27 
сент.
2022
17:06
122
1
2503
Virtual karabakh

Ветеран Отечественной войны: Если бы по нам не начали стрелять, мы бы подорвались - ИНТЕРВЬЮ

27 сент., 2022
17:06
2503

Ветеран Отечественной войны: Если бы по нам не начали стрелять, мы бы подорвались - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

27 сентября 2020 года началась 44-дневняя Отечественная война, в результате которой доблестная азербайджанская армия положила конец многолетней оккупации наших земель. Отныне азербайджанский народ отмечает эту дату как День памяти героев, ставших шехидами при восстановлении территориальной целостности нашей страны.

В День памяти Media.Az поговорила с ветераном Отечественной войны Рафаэлем Нуриевым. Он  25 лет своей жизни посвятил военному делу, 22 года из которых служил в формировании специального назначения.

- Почему вы решили связать жизнь с военной сферой?

- В 1996 году, будучи юношей, меня призвали в армию. Служба проходила в Нахчыванской Автономной Республике в районе озера Батабат. Природа там прекрасная, невозможно было глаз оторвать от невероятных пейзажей. Я подумал, что враг, вероятно, не видел этих мест, иначе давно бы предъявил территориальные претензии и в отношении этой земли. Именно тогда я решил, что стану военнослужащим, буду защищать природу Азербайджана от ненавистного врага. Семья, конечно же, поддержала мой выбор. В 1999 году поступил в военное училище, а с 2000 года служил в спецназе.

- Давайте вспомним начало 44-дневной Отечественной войны…

- 27 сентября и 8 ноября - дни, которые вызывают у меня совсем разные чувства. Помню, когда только начались провокации со стороны врага, в голове крутились слова: "Родина ждет тебя". Как долго мы ждали приказа начать контрнаступление. Как же долго мы его ждали... И с той секунды шаг за шагом продвигались к ожидавшим нас землям Азербайджана. После успешных операций в направлении высоты Муровдаг, я участвовал в освобождении Джебраила, Физули, Ходжавенда и города Шуша...

- Каждый день войны - большое испытание…

- Иногда мы сталкивались с тяжелыми и даже невыносимыми ситуациями, но в то же время было много поводов для радости. В то время, когда Джебраил освободили, я и три моих сослуживца двигались в направлении Дашкесана, мы вели за собой еще 30 солдат. Противник обнаружил нас и открыл огонь. Самое сложное было благополучно вывести вверенных нам 30 бойцов. Наш профессионализм и мужество привели к тому, что враг отступил, неся потери. Вы не представляете, какое счастье видеть перед собой целых и невредимых солдат, за которых мы были в ответе.

Понимаете, морально очень тяжело, когда ты пытаешься получить информацию о своем боевом товарище, а потом узнаешь о его гибели. При освобождении от оккупации города Шуша я сражался бок о бок с Бахрузом Абышовым. Через несколько часов по радии сообщили, что он героически погиб. Лишь тогда мне пришло осознание, что я больше никогда не увижу его, а вместе с ним и Вейсали, Валехи, Хамидагана, Кенана и сотни других моих братьев-воинов. Это очень больно…

- Мы наслышаны о подлостях со стороны армян, которые имели место на поле боя…

- Да, случалось разное... Во время освобождения постов в направлении Омарского перевала опустился туман. Армяне воспользовались этим, обратились к нам на азербайджанском языке: "Идемте, здесь наши". На самом же деле нас ожидала засада. Однако у них не получилось нас обмануть. Была еще одна ситуация. Враги подняли белый флаг, демонстрируя, что якобы сдаются, но вскоре открыли огонь. К сожалению, один из наших воинов стал тогда шехидом…

- Порой жизнь военнослужащих спасают случайности или совпадения. Вам это знакомо?  

- Мы попали под обстрел, когда двигались на "КАМАЗ" в сторону деревни Чанагчи. Огонь усилился, я остановил автомобиль и все заняли позиции между деревьев. Один из снарядов реактивной системы залпового огня "Град" попала в наш автомобиль и он стремительно начал спускаться по склону. А проехав около 100-150 метров, подорвался на мине. Получается, что если бы по нам не начали стрелять, мы бы подорвались.... Вот такое стечение обстоятельств.   

 - Удавалось ли вам во время войны поддерживать связь с родными? 

- К сожалению, у меня не было такой возможности. Главное, что они были уверены в том, что я вернусь, либо победителем, либо шехидом. Мы чувствовали поддержку азербайджанского народа, и это давало нам большой стимул и веру. Многие отправляли нам подарки и письма. Когда мы читали их, крепли духом еще сильнее. У меня до сих пор хранятся два письма.

- Операция по освобождению города Шуша поставила точку в 44-дневней Отечественной войне…

- Я думаю, уже всем известно, как проходила Шушинская операция. Конечно, в ней есть очень секретные аспекты, которые, наверное, раскроются, когда придет нужное время. Я о них рассказать тоже не могу. Освобождение города Шуша во всем мире воспринималось как чудо, что-то фантастическое. Многие считали, что невозможно взобраться на крутые скалы и войти в город. Однако они не учли, что взбиравшимися на эти высоты были азербайджанские солдаты, азербайджанский спецназ, который поставил своей целью - освободить культурную столицу Азербайджана.

Помню, когда мы увидели перед собой великолепные Шушинские скалы, уже тогда почувствовали, что победа близка. После освобождения города, испытали невероятную радость. Мы доказали, что наша армия во главе с Верховным главнокомандующим никогда не даст врагу одержать верх.

Мы не забудем и знаменательный день 8 ноября. Помню, гуляя по городу, мы встречали ветеранов, повсюду таблички с победными лозунгами и изображениями железного кулака, плакаты, посвященные шехидам... Все это каждый день нам напоминает о том, через что прошел наш народ на пути к победе.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Общество