13 
марта
2020
13:33
19
37
2676
Virtual karabakh

Внедрение механизмов как последняя отдушина для Армении - АНАЛИТИКА

13 марта, 2020
13:33
2676

Внедрение механизмов как последняя отдушина для Армении - АНАЛИТИКА

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Наблюдаемое в последние недели резкое обострение ситуации на границе между Азербайджаном и Арменией резонным образом ставит вопрос о причинах нынешней эскалации. Армянский МИД предпринял попытку свалить ответственность за происходящие в последние дни трагические инциденты на Азербайджан, который, дескать, и виновен в нарушении режима прекращения огня. В ответ внешнеполитическое ведомство нашей страны акцентировало внимание на фактах гибели азербайджанских пограничников и указало на безосновательность заявления МИД Армении как страны-агрессора, оккупировавшей Нагорный Карабах и другие прилегающие районы Азербайджана.

Между тем один весьма примечательный момент в заявлении армянского МИД свидетельствует о возможной подоплеке спровоцированной именно Ереваном текущей эскалации напряженности на границе. Обвинив Азербайджан в «преднамеренном создании угрозы региональной безопасности и миру», внешнеполитическое ведомство страны-агрессора подводит свой «опус» к следующему выводу: "Подобные действия Азербайджана доказывают, что внедрение международных механизмов снижения рисков в мирном процессе по Нагорному Карабаху является императивом".

Не вскрывает ли подобное утверждение подлинную цель Армении в усиленно нагнетаемой ею напряженности?

Заметим, что ключевой характеристикой нынешней ситуации в карабахском урегулировании является вполне очевидный тупик, который, похоже, не удалось "пробить" даже на многочасовых переговорах глав МИД обеих конфликтующих стран в Женеве. Объяснение данного факта кроется в том, что сущностный подход Армении к урегулированию конфликта не претерпел никаких изменений и при пресловутом "бархатно-революционном" правительстве Никола Пашиняна. Это убедительно подтвердил сам армянский премьер, который после своего провала на дебатах с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в рамках международной конференции по безопасности в баварской столице выступил с так называемыми "Мюнхенскими принципами" как "императивом" армянского подхода к решению конфликта. При этом Пашинян не мог не отдавать себе отчета в том, что выдвижение и отстаивание им этих, с позволения сказать, "принципов", направленных на разрушение формата и предмета переговоров, будет означать не что иное, как крах мирного процесса. Причем виновницей этого очевидным образом предстанет Армения, что подтверждает и практически абсолютное игнорирование сопредседателями Минской группы ОБСЕ пашиняновской самодеятельности на стезе измышления "принципов урегулирования".

Поэтому Армении, явно преследующей цель всячески препятствовать реальному урегулированию и в то же время не желающей предстать в роли разрушителя мирного процесса, приходится искать выход из этой самодельной ловушки. И ее "бархатно-революционное" руководство не нашло ничего лучше, как вытащить из пыльного архива ранее провалившихся предложений идею внедрения международных механизмов по предотвращению инцидентов на линии соприкосновения войск в оккупированном Карабахе и на самой армяно-азербайджанской границе.

Реализации данной идеи Армения добивается уже не первый год. Особенно рьяные попытки ее продвижения предпринимались Ереваном вскоре после апрельских боестолкновений 2016 года, в результате которых Вооруженные силы Азербайджана отвоевали ряд стратегических позиций на оккупированных Арменией территориях. Тогда Еревану казалось, что для «внедрения международных механизмов» сложилось самое благоприятное время, поскольку в поддержку этой идеи, можно сказать, выступили и сопредседатели Минской группы. Убедившись в явном военном превосходстве Азербайджана, посредники были не прочь поддержать Армению в ее прихоти, вызванной нескрываемыми опасениями за собственную участь.

Однако на пути "внедрения международных механизмов" встал Азербайджан.  Его позиция справедливо исходит из того, что Армения, акцентируя внимание на проблеме вооруженных инцидентов и, соответственно, необходимости внедрения механизмов их пресечения, преследует цель отвлечь внимание переговорного процесса от главной цели – деоккупации Карабаха. Тем более что разработка деталей «внедрения механизмов» и сама реализация данной инициативы могут затянуться не на один месяц и даже, возможно, не на один год, что будет лишь содействовать закреплению статус-кво в регионе конфликта.

Азербайджан же рассматривает изменение статус-кво, сложившегося в результате военной агрессии Армении и оккупации ею территорий нашей страны, как сущностную цель урегулирования. Позиция Баку соответствует всем международно-правовым документам по карабахскому урегулированию, прежде всего резолюциям Совета Безопасности ООН, предусматривающим безоговорочный вывод армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана.

В отличие от азербайджанской, армянская позиция (несмотря даже на все "принципиальные" потуги Пашиняна) не имеет под собой столь внушительной политико-правовой опоры. Поэтому Ереван и провоцирует эскалацию с сопутствующей ей попыткой «перевести стрелки» на Азербайджан и доказать мировому сообществу необходимость "внедрения механизмов предотвращения инцидентов".

В условиях, когда Пашинян оказался заложником собственного популизма и на "поле" карабахского урегулирования, идея «внедрения механизмов» представляется ему своего рода спасительной отдушиной. Однако ничтожность подобных надежд армянского руководства, равно как и бесперспективность его попыток добиться "внедрения механизмов" вне решения фундаментальных вопросов урегулирования», налицо. 

Поскольку главной "угрозой региональной безопасности и миру" является именно осуществляемая Арменией оккупация международно-признанных территорий Азербайджана. А вооруженные инциденты, снайперские перестрелки и другие факты нарушения режима прекращения огня - есть лишь следствие оккупационной реальности.

Таким образом, Пашиняну, столь усердно, но безуспешно умничающему на просторах озвучивания угодных армянским оккупантам "принципов" и, главное, пытающемуся актуализировать идею «внедрения международных механизмов снижения рисков», придется вновь смириться с тем, что вооруженные инциденты на границе и линии соприкосновения войск никогда не дадут Армении ожидаемого ею эффекта. Провокационные действия страны-агрессора наносят непоправимый ущерб мирному процессу, а значит - лишь приближают начало Азербайджаном освободительной войны, одно упоминание о возможности которой ввергает Армению в страх и трепет.

Натиг Назимоглу

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Война