июля
2022
20:39
10
56
1582
Virtual karabakh

Если обмеление Каспия продолжится… Большое интервью с вице-президентом НАНА

5 июля, 2022
20:39
1582

Если обмеление Каспия продолжится… Большое интервью с вице-президентом НАНА

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Каспийский тюлень является одним из самых тонких индикаторов экологии. Вымирание и изменение популяции фактически является мониторингом экологической ситуации Каспийского моря.

Об этом сказал вице-президент НАНА, академик Ибрагим Гулиев на полях прошедшей в Баку международной конференции "Колебания уровня Каспийского моря в условиях изменения климата, прогнозы и адаптационные мероприятия", пишет Media.Az.

- Данные показывают, что ежегодно уровень Каспия понижается на 15 см. Есть места, где море опустилось на метр. Это зависит от наклона рельефа. В истории мы наблюдали как подъемы уровня воды в Каспийском море, так и его снижение. Сначала велись разговоры, что нужно спасать Каспий, так как он мелеет, потом били тревогу, что уровень резко повысился. Дело в том, что проблемой колебания уровня моря нужно заниматься на другом уровне. На данный же момент все научные работы базируются на исследованиях 40-летней давности. Однако, уже есть новые технологические возможности.

Однако крайне важно, чтобы в этих исследованиях принимали участие представители всех пяти Прикаспийских стран. Поэтому мы в свое время предложили создать Международный каспийский центр, в рамках которого будут изучаться проблемы климата, снижения уровня Каспийского моря и другие вопросы. Уже успели обсудить эту инициативу с коллегами из Российской академии наук, Казахстана, Туркменистана и Ирана. Мы как Академия наук будем принимать в этом активное участие.

- Сегодня многие эксперты сравнили будущее Каспия с Аральским морем?

- Я в такие катастрофические сценарии не верю. Единственное, что точно произойдет, это резкое потепление на Земле. Мы это с вами почувствуем уже в ближайшие пару месяцев.

Дело в том, что уровень Каспийского моря зависит от испарений, втекающих в него рек и многих других процессов. Важным фактором является и геодинамика. Если посмотреть, то любые колебания уровня Каспийского моря синхронны с землетрясениями и солнечной активностью. То есть эта проблема комплексная.

В этой связи нужно изучать палео-Каспий. Каким он был 10 000 лет назад. Наши археологи, кстати, сейчас изучают эти процессы совместно с дагестанскими учеными. Они проводят исследования, как менялся уровень Каспия за последние 10 000 лет.

Отвечая на вопрос, я считаю, что будет реализован сценарий последних 100 лет - уровень Каспия циклично будет повышаться и наоборот.

- Если эти колебания цикличны, то их можно прогнозировать?

- Эти колебания тяжело отследить, так как они не носят гармоничный характер. Накладывается множество факторов. Один из самых главных - это глобальное потепление климата. Каспий - это целый клубок проблем, начиная от геодинамических и сейсмических, заканчивая климатическими. Мы называем это проблемой четырех "Э" - "экономика", "экология", "энергетика" и "этнос". Поэтому нужно заниматься всеми четырьмя направлениями. Если разместить их по важности, то на первом месте стоит природный фактор - изменение климата. Далее следует геодинамический фактор - землетрясения, извержения вулканов. И, наконец, хозяйственный.

- Какие самые оперативные шаги необходимо предпринять уже сейчас?

- Если обмеление Каспия продолжится и отойдет еще на несколько метров, то необходимо предпринимать хозяйственные меры. В том числе чрезвычайные. Но для этого нужен комплексный мониторинг всех прикаспийских стран. Внутри страны межведомственное сотрудничество ведется. Например, недавно у нас была общая экспедиция на судне Минэкологии. Однако гораздо сложнее происходит практическое взаимодействие между пятью странами. Все упирается в геополитику и многочисленные согласования.

- Общий мониторинговый центр решит проблему?

- Его пока нет. Такие инициативы исходят от Азербайджана. Мы договорились с российской стороной, с Казахстаном. С Туркменистаном сложнее договориться, так как страна очень закрытая. Вы знаете, на деле все соглашаются, но когда встает вопрос совместных экспедиций, то опять все затягивается. Дело в том, что эту проблему нельзя изучать изолированно. Например, происходящие процессы в азербайджанской акватории отражаются на акватории Каспия в Иране.

- Существует ли связь между уровнем Каспийского моря и активностью грязевых вулканов?

- Больше половины грязевых вулканов мира находятся в Каспийском регионе. Наша основная нефтяная инфраструктура также расположена в море. На месторождениях "Азери-Чираг-Гюнешли" и "Шах-Дениз" находятся по три-четыре вулкана. Мониторинг грязевых вулканов - это отдельная тема.

На данный момент мы устанавливаем на береговой линии Каспия и вокруг вулканов специальные сейсмические датчики. Уже установлено 22 станции. Будем наблюдать за активностью наших грязевых вулканов. Это большой проект. Но опять-таки мы столкнулись с проблемой, что не можем установить эти датчики на других берегах Каспия, например, в Туркменистане.

Вот, почему сейчас в мире такой точный прогноз погоды, потому что весь мир охвачен датчиками и спутниками. Нам нужно такую же систему на Каспии, чтобы следить за малейшими изменениями. Считаю, что проблема Каспия может начать решаться только после этих политических успехов. Мы 22 года шли к подписанию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. С момента подписания прошло всего пять лет, продолжаем ждать.

- А чем чреват факт, что Каспий расположен на стыке тектонических плит?

- Движение плит наблюдается все время. Мы уже 22 года работаем в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом в области космической геодезии. Мы отслеживаем движение и скорость этих плит. У нас имеется много станций. С Оксфордским университетом же мы изучаем, какие землетрясения были 10 тысяч лет назад. Это все зафиксировано у нас в недрах. Это очень большая работа.

- Какие меры должны принять государственные структуры, чтобы повлиять на это процесс?

- Прислушиваться к ученым.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество