19 
апр.
2019
16:20
81
93
5225
Virtual karabakh

Не хочет армянская молодежь оказаться на передовой - МНЕНИЕ

19 апр., 2019
16:20
5225

Не хочет армянская молодежь оказаться на передовой - МНЕНИЕ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Несмотря на то, что на встрече в Вене Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна прозвучали положительные заявления, министр обороны Армении Давид Тоноян отличился весьма радикальной риторикой. К ним можно относиться по-разному, но то, что они не совпадают с теми, что говорит Пашинян, - это точно.

О том, как развивается переговорный процесс, почему такие заявления делает глава Минобороны Армении, рассказал в интервью Oxu.Аz главный эксперт Американо-Азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексей Синицын.

- В Армении и Азербайджане широко обсуждаются последние агрессивные заявления министра обороны Армении Давида Тонояна о возможном захвате новых азербайджанских территорий, которые были демонстративно поддержаны премьер-министром Николом Пашиняном. Кажется, агрессивная риторика армянского руководства и СМИ достигла своего предела. Но что в реальности стоит за этими заявлениями? Каков сегодня боевой потенциал армянской армии?

- Эта риторика Тонояна должна убедить всех, и прежде всего Азербайджан, что под заявлениями министра кроется какое-то концептуальное обоснование. Поэтому армянские и проармянские эксперты сейчас дружно утверждают, что события последних пяти лет, включая, конечно, апрельскую войну, «привели к серьезнейшему пересмотру военной доктрины». А Тоноян «впервые на министерском уровне сформулировал новые задачи, стоящие перед армянской армией».

Во всяком случае, так утверждает популярный в Армении аналитик и либеральный политик Сафарян, если угодно по имени-отчеству, то - Степа Сережаевич. Именно ему Минобороны Армении доверило приоткрыть завесу наполеоновских планов Тонояна. И Сафарян приоткрыл, наворотив, как армянам кажется, нечто очень таинственное, изящное и пугающее противника.  

Впрочем, судите сами. «Что касается концепции, то Армения руководствуется концептом стратегической обороны, которая является совмещением обороны и контрнаступления. Тоноян не называет это стратегической обороной, но именно она несет в себе подготовку к контрнаступлению», - вещает Сафарян.

Что скрывается за местоимениями «это» и «она»?  Может быть, пресловутый концепт? Но концепт - это инновационная и конструктивная идея. Как Тоноян нашел ее в таком виде военных действий, как стратегическая оборона, которая известна еще с античных времен, Сафарян не сказал. Он и не мог этого сделать, потому что кроме наукообразной ерунды новый армянский стратег Давид Тоноян ничего интересного явить миру не мог. Но сигнал нам ясен - армяне готовятся наступать.

- Но ведь для наступления необходимо накопить ресурсы, прежде всего человеческие. Разве проблему нехватки личного состава армянам удалось решить?

- Конечно, нет. Я не буду распространяться на тему уклонистов, бегущих от воинской службы, демографических проблем Армении и пр. Все это хорошо известно. Поговорим о провальных попытках армянского военного руководства спасти ситуацию. В свое время, при бывшем министре обороны Сейране Оганяне, была принята программа «Иди в армию», чтобы привлечь молодежь армянской диаспоры к службе в вооруженных силах Армении. Было много шума, речей, активистов молодежных организаций диаспоры принимали в самых высоких кабинетах, но… программа провалилась. Зарубежным армянам предлагалось хотя бы две недели «прослужить» в одной из воинских частей, но желающих не нашлось.          

Особые усилия прилагались к тому, чтобы привлечь в армию армян из России. Кстати, в Армении, где и власти, и общество поражены тяжелой русофобией, официально утвержден текст присяги на русском языке. Как раз для российских армян. Только фраза из армянского текста присяги «Вступая в ряды вооруженных сил Республики Армения» в русском варианте превратилась во: «Вступая в ряды вооруженных сил Нагорно-Карабахской Республики».

Какие-то люди из ближнего зарубежья в Армению все-таки приезжали. Но чувство патриотизма здесь совершенно ни при чем. Руководствовались новые «защитники Карабаха», скорее, криминальными мотивами - где-то надо было отсидеться, от кого-то спрятаться.

- Полтора года назад в Армении помпезно принимались общенациональные программы Минобороны: для студентов - «Честь имею», а для призывников -  «Это я». Они что, не помогли привлечь молодежь в армию?

- На мой взгляд, в этих программах было рациональное зерно. Призывникам предлагалось служить три года по смешано-контрактному типу. Какое-то время солдат должен был находиться в резервной части, какое-то - на передовой, но семь месяцев - дома, в оплачиваемом отпуске. На эту программу записалось всего… 70 человек.

Так даже боевое дежурство организовать невозможно. Никто же не будет переправлять одного-двух солдат с позиций в резерв и обратно. Слишком дорогое удовольствие. Кратко резюмируем: не хочет армянская молодежь оказаться на передовой. Думаю, что перспектива большого наступления это желание тем более не укрепит.

Примерно столько же человек, а это студенты, записались в программу «Честь имею». Они, учась на бакалавра, должны были проходить военные курсы и идти на службу уже в звании лейтенанта. Как видите, не хотят. Даже обещание дальнейшего гарантированного и оплачиваемого обучения в магистратуре их не прельстило. Вообще-то, с офицерским корпусом у армян очень серьезные проблемы.

- Вы имеете в виду крайне напряженные отношения Пашиняна и его команды со старыми офицерскими кадрами, связанными с «карабахским кланом»?

- Безусловно. Со времен апрельской войны в Армении уже трижды поменялось высшее руководство Минобороны и Генштаба. А сейчас Пашинян готовит новую волну чисток в вооруженных силах. Я уже говорил в СМИ, что сигналом к ней стала статья консультанта Агентства международного развития (USAID) Рея Сальваторе Дженнигса о необходимости увеличения помощи постреволюционной Армении. Автор дал армянскому премьеру неожиданный совет: «В первую очередь надо отстранить силовиков или возбудить против них уголовные дела».

У Дженнигса очень быстро появились последователи. Среди них был и «рупор» пашиняновской пропаганды, вскормленный на гранты Сороса «правозащитник» Артур Сакунц. Его очень волнуют итоги апрельской войны, поэтому он обещает: «С точки зрения выявления обстоятельств смертей, поставки боеприпасов, продуктов питания, технических средств, медицинского обслуживания и обеспечения обязательно будет проведено расследование».

Сейчас все «либералы» Пашиняна ждут, как охотничьи псы, команду «Ату!», введения т.н. «переходного правосудия» для расправы со всеми своими противниками. Столь странное «правосудие» - любимое, но еще не рожденное детище премьера. На мой взгляд, это будет нечто вроде узаконенной внесудебной расправы.

Во всяком случае, армянское «переходное правосудие» подразумевает «презумпцию вины» или применение механизма конфискации имущества без обвинительного судебного заключения. Сакунц уже поспешил сообщить, что «в переходное правосудие умещаются также события апрельской войны». Так что в армянской армии еще слетит не одна офицерская голова.

Р.Г.

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика