февр.
2023
10:14
47
4
2227
Virtual karabakh

Выборы в Турции и консенсус по теме отношений с Азербайджаном - ИНТЕРВЬЮ

1 февр., 2023
10:14
2227

Выборы в Турции и консенсус по теме отношений с Азербайджаном - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Объединенная турецкая оппозиция - блок из шести партий - 13 февраля должна определиться со своим кандидатом на президентских выборах, которые пройдут 14 мая. Об этом сообщил председатель Народно-республиканской партии (CHP) Кемаль Кылычдароглу, являющийся одним из лидеров оппозиции. Кроме того, будет обнародован предвыборный манифест, состоящий из 200 страниц.

Между тем, согласно последним опросам в Турции, среди кандидатов от оппозиции шансы победить Реджепа Тайипа Эрдогана есть только у мэра Анкары Мансура Яваша. Остальные претенденты от оппозиции - Экрем Имамоглу и Кемаль Кылычдароглу проиграют действующему президенту в первом туре. При этом с наибольшим отрывом (54,7% против 43,3%) Эрдоган выигрывает у Кылычдароглу.

Избирательную кампании и предвыборную ситуацию в Турецкой Республике для Oxu.Az сегодня комментирует политолог, эксперт по Турции, автор Telegram-канала "Турция - это" Иван Стародубцев.

- У турецкой оппозиции есть три основных лидера, и один из них может стать кандидатом в президенты. Это Мансур Яваш, Экрем Имамоглу и Кемаль Кылычдароглу. Кого, на ваш взгляд, в итоге выдвинут? Некоторые опросы показывают, что у Мансура Яваша больше шансов успешно выступить на выборах.

- Я думаю, что будет большим сюрпризом, если кандидатом от оппозиции станет не Кылычдароглу. Он является наиболее консенсусной фигурой, приемлемой для всех участников "шестипартийной оппозиции". Да, Мансур Яваш - серьезный политик, пользуется популярностью у населения, но я не думаю, что его примут все пять партнеров Народно-республиканской партии (CHP).

- А не связано ли это с желанием оппозиции заручиться поддержкой условно прокурдской Демократической партии народов (HDP), которая, мягко говоря, не очень одобрительно относится к Мансуру Явашу?

- Да, этот фактор присутствует. Несмотря на то, что Мансур Яваш входит в Народно-республиканскую партию, все помнят, что он выходец из Партии националистического движения (MHP). Поэтому избиратели от Демократической партии народов не хотели бы видеть его в качестве кандидата в президенты. В этом смысле Кемаль Кылычдароглу выглядит гораздо более толерантным по отношению к национальным меньшинствам.

- Раз уж мы плавно подошли к партии HDP, то не могу не спросить про отличие позиций этой политической силы от других в вопросе поддержки Азербайджана. Все турецкие партии поддерживают Азербайджанскую Республику, но, как считается, есть исключение в виде прокурдской HDP, которая не выражает своих симпатий к Азербайджану, хотя резко не критикует, понимая, что за нее голосуют и турки, придерживающиеся левых взглядов. Действительно ли это так? И насколько для HDP неприемлема позиция президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который полностью поддерживает Азербайджан во всех вопросах?

- Это вопрос приоритетов. Никто из оппозиции не скажет, что они против дальнейшего укрепления отношений с Баку. Азербайджан воспринимается в Турции точно в соответствии со слоганом "Один народ - два государства". Другое дело, что, как я уже сказал, у разных политических сил могут быть различные приоритеты. Та же оппозиция оглядывается на Запад, США и Евросоюз. Приоритетом Реджепа Тайипа Эрдогана является укрепление Организации тюркских государств и усиление турецко-азербайджанской оси. Приоритетом у прокурдской партии является свой узкий национальный интерес, они хотят получить более широкую автономию, а Азербайджан вне периметра их внимания. Но в целом в Турции есть консенсус по теме отношений с Азербайджаном - их надо укреплять.

- Понятно, что на любых выборах главная тема - это внутренняя политика, экономика. Но есть ли какие-то внешние темы, которые могут повлиять на выбор избирателей?

- Если бы политики знали ответ на этот вопрос, то было бы проще (улыбается - ред.). Что победит - условный "холодильник" или геополитика? С одной стороны, есть экономическая повестка, которая влияет на электорат, а с другой - внешнеполитическая повестка Турции, отягощенная событиями на международной арене. Оппозиция говорит: мы дадим вам благосостояние. Действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган говорит: с благосостоянием мы тоже разберемся, но сейчас мы даем вам суверенитет и национальную гордость. Что из этого одержит верх, не знает никто.

- Но все-таки, если точечно пройтись по внешнеполитическим темам, что окажется на первом месте?

- Фактор номер один в международной политике для Турции, судя по всему, борьба с Рабочей партией Курдистана (PKK). Это угроза национальной безопасности, и по этому вопросу в Турции есть такой же консенсус, как и в вопросе укрепления отношений с Азербайджаном. Противодействие PKK - это то, на что будут обращать внимание избиратели. Есть вопрос сирийских беженцев, люди обращают внимание на то, что будет твориться в турецко-сирийском приграничье. Сейчас в повестку дня еще ворвались эти безобразия с сожжением Корана в европейских странах, которые все политические силы осуждают.

- Судя по исследованиям общественного мнения, публикациям в прессе, позиции президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его партии АКР ближе к выборам стали укрепляться. Это так?

- Это верно только наполовину, в той части, которая касается Реджепа Тайипа Эрдогана. У него действительно резко укрепились позиции. В принципе, в политическое межсезонье нормально было терять какие-то очки, мог снижаться уровень популярности. Форму надо набирать к выборам, что всегда и делает Эрдоган. А вот рейтинги Партии справедливости и развития (АКР) и ее союзника по коалиции Партии националистического движения (MHP) не позволяют им претендовать на большинство в Великом национальном собрании Турции. По разным оценкам, правящий блок сейчас может получить 40-45% в парламенте, а это может создать проблему после выборов.

- Почему? Ведь Турция - это президентская республика, пост президента важнее. Да и 40-45% в парламенте - это очень даже неплохо…

- Президент является председателем правящей партии, так что большинство АКР в парламенте было бы очень важным. Отсутствие этого большинства даже в условиях суперпрезидентской республики может создать проблемы, ведь придется по каждому законодательному акту долго договариваться с оппозицией.

- Давайте вернемся к опросам общественного мнения в Турции, которые показывают, что только у Мансура Яваша есть шансы победить Реджепа Тайипа Эрдогана. А вот Кемаль Кылычдароглу разгромно проигрывает действующему президенту Турции. Получается, что Кылычдароглу, которого, как вы сказали, скорее всего и выдвинет оппозиция, самый выгодный соперник для Эрдогана. Опросы это показывают, но почему оппозиция не понимает?

- Действительно, похоже на то, что Кемаль Кылычдароглу по рейтингам и предпочтениям турецких избирателей уступает и Мансуру Явашу, и Экрему Имамоглу. Но он устраивает своих партнеров по оппозиционному блоку, которые думают, что он не будет пользоваться своими суперпрезидентскими полномочиями в случае победы, да и во время так называемого перехода от президентской к парламентской республике. Отдельный вопрос: как они собираются этот переходный период обеспечивать? И удастся ли это сделать за одну каденцию? Я в этом сильно сомневаюсь.

- Возвращаясь к шансам на победу на президентских выборах. Конечно, до выборов еще три с половиной месяца, многое может измениться, но кого бы вы назвали фаворитом президентской гонки?

- Если посмотреть на историю рейтингов Реджепа Тайипа Эрдогана, то он всегда в последние месяцы и недели перед выборами набирает популярность. Смотреть надо в моменте. Я могу оперировать только своим собственным ощущением: Эрдоган сейчас лидирует в президентской гонке.

Наир Алиев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика