20 
янв.
2021
17:55
370
18
3439
Virtual karabakh

Джахангир Наджафов: Горбачев - мерзавец и военный преступник! - ИНТЕРВЬЮ

20 янв., 2021
17:55
3439

Джахангир Наджафов: Горбачев - мерзавец и военный преступник! - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

В ночь с 19 на 20 января 1990 года по приказу руководства СССР 26-тысячная советская армия вошла в Баку и Сумгайыт, а также другие города Азербайджанской ССР. В результате военной интервенции были убиты 147 мирных жителей, 744 получили  ранения. Это событие вошло в историю современного Азербайджана как "Черный Январь".

Media.Az побеседовала с экс-советником председателя Верховного Совета Азербайджанской ССР, очевидцем тех событий Джахангиром Наджафовым.

"Я был в эпицентре кровавых событий. Вечером 14 января, а это было воскресенье, вдруг раздался телефонный звонок. На проводе была председатель Верховного Совета Азербайджана, ныне покойная Эльмира Кафарова. Я был ее первым советником. Она сказала, что мы срочно должны вылететь в Москву. В аэропорту мы встретили председателя Президиума Верховного Совета Белорусской ССР Георгия Таразевича и его советника. Вчетвером полетели в Москву на самолете председателя Совета Союза Верховного Совета СССР Евгения Примакова. 

15 января в Москве намечалось заседание президиума Верховного Совета СССР под председательством Михаила Горбачева. В это же время в Баку должно было начаться заседание президиума Верховного Совета Азербайджана, в ходе которого планировалось одобрить введение чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и приграничных районах".

- Но ведь заседание не состоялось?

- В бакинском заседании не было кворума, поэтому и не было принято какого-либо решения, в связи с чем Горбачев отложил заседание в Москве. А первый секретарь ЦК КП Азербайджана Абдурахман Везиров и ему подобные сфальсифицировали данные, объявив о том, что кворум состоялся и дано разрешение на введение чрезвычайного положения. Президиум Верховного Совета СССР на основании липового документа принял решение о введении ЧП на территории Азербайджанской Республики. Одновременно был принят нормативный акт о механизме ЧП, хотя Президиум Верховного Совета СССР не имел подобных полномочий, это была прерогатива сессии Верховного Совета СССР. Горбачев фактически дважды нарушил Конституцию СССР.

- Вы все это время были в Москве?

- Нет, 18 января мы вернулись в Баку, а на следующий день Эльмира Кафарова попросила меня проехаться по городу, а после доложить об обстановке. Чувствовалось, что ситуация тревожная, были возведены небольшие баррикады, а вокруг них находилось множество людей. Вернувшись на работу, я увидел, как к телестудии подъезжает автобус, и из него выходят военные. Кстати, по какой-то причине они были в кроссовках. Я тут же доложил об этом Э.Кафарой, которая позвонила председателю КГБ Вагифу Гусейнову. После этого военные отъехали от телестудии, но буквально через 30-40 минут мы услышали взрыв. Оказалось, что взорван энергоблок телестудии, вследствие чего телевидение прекратило вещание.

- И это было сделано не просто так…

- Конечно, это было сделано для того, чтобы рядовые граждане не узнали о введении чрезвычайного положения в Баку. Горбачев, этот мерзавец, вечером 19 января подписал постановление Президиума Верховного Совета СССР о введении ЧП в Баку. Хотя разрешение на это должен был дать Президиум Верховного Совета Азербайджанской ССР. Таким образом, незаконный нормативный акт распространили и на Баку. 

- Неужели парламент ничего не мог сделать?

- Один из моих коллег утром предложил написать заявление в адрес руководства СССР. Никто из мужчин, занимающих руководящую должность в Азербайджанской ССР, не согласился его зачитывать. После долгих уговоров это сделала Эльмира Кафарова. Я на своем автомобиле отвез ее в Верховный Совет, представьте: вокруг стрельба, мы фактически ехали на свой страх и риск. Она выступила по радио с обращением к народу, но уже вечером по всему городу стояла бронетехника.

- Люди ведь не ожидали, что военные начнут безжалостно истреблять мирное население?

- Конечно, никто такого не ожидал! Это были звери. Скажу вам больше: те, кто стрелял и убивал были совершенно неадекватными. Военнослужащие Советской армии стреляли не только по протестующим, но и по жилым домам, убивая людей, которые прятались у себя в квартирах. Помню, внучка директора кинотеатра "Ветен" была убита в своем доме. Стреляли по силуэту в окне, выходящем на балкон. Она просто смотрела из окна. 
Автоматной очередью стреляли по проезжающим автомобилям, машинам Скорой помощи. Тогда был убит также молодой врач Александр Мархевка, который оказывал помощь раненым. Помню, как закололи штыком одного слепого русского мужчину, который шел к своему дому. Танками переезжали как гражданские, так и служебные автомобили. На машину, в которой сидели четверо наших ученых, наехал танк. Творился ужас... 

- Чем это объяснялось?

- Тем, что в Баку якобы мятеж, люди выступают за свержение Советской власти. Но это был всего лишь повод…

- Когда это все закончилось?

- Днем 21 января в Верховный Совет приехал народный поэт Бахтияр Вахабзаде, он обратился ко мне с просьбой срочно собрать депутатов, так как согласовал с руководством Республики проведение чрезвычайной сессии. К пяти часам вечера мы смогли собрать кворум, было принято решение, осуждающее кровавые события в Баку.
А 22 января мы хоронили погибших, Баку окрасился в черные цвета, повсюду висели черные флаги, в стране был объявлен траур. Стрельба полностью прекратилась к 23 января, а на следующий день состоялся Пленум ЦК Компартии Азербайджанской ССР, избравший Аяза Муталлибова первым секретарем. Жизнь начала постепенно возвращаться в свое русло, но народ был подавлен, настроение было ужасное...   

- И самое ужасное, что виновники этой трагедии так и не ответили за это зверство…

- Никто не ответил за это страшное преступление. Горбачев – военный преступник. Его должен был судить Международный суд в Гааге, но вместо этого наградили Нобелевской премией мира.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество