – это не та система, которая будет устойчивой при разных воздействиях.

Вот сейчас коронавирус вызвал некоторую депопуляцию городов. В катастрофическом сценарии депопуляции мы увидим, что наибольшей устойчивостью обладают средние города, находящиеся в ареале крупных центров, окруженные природой и имеющие доступ к воде. Еще раз скажу, проблема крупных мегаполисов – это не COVID-19. Что будет, не дай Бог, при техногенной или природной катастрофе? Окажется, что такая простая вещь, как доступ к чистой питьевой воде, станет для мегаполисов роскошью, но совершенно банальной вещью для средних и малых городов.

В городах России и ряда европейских стран (исключая Скандинавию) с 2017 года был замечен отток высококвалифицированных специалистов, которые перебираются в малые города или даже деревушки, как в Австрии. Это явление можно назвать запросом на новую локальность. С чем это связано? Кончилась эпоха индустриализации, когда люди, грубо говоря, делились по принадлежностям к предприятиям. Для городских планировщиков это было удобно. А сейчас наступила эпоха "эмансипации индивида", когда нужно работать не с массой людей, "кучей песка", а с каждой песчинкой в отдельности.

Совершенно очевидно, что при эмансипации индивида крупнейшие города, словно огромные машины, просто не в состоянии увидеть этого индивида. Чем больше город, тем меньше возможности для человека проявить свою индивидуальность, а значит и выжить. С этим связан отъезд высококвалифицированных работников, не дауншифтеров (люди, исповедующие идеологию "жизнь ради себя" - ред.), в малые города, туда, где запрос на новую уникальность можно реализовать. Туда, где до власти можно дойти пешком, в прямом смысле. Где можно выбрать соседей, одобрить совместно с ними дизайн улицы и т.д. То есть вы верстаете свою жизнь, свою среду под себя. В большом городе это невозможно.

- А этому, вероятно, способствует тренд на работу онлайн? Я знаю многих граждан России и Украины, которые в период локдауна из-за коронавируса остались в Азербайджане и Грузии, но на их жизни это не отразилось. Они работают дистанционно.

- Наблюдаемый тренд перехода на дистанционную работу возник задолго до коронавируса. Вот, скажем, я с марта нахожусь в Европе. У меня ничего не поменялось, разве что повысилось качество жизни (улыбается). Система работы онлайн возникла много лет назад. COVID-19 только катализировал этот процесс, заставил человечество отказаться от неразумных и мешающих развитию будущего привычек. Ситуация вынудила крупные корпорации, маленькие бюро и т.д. избавиться от груза физического присутствия, которое зачастую даже не было нужно.

Если бы люди не были рабами привычек, то переход на онлайн начался бы уже как минимум лет 10 назад. А сейчас все увидели, что дистанционная работа – не зло, а благо. Люди не теряют время на ежедневные поездки, соответственно, меньше задействуется транспорт и улучшается экология.

Мультипликативных эффектов на самом деле очень много. Что такое сокращение выбросов CO2? Это ведь еще и сокращение расходов государства на медицину, например. Люди будут меньше болеть, это доказанный факт. Сокращаются издержки производства. Большие офисы уже не нужны, появляются мобильные, быстро собираемые конференц-румы. Да, нынешний локдаун вызвал падение экономики, но это следствие перестройки на способ, которым будущее будет оперировать. Так всегда бывает.

Что касается инструктивных рекомендаций властям разных стран, то, конечно, следует обращать внимание на малые и средние города. Традиционно даже в развитой Европе это не всегда хорошо получалось, да и не очень много внимания уделялось. Любому государству как экономической машине выгодны крупные города, где концентрируется большая часть процессов, которыми легче управлять. Но на качестве жизни людей это сказывается не лучшим образом.

Однако сейчас локдаун, вызванный коронавирусом, показал неизбежность перехода на новый уровень. Традиционная урбанистика умерла. На смену приходит цифровая урбанистика и те города, которые не примут мер, которые позволят современным технологиям быть интегрированными в процессы городского развития, будут сильно проседать и терять население.

- В Азербайджане, согласно официальной статистике, проживает 10 млн человек, а численность населения Баку составляет около 2,3 млн. Многие эксперты отмечают, что на самом деле в столице проживает около 4 млн человек, так как здесь живут и работают граждане, зарегистрированные в регионах страны. Имеет ли смысл разгрузить Баку? Озвучивалась идея перенести административную столицу в другой город.

- Мне сложно сказать, к тому же я сейчас в Бонне, а не в Баку (улыбается). Но я могу сказать, что власти Бишкека пригласили меня принять участие в разработке мастер-плана столицы Кыргызстана как цифрового города. Надо сказать, что никто в мире сейчас не знает, что такое цифровой город. Все страны и города будут определять для себя это сами. Но что очень важно: крупные мегаполисы на постсоветском пространстве имеют пространственный запас для пересборки городов под требования, отвечающие запросам на новую локальность.

Теперь все-таки, что касается Азербайджана. Чем малый город отличается от какого-нибудь района Баку с тем же количеством населения? Условно возьмем район Баку с 20 тыс. населения, и город с такой же численностью в регионе Азербайджана. Малый город окружен доступными территориями природы. Это ключевой фактор. Вызовы техногенного следа на планетарном уровне – не игрушки, это уже востребовано. Таков инстинкт человечества. Значит, задача - пересобрать Баку в город малых городков, в которые люди будут стремиться. Это сделать легче, чем в европейских городах, которые застроены гораздо плотнее. Взять, к примеру, Антверпен, который я рассматривала на консультационной площадке. Так там просто нет места.

А вот нужно ли переносить какие-то функции столицы в другие города или город… Не знаю, будет множество различных мнений. Тут поможет искусственный интеллект, с помощью которого всем крупным населенным пунктам нужно разрабатывать цифровые мастер-планы, даже если есть ранее подготовленный генплан. И я не имею в виду такое понятие как смарт-сити, это уже устаревшая модель, которая к тому же достаточно дорогая. Цифровой мастер-план учитывает предпочтения горожан, он не дорог, а эффект от него выше. 

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество