авг.
2019
15:36
71
112
9480
Virtual karabakh

Рафаэль Агаев: Из-за моих успехов армяне здороваются со мной - ИНТЕРВЬЮ + ФОТО/ВИДЕО

9 авг., 2019
15:36
9480

Рафаэль Агаев: Из-за моих успехов армяне здороваются со мной - ИНТЕРВЬЮ + ФОТО/ВИДЕО

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Интервью Oxu.Az и Baku TV с пятикратным чемпионом мира, 11-кратным чемпионом Европы по карате Рафаэлем Агаевым:

- Вспоминается Заур Тагизаде, бывший игрок сборной страны по футболу, ныне тренер «Карабаха», которого в азербайджанском спорте окрестили «золотым мальчиком». Вас же прозвали «бриллиантовым мальчиком». Какова история?

- После победы на чемпионате мира в финляндском Тампере в 2006 году это прозвище дал мне президент Всемирной федерации карате Антонио Эспинос. Потому что в то время я уже дважды становился чемпионом Европы. Думаю, что после моей смерти молодое поколение будет помнить меня под этим именем.

- 34-летнему «бриллиантовому мальчику» в последнее время стало труднее завоевывать золото. Неужели бриллиант меркнет?

- Вы верно отметили, в этом году я не смог получить золотую медаль. В трех финалах я упустил ее. Мне 34 года, и если увижу, что у меня не хватает сил, то, не дожидаясь Олимпиады в следующем году, завершу свою карьеру - я такой человек. Я нормально воспринимаю критику друзей, людей, обсуждающих меня за спиной и в интернете. Во всех видах спорта атлет в течение года может принять участие максимум в 30 соревнованиях. После включения карате в программу Олимпиады число соревнований увеличилось. За один год и три месяца я провел 86 боев. Есть спортсмен, который на первых этапах проигрывает, и поэтому он не чувствует себя уставшим. Но я на каждом соревновании выигрываю медали. Только в мае в соревновании в Стамбуле во втором бою я получил травму и остался без медали.

До Олимпиады еще далеко, я хочу не просто участвовать в турнире, а получить «золото». После травмы я должен отдохнуть, восстановиться. Нужно правильно подготовиться.  Я постараюсь на следующих соревнованиях получить шанс на участие в Олимпиаде в Токио. После того, как я скажу свое слово на Олимпиаде, я объявлю о своем решении по поводу карьеры.

- Спортсменка Мария Стадник очень часто испытывает трудности во встречах с японскими спортсменками, в печати это назвали «японским синдромом». Вы тоже стали испытывать в последнее время трудности со спортсменами, представляющими родину карате. Вы нашли способ бороться с этим синдромом?

- Я бы не назвал это «синдромом». Я очень часто проигрывал 23-летнему Кену Нишимуре. У меня просто не получается драться с ним. Он за два удара может одолеть меня. Судьи устали от моих побед. Судьям интересно, как можно положить на лопатки Рафаэля. Еще одним опасным соперником для меня был итальянец Луиджи Буза.

Спортсмен может не завоевать золото, выступая в собственной стране. Потому что атмосфера родной арены держит тебя в напряжении. Я это испытал во время Европейских игр в Баку.

Но Рафаэль еще не попрощался со спортом и скажет свое слово на татами.

- По каким критериям Рафаэль выбирает друзей?

- Я не выбираю друга по спорту, одежде или машине. Я человек, умеющий дружить. Я дружу со многими спортсменами. Среди них Эдуард Мамедов, Фарид Мансуров, Рашад Садыхов, Забит Самедов. Мы всегда раз в месяц собираемся вместе. Но есть один спортсмен, который мне как брат, - это борец Гаджи Алиев. Я его очень люблю. Несмотря на то, что он младше меня, мне есть чему у него поучиться. Я очень хочу, чтобы и я, и он вернулись с Олимпиады с победой.

- Есть ли у вас друзья среди зарубежных каратистов?

- Хотя я плохо разговариваю на английском, ко всем своим соперникам отношусь с уважением. Есть спортсмены, которые завидуют мне. Например, мы армянскую команду не приветствуем, а они со мной здороваются, несмотря на то, что их результаты ниже моих. Это для меня - предмет гордости. Потому что на татами я всегда стараюсь одержать над ними верх. Я знаком с 80-90% каратистов мира. Но близко знаком только с членами турецкой сборной Ясером Шахинтекином и Гекханом Гюндюзом.

- Какие бои особенно вам запомнились?

- Бои на чемпионате мира в Париже в 2012 году и в финале вторых Европейских игр в Минске в этом году, в которых я проиграл. Хотя в Париже в течение одного боя я в целом 10 раз одолел Луиджи Бузу, судьи решили отдать победу ему. Он стал танцевать в знак своей победы. Я к этому плохо отношусь. Когда я побеждаю, я просто поднимаю руку. Через год я заставил его пожалеть об этом, одолев его со счетом 7:1. А в Минске меня на лопатки положил украинец Станислав Горуна со счетом 4:0. В начале боя мой двухочковый удар не был засчитан.

- В Минске он после вашего интервью со мной подошел к вам и начал утешать…

- После драки кулаками не машут. Жизнь продолжается. Если бы все было хорошо, то жизнь была бы бессмысленной. Если профессиональный спортсмен будет не только  побеждать, но и терпеть поражения, то он сможет ощутить вкус победы. В свои 34 года я стараюсь не допускать мелкие ошибки и, самое главное, не терять человечности.

- Что бы вы хотели изменить в карате?

- Я бы многое изменил в карате. Например, в отличие от борьбы, в карате после поклона нельзя поднимать флаг. Я не согласен с этим. Если твое кимоно порвалось, то на его замену дается одна минута, если не успеешь, то ты выбываешь из соревнования. Я считаю, что это неправильно. Как и в борьбе, при равном счете победу присудил бы тому, кто получил последние очки. Я бы предложил применять более жесткие удары. Я бы увеличил количество раундов или их продолжительность.

- Ваш отец хотел, чтобы вы стали трехкратным чемпионом мира. Вы завоевали этот титул пять раз. Какую цель вы бы поставили перед своим сыном как отец?

- Всем в жизни я обязан своим родителям. В детстве я хотел стать футболистом. Поэтому я бы хотел, чтобы мой сын стал футболистом. Если у него не получится с футболом, то пусть попробует себя в карате, может быть, даже в дзюдо или борьбе. Достаточно того, чтобы у него был интерес к этим видам спорта.

- В июне вы были назначены руководителем Общественного объединения спортсменов. Чья была инициатива?

- Я не знаю. Из Администрации Президента позвонили мне и сказали, что я буду руководить этой структурой. Я благодарен за то, что мне и моему другу Гаджи Алиеву, который будет мне помогать, доверили такую работу. Я надеюсь, что оправдаю ожидания.

- Вы навзрыд плакали, когда на вторых Европейских играх вам вручали серебряную медаль…

- Я так горько плакал три-четыре раза за свою карьеру. Было и так, что я впадал в депрессию. В этот раз я плакал потому, что не получил золотую медаль. В финале я допустил ошибку, которую никогда не допускал за 27 лет, и получил неожиданный удар от соперника. Я еще раз поздравляю его с победой, а за ошибку виню себя.

- Между вами и чемпионом мира французом Александром Бьямонти произошла интересная история. Расскажите, пожалуйста…

- Алекс Бьямонти - один из самых известных чемпионов мира по карате. Все-таки трехкратный чемпион мира и девятикратный чемпион Европы. С 16 лет я три года смотрел видеокассеты с его выступлениями. Я дал слово отцу, что если с ним встречусь, то одолею его. Хотя я уже был чемпионом Европы среди юношей, но среди взрослых 19-летний Рафаэль был никому не известен. В 2004 году в Москве в финале чемпионата Европы среди взрослых я встретился с ним и победил. Через год на мой адрес в Сумгайыте, где я жил, пришло письмо. Бьямонти на английском и французском языках приглашал меня на реванш во Францию. В этом состязании я тоже одолел его со счетом 3:2. После этого Бьямонти признал, что ему пора уходить из карате, так как появилась новая звезда.

Теперь каждый молодой каратист хочет одолеть меня. Некоторые друзья говорят, что мол, Рафаэль, из спорта надо уходить вовремя. Я же думаю, что это показатель слабости, если спортсмен завершает свою карьеру с золотой медалью. Если я третий среди 150 каратистов в весовой категории 75 кг, то почему я должен покидать спорт?! У нас, если ты чуть опустился вниз, о тебе все говорят, критикуют. Это трудно принять, но я привык. Это побуждает меня к тому, чтобы я всегда завоевывал золотые медали.

- Допустим, вы завершили карьеру. Вы видите достойного преемника?

- Буду говорить откровенно. Такого, как Рафаэль Агаев, не будет как минимум 20 лет! Может быть, кто-то станет пяти- или шестикратным чемпионом мира, но его не будут любить так, как Рафаэля! Потому что Рафаэль привнес в карате все - красоту, любовь. Быть на высоте 11 лет - нелегкое дело. Я 27 лет в карате, но еще ни разе не был на Олимпиаде, смотрел ее только по телевизору. Самая большая моя мечта - это стать олимпийским чемпионом! Я думаю, что после завершения карьеру я перейду в Karate Combat. Я уже принимал участие в подобном соревновании и стал победителем. Там вы увидите другого Рафаэля.

- За рубежом вы проводите немало семинаров.  Не создает ли  вам трудности незнание английского?

- В средней школе я, можно сказать, не учился. Были всего две «пятерки» - по труду и физкультуре. У учителя труда я оценку выпросил (смеется). Мое незнание английского очень ограничивает мои возможности. Наверное, если бы я знал этот язык, то уже через семь-восемь лет был бы президентом Всемирной федерации карате. Но еще не поздно. Но мне сложно учиться. Я не знаю даже пароль от профиля в Facebook. Этим профилем пользуется мой друг, который живет в Москве. Именно он и организует мои семинары. На семинарах обязательно должен быть кто-то, кто знает русский или турецкий язык, тогда у меня не будет проблем.

Раньше семинары проводил 10 раз в год, но из-за того, что карате стал олимпийским видом спорта, то сократил до трех раз. У меня есть контракт с «Адидасом», который за рубежом организует мои семинары. Среди участников семинаров бывают и 50-летние женщины и семилетние дети. Такое ощущение, будто все могут заниматься карате, но потом видишь, что многие не имеют понятия, что такое карате. Они просто хотят увидеть Рафаэля, сфотографироваться с ним. Я никому не отказываю.

- Последний вопрос несколько несерьезный. Гаджи Алиев в одном из интервью  сказал мне, что он фанат любой команды, где играет Криштиану Роналду. Ваша любимая команда «Ювентус». Если Роналду покинет ее, будетели  продолжать болеть за «Ювентус»?

- Я болею за «Ювентус» с того времени, как он на Лиге чемпионов в 1996 году одержал победу над «Аяксом». Роберто Баджо и Алессандро Дель Пьеро были моими кумирами. Я очень рад тому, что там выступает Роналду. Между мной и Роналду есть какое-то сходство в решительности, авторитете в спорте. За Гаджи Алиева не переживайте. Его не поймешь: один день он болеет за «Галатасарай», другой день - за «Ювентус» (смеется). Главное то, что мы не перестанем дружить. Мы найдем, за что болеть вместе.

Сабухи Мусаев

ФОТО/ВИДЕО: Валех Арифоглу, Гусейн Гасанов

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Спорт