марта
2019
10:12
73
43
1953
Virtual karabakh

Эксперт: Азербайджан заинтересован в транзите китайских товаров

1 марта, 2019
10:12
1953

Эксперт: Азербайджан заинтересован в транзите китайских товаров

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Центральная Азия является одним из важнейших в плане геополитических интересов России, Китая и, естественно, США регионов. Каждый из этих геополитических акторов по-своему пытается усиливать влияние и присутствие на данной территории. Если же проанализировать политику этих стран, то можно заметить попытки вести сбалансированную политику.

Но, как показывают последние события, данный регион все больше попадает под влияние Китая. О том, как Китай пытается усилить свое влияние в Центральной Азии, а также о том, как это будет влиять на Азербайджан, рассказал Oxu.Аz российский эксперт по Центральной Азии Павел Зарифуллин.

- Сегодня Китай проводит активную политику в Центральной Азии. Как вы считаете, возможны ли тут столкновения интересов Москвы и Пекина?

- Сегодня Китай проводит активную инвестиционную политику в Центральноазиатском регионе и не только. Россия в настоящее время не может конкурировать с Поднебесной в вопросах инвестирования по многим причинам. Это и мировой экономический кризис, и санкции, и замедление экономического роста в самой России. РФ сегодня утрачивает свои позиции в Центральноазиатском регионе. Экономика страны дает сбой.

Здесь уместно было бы вспомнить Маркса, который утверждал, что политика является надстройкой над экономикой и носит причинно-следственную связь, где экономика является причиной, а политика уже следствием. Политические интересы общества всегда определяются экономической составляющей. Кто-то борется за повышение зарплат, пособий и т.д., а кто-то - за отчуждение частной собственности, национализацию крупной добывающей промышленности. И вследствие различий политические партии уже на политической арене борются за победу своей программы и осуществление требований, в том числе и экономических.

Россия сегодня сдает экономические позиции в центральноазиатских государствах и, как следствие, утрачивает политические. В данной ситуации говорить о сталкивании интересов Москвы и Пекина не приходится. Россия терпит поражение по всем направлениям.

- Как отмечали разные эксперты, Китай берет регион в первую очередь своими инвестициями. Как он представлен в финансовой жизни центральноазиатских стран и насколько это опасно для России?

- Внешний долг центральноазиатских государств Китаю говорит сам за себя. В Кыргызстане он составляет 1,7 млрд долларов, или около 40% от всего государственного внешнего долга. В Таджикистане - 1,2 млрд долларов, что составляет более половины всего объема внешнего долга. В Казахстане - 12,6 млрд долларов, или 7,36% от всего внешнего долга. Информация по внешнему долгу Туркменистана и Узбекистана Китаю отсутствует, но в 2016 году внешний долг Узбекистана достигал 16% от ВВП.

За 2017 год Туркменистан поставил Китаю свыше 30 млрд кубометров газа. Сколько еще лет ему предстоит отдавать Китаю весь добываемый газ в счет взятых кредитов - неизвестно. Туркменистан относится к одной из трех центральноазиатских республик, где «китайцы заняли доминирующие позиции по ряду экономических и финансовых параметров» наряду с Таджикистаном и Кыргызстаном. Кроме экспорта природного газа в КНР и предоставленных ссуд, других доходов у Туркменистана нет. Однако закрытость экономики страны затрудняет оценку долговых рисков.

Китай предоставляет странам Центральной Азии кредиты с низкими процентными ставками - это около 2% годовых, но и этого хватает, чтобы лишиться своего суверенитета. Пекин выдает кредит на зарубежные проекты с условием привлечения китайских подрядчиков, рабочей силы, технологий и бизнеса. В основном они идут на строительство и реконструкцию автомобильных и железных дорог, энергетических объектов.

- Как вы оцениваете проект Пекина «Великий Шелковый путь», который также проходит через Азербайджан?

- Сегодня инвестиционная экспансия Китая направлена только на экономическое развитие своей страны, обеспечение рабочими местами своих граждан, предоставление бизнес-сообществу Китая широких возможностей. Поэтому проект «Великий Шелковый путь» нужно рассматривать только в этом плане. Издавна торговые маршруты «Великого Шелкового пути» неизменно проходили через Азербайджан. Он был «воротами» между Китаем и Европой.

Раньше этот путь называли «Страбонский». Это был наиболее безопасный путь. На сегодняшний день «Великий Шелковый путь» в Азербайджане уже не будет играть той большой роли для развития городов и поселений в местах, где он будет проходить, но, как и ранее, это будет самый безопасный отрезок пути. Азербайджан заинтересован в увеличении транзита китайских товаров через свою территорию в Европу. Но проблема заключается в обеспечении транзита на начальном этапе проекта, без которого не будет «Великого Шелкового пути».

В свою очередь мы, как эксперты-евразийцы, хотели бы пожелать братскому Азербайджану внимательно изучить опыт сотрудничества Китая со странами Центральной Азии, не повторить их ошибок, предотвратить закабаление страны отнюдь не «добренькими» китайскими инвесторами.

Тысячу раз все взвесить, потому что на кону не только наше будущее, но и будущее наших потомков. Жить ли им в формате китайских проектов и кредитов или все же на своей земле по своим законам? Китай часто именуют «золотым и мудрым драконом». Однако мы отлично знаем, что у драконов бывает и иной - алчный и жестокий лик. Потому руководство и общество Азербайджана должны внимательно и со всей ответственностью подойти к глобальным китайским проектам.

Р.Г.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела В мире