июля
2022
17:11
42
9
1300
Virtual karabakh

Со мной дружили только такие же, как я, наркоманы... Интервью c бывшим наркозависимым, разрушившим свою жизнь

6 июля, 2022
17:11
1300

Со мной дружили только такие же, как я, наркоманы... Интервью c бывшим наркозависимым, разрушившим свою жизнь

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

"Наркоман" - клеймо презираемых обществом людей. Прокаженные XXI века они становятся изгоями для друзей и близких. В попытке ускользнуть от реальности, они падают на ее бетонное дно. И только у единиц хватает силы и воли подняться, чтобы продолжить жить…

"Наблюдая, как наркотики разрушают мою семью, карьеру и планы, я понимал, что обязан взять себя в руки! Переступив порог тюрьмы, я поклялся больше никогда сюда не возвращаться", - рассказывает 46-ти летний Орхан Гулиев (имя и фамилия условные).

В интервью Media.Az он поделился собственной историей наркотической зависимости.

- Какой была ваша жизнь до наркотиков?

- Оглядываясь назад, я понимаю, что был счастливым человеком… Являясь главным менеджером в одном из самых известных ресторанов Баку, я зарабатывал немаленькие деньги. Я был на "короткой ноге с начальством", меня любили как ценного сотрудника. Будучи заботливым отцом, старался делать все возможное, чтобы мои дети ни в чем не нуждались…

Однако со временем идиллия в семье дала трещину. Жена обвиняла мою мать в постоянном вмешательстве. И из-за вечных скандалов дома я чувствовал себя раздраженным и уставшим. Никак не мог справиться с этим состоянием…

- Помните ли вы, как начиналась ваша наркотическая зависимость?

- В то время нашим соседом по лестничной площадке был худощавый смуглый парень Али (имя условное). Он рано потерял обоих родителей и практически все время одиноко сидел на скамейке во дворе дома. Мне было жаль его, а постоянные скандалы в семье довели меня до похожего состояния. Мы сдружились и подолгу говорили о своих проблемах. Для нас это стало, своего рода, терапией. Однажды после очередной беседы он предложил закурить (траву), сказал, что это поможет забыться. Я отказался, Али даже немного обиделся на меня. В следующий раз он снова протянул мне "самокрутку", сказав, что не хочет курить в одиночестве. Мне было неловко отказывать снова. Я и сам был уверен, что наркоманами не становятся с первого раза…

- Что вы курили?

- Марихуану… Ее считают легким наркотиком, но это заблуждение. Под ее действием все вокруг словно погружалось в туман, мои движения становились заторможенными, а речь людей вокруг звучала приглушенно и невнятно.

Поначалу Али "угощал" меня, но потом начал просить деньги за очередную дозу. Я познакомился через него с дилером, с которым у меня тоже сложились близкие отношения. Он боялся быть пойманным, и поэтому никогда не обсуждал "дела" по телефону. Мы встречались раз в неделю, и он передавал мой заказ. В то время я выкуривал по два "косяка" марихуаны в день…

- Вы понимали, что становитесь зависимым?

- Я никогда не считал себя наркоманом, и думал, что держу все под контролем. Но со временем, мне стало недостаточно эффекта от "травы", и я перешел на более тяжелые препараты, такие как лирика, метадон, и "пати" (метамфетамин)…

- Как ваш организм реагировал на тяжелые наркотики?

- По началу меня тошнило, это происходило всегда, когда я пробовал что-то новое. Некоторые наркотики, такие как метадон, помогали заснуть, а другие, наоборот, давали сумасшедший заряд энергии.

Так, например, когда я стал употреблять "пати", мое сердце колотилось как у бешеного! Пульс доходил до 150 ударов в минуту! Под его воздействием я говорил без остановки и просто не мог усидеть на месте! На протяжение всего дня я ничего не ел - не мог заставить себя проглотить даже кусочек хлеба!

... Моему сыну было 7 лет, когда он нашел дома пакетик с метамфетамином. Протянув его мне, он спросил: "Папа, что это за песок?" А я стоял и не знал, что ответить. Жена была дома и, увидев пакет, закатила скандал. Оказалось, что она давно заметила изменение в моем поведении, но не могла найти причину. Мы долго ругались, а я только и повторял: "Я же никого не убил и не поджег дом! Прекрати истерику!". Эта ссора стала для нее последней каплей, она уехала к родителям, забрав детей, а после подала на развод. В сентябре 2019 года нашему браку пришел конец…

- Вы становились все более зависимым… Отражалось ли это на вашем самочувствии?

- После развода, я переехал на съемную квартиру. Вскоре тело начало стремительно терять вес. От упитанного мужчины, каким я был до наркотиков, не осталось и следа.

По ночам боль в мышцах не давала уснуть, а с утра я не мог встать с кровати без новой дозы. Тело покрыли красные рубцы, которые приходилось прятать под одеждой, чтобы не привлекать внимание на работе. Но спустя какое-то время и кожа лица стала покрываться волдырями. Мои десны постоянно кровоточили, а зубы постепенно гнили изнутри, издавая неприятный запах…

- Что происходило с вашим психическим состоянием?

- Я был раздражительным и агрессивным, но не думаю, что мог бы кому-то навредить... Однако на "пати" каждый реагирует по-своему. Одна моя знакомая мучилась от страшных галлюцинаций и панических атак во время "ломки". Она просыпалась посреди ночи с криками о помощи, потому что ей казалось, что ее хотят убить и изнасиловать. Однажды ее схватил эпилептический приступ. Подумав, что она умерла, я сильно испугался. Но, слава Богу, врачам скорой помощи удалось ее откачать…

- Изменилось и ваше окружение...

- Мой внешний вид говорил сам за себя. Друзья начали что-то подозревать, но не задавали никаких вопросов. В итоге мы перестали собираться большими компаниями. А когда я предлагал встретиться, у всех находились отговорки. Со временем, я начал осознавать, что стал изгоем. С мной дружили только такие же, как и я, наркоманы. Наверное, поэтому мне не удавалось остановиться...

Возможно, если бы близкие не бросили меня в тот момент, мне бы удалось избежать многих проблем. Но произошло так, как произошло…

- Кто-нибудь еще в вашей семье употреблял наркотики?

- К сожалению, да. Мой двоюродный брат начал употреблять наркотики задолго до меня. Он жил один и практически не общался с родственниками. Брат вводил героин внутривенно, не выходя из этого состояния неделями. Тысячу раз я просил его остановиться, но слова и советы здесь бессильны, тогда я это не понимал...

Несмотря на все это, он никогда не предлагал попробовать наркотики кому-то еще в нашей семье, т.к. понимал, что "игла" - это ловушка, из которой не выбираются. В 36 он умер от передозировки… Мы были очень близки, его история сильно повлияла на меня. Быть может, только благодаря этому, я не позволял себе колоться…

- Но все же вы не прекращали употреблять наркотики…

- Несколько раз я пытался завязать с ними и даже искал подходящие больницы. Помню, как, мучаясь от ломки, я встал в 5 утра, чтобы принять новую дозу "пати". Уставший и измотанный я прошел на кухню. Как вдруг из мечети рядом с домом зазвучал азан. Я не был религиозным человеком, но, перейдя все границы, мне хотелось верить, что кто-то "наверху" меня простит и спасет. На секунду я замер, думая, что это знак! Мне казалось, что еще не поздно остановиться… Сердце будто разрывалось на части. Я так надеялся поставить точку на наркотиках! ...Но зависимость оказалась сильнее…

- Вам всегда необходима дополнительная доза. Много ли денег уходило на наркотики?

- За все время наркозависимости я потерял около тридцати тысяч манатов. Многие упрекают меня, утверждая, что эти же деньги можно было бы потратить на врачей. Но обычные люди никогда не поймут наркоманов. Некоторые под видом лечения ложатся в больницу, а на самом деле просто очищают кровь, чтобы привычные дозы наркотиков давали больший эффект.

- А что происходило на вашей работе?

- Коллеги стали распускать обо мне слухи, и кто-то из менеджеров донес их начальству. Владелец ресторана вызвал меня. Он объяснил, что моя зависимость сильно ударит по имиджу приличного заведения, и "попросил" написать заявление об уходе. Потеря работы окончательно добила меня. Казалось, что ничего хуже произойти просто не может!

В тот период я еще сильнее сблизился с соседом Али, практически на всех наших встречах мы курили "траву". Я продолжал жаловаться ему на жизнь. Мне казалось, что он понимает меня, ведь мы были в "одной лодке".

Однажды Али позвонил и дрожащим голосом сказал: "Орхан, мне нужна твоя помощь. Срочно приезжай в Бинагади!". Я не стал задавать лишних вопросов и сразу же выехал.

Однако на месте меня уже ждала полиция, сам Али так и не пришел. Как оказалось, у него давно начались проблемы с правоохранительными органами, и он решил подставить меня, чтобы выйти сухим из воды…

В отделе полиции, мне предъявили обвинение в хранении и распространение наркотиков, за это грозило до 8 лет колонии.

- А вы действительно продавали кому-то наркотики?

- Я употреблял сам, но никогда не распространял их. Я знаю, что наркоманы зарабатывают этим, но у меня не было нужды становиться дилером. Однако самым сложным было доказать это в суде. Последние деньги я потратил на услуги юриста. На тринадцатом слушании меня признали виновным в приобретении, хранении и изготовлении наркотических средств без цели сбыта. Я был приговорен к двум годам лишения свободы.

Несмотря на то, что срок удалось сократить, я понимал, что совсем скоро окажусь в тюрьме. Стоя в зале суда и слушая, как зачитывают приговор, я спрашивал себя: "Как ты мог до такого докатиться?". В июне 2020 года меня отправили в СИЗО в поселке Кюрдаханы…

- Что происходило в тюрьме?

- Камера, в которой я отбывал наказание, по площади не превышала двадцати квадратных метров. В ней стояли четыре двухъярусные койки. Кроме меня в камере сидели семь заключенных, среди которых были и воры, и убийцы...

В углу, около двери, был установлен унитаз, вонь от которого распространялась повсюду. На "хате" действовали негласные правила. Например, было запрещено пользоваться туалетом, пока другие обедают. Я не конфликтовал с сокамерниками. И они по-доброму относились ко мне во многом благодаря моей маме. Понимаете, за все то время, что я провел в тюрьме, она была единственным человеком, кто навещал меня и интересовался моим состоянием.

В тюрьме, конечно, кормят, но это далеко не та еда, которую привык есть на воле. Повезло, если тебе носят передачи, но к большинству осужденных никто не приходит. Поэтому мама часто готовила еду не только для меня, но и для всего корпуса. Представьте себе, каково это - часами варить 19 литров супа и жарить 50 котлет?!

- Маме приходилось совсем нелегко… Долго ли вы просидели в тюрьме?

- Около 7 месяцев… 26 декабря, в мой день рождения, меня освободили досрочно. В день, когда меня освободили, я смотрел на небо словно в первый раз! За весь этот год я немного отвык от привычной жизни. Мне казалось, что машины слишком быстро ездят, и даже пользоваться сенсорным телефоном было не просто.

Сейчас я нахожусь под домашним арестом. Мне запрещено выезжать за пределы Баку и быть вне дома с десяти часов вечера до восьми утра.

За время заключения у меня накопился долг около двух тысяч манатов за неуплату алиментов. Денег совсем не было, да и на работу меня никто не брал из-за браслета на ноге. Погасить задолженность мне помогли близкие родственники, за что я им бесконечно благодарен.

- Общаетесь ли вы с детьми сейчас?

- У меня их двое: мальчик и девочка. Нам разрешают общаться только по телефону. Родственники жены считают, что я могу оказывать на них плохое влияние и стараются всячески отдалить детей от меня... Я понимаю их опасения, но разве я сумасшедший, чтобы желать своим детям плохого?!

- Пытались ли вы бросить наркотики после тюрьмы?

- Ради мамы я сделал все возможное. Она многое пережила за эти 7 месяцев: косые взгляды, сплетни родственников за спиной, меня обвиняли во всех грехах. Я не хотел делать ее еще более несчастной. Выйдя из тюрьмы, я пообещал себе больше никогда сюда не возвращаться. Мне было необходимо избавиться от зависимости…

Перетерпеть ломку было нелегко, но я знал, что на кону стоит вся моя дальнейшая жизнь. Я не обращался в больницу, т.к. медицинское лечение обходится дорого. После каждого срыва я возвращался к диете, питался здоровой пищей. А когда у меня появлялось желание закурить, я подходил к зеркалу и проговаривал все, что наркотики сделали с моей жизнью: развод, потерянное здоровье, тюрьма…

Самое главное, это помочь организму очистить кровь от этой "грязи". Понимая это, я пил больше жидкости, мама готовила любимые супы. Она находилась со мной большую часть времени, чтобы помочь, если мне захочется сорваться.

Я справился с ломкой и не употребляю наркотики уже полтора года. Моя история могла закончиться совсем по-другому, если бы рядом не было мамы.  

- Поддержка близкого человека смогла заменить вам врачей…

- Да, можно сказать и так. Причина, по которой я рассказал свою историю - это желание показать людям, что выбраться из болота наркомании возможно. И если у вас есть родственники или знакомые, попавшие в зависимость от наркотиков, пожалуйста, не отказывайтесь от них! Не осуждайте и не оставляйте их одних в этой яме. Они очень нуждаются в вашей помощи!

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество