марта
2023
10:24
43
5
1606
Virtual karabakh

Милан Лазович: Можно проводить некие параллели между Косово и Карабахом - ИНТЕРВЬЮ

3 марта, 2023
10:24
1606

Милан Лазович: Можно проводить некие параллели между Косово и Карабахом - ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Перед началом саммита Контактной группы Движения неприсоединения, который вчера прошел в Баку, президенты Сербии и Азербайджана Александр Вучич и Ильхам Алиев провели телефонный разговор. Сербский лидер сообщил, что из-за переговоров вокруг косовского кризиса не сможет приехать в столицу Азербайджана. На бакинском саммите Сербию представлял министр иностранных дел Ивица Дачич.

При этом известно, что Движение неприсоединения для Сербии важная организация еще со времен бывшей Югославии. И должно было случиться что-то очень важное, чтобы Александр Вучич не смог приехать в Азербайджан. Что же происходит сейчас в Сербии, признает ли Белград независимость Косова, и чего добивается Евросоюз от сербской стороны? Об этом Oxu.Az рассказывает программный координатор Российского совета по международным делам Милан Лазович:

- Конечно, Движение неприсоединения имеет значение для властей Сербии. Однако сейчас Александр Вучич находится в сложной внешне- и внутриполитической ситуации. Президент Сербии испытывает серьезное давление, которое касается не только косовского вопроса. ЕС сейчас хочет как можно быстрее подтолкнуть Сербию к признанию Косова де-факто (про де-юре не говорится) и увязать тему Косова с присоединением Белграда к антироссийским санкциям, чтобы не замораживать "европейский путь" Сербии.

Кроме того, Вучич испытывает давление внутри страны, ведь население, политические партии остро реагируют на все, что связано с Косовом. От сербского президента требуют твердых обещаний не идти на уступки. Александр Вучич очень озабочен этими вопросами, поэтому и не смог поехать в Баку.

- Кстати говоря, президенты Азербайджана и Сербии в телефонном разговоре обсудили и двусторонние вопросы. Сообщалось об обмене мнениями, связанными с энергетическим сектором, а также по другим вопросам...

- В последнее время действительно наблюдается интенсификация двусторонних отношений. Абсолютно точно, что для Сербии Азербайджан является важным партнером и в вопросах энергетики - это вообще ключевой момент, и по теме поддержки территориальной целостности. По второму пункту можно даже проводить некие параллели между Косовом и Карабахом. Есть сотрудничество в сфере туризма и общие внешнеполитические взгляды, касающиеся многовекторности.

- Давайте внесем ясность в вопрос Косова. Было заявление верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля по итогам встречи в Брюсселе с президентом Сербии Александром Вучичем и премьер-министром Косова Альбином Курти, согласно которому Сербия и частично признанное Косово поддержали предложенное ЕС соглашение "О пути к нормализации отношений" (речь о фактическом признании независимости Косово - ред.), правда, нужны будут дополнительные переговоры в марте. Затем Вучич заявил, что не признал Косово, не открыл этой сербской автономии путь в ООН и соглашение не подписано. Что сейчас происходит?

- Это попытки официального Белграда как-то балансировать, хотя многовекторность Сербии дается очень нелегко. На самом деле Александр Вучич соглашается на эти переговоры не из большого желания. Он просто вынужден принимать в них участие, чтобы показать Западу свою готовность решить вопрос и т.д. На встрече в Брюсселе в конце февраля стороны договорились об упрощенном посещении территорий друг друга по внутренним паспортам. В плане по урегулированию был пункт, согласно которому Сербия должна дать добро на членство Косова в международных организациях, прежде всего в ООН. Де-юре это не будет официальным признанием, но если Косово станет членом ООН, то получается, что Белград все-таки признает независимость этой территории. Это очень острый вопрос, и официально Вучич не дал добро на это, хотя на него сильно давили. Так что сторонам не удалось договориться.

Более того, после встречи Александр Вучич заявил, что, пока он президент, никакой капитуляции не будет, Косово не будет признано, как и не будет согласия Белграда на членство в ООН (этой автономии Сербии - ред.). Сербский президент вынужден делать разные заявления, направленные как на внутреннюю, так и на внешнюю аудитории. На переговорах с европейцами он старается показать, что страна открыта к диалогу, но не готова дать официальное согласие на де-факто признание. Кстати, от Приштины требуют запустить создание сербских муниципалитетов, и это было обязательство Косова, принятое еще в 2013 году. Но на это косовские албанцы не идут.

Сейчас стороны договорились, что необходимы дополнительные переговоры. Встреча, предварительно, назначена на 18 марта.

- Правильно ли я понимаю, что ЕС обещает Сербии теоретическое членство в Евросоюзе в обмен на отказ от своей территориальной целостности? Кстати, еще в конце января появилась новость агентства Bloomberg, которое ссылалось на опрос Министерства евроинтеграции Сербии. Так вот, выяснилось, что уменьшается число сербов, которые поддерживают идею вступления в Европейский союз, их уже заметно меньше половины - 43%.

- Все верно. В конце прошлого года серьезно понизился процент сербов, одобряющих вступление страны ЕС. Внутри Сербии есть большое разочарование, и связано оно как с косовским вопросом, так и с требованием присоединиться к антироссийским санкциям. А давление и по Косово, и по санкциям против РФ на Белград идет очень сильное.

В то же время стоит отметить, что ЕС много инвестирует в Сербию. Последний транш вообще был безвозмездным. Так что Белград всячески хотят заманить в Евросоюз, но при этом требуют признания Косова хотя бы де-факто и введения антироссийских санкций.

- Но если Белград выберет территориальную целостность, а не обещания о членстве в ЕС, то что будет? Война? Но Сербия сейчас достаточно слабая страна.

- Да, Сербия к военной кампании не готова, к тому же будут последствия в виде санкций. Страна не сможет устоять, находясь в окружении стран ЕС и НАТО, нет выхода к морю. Это будет означать изоляцию. Находясь в таком сложном геополитическом положении, Сербии, как я говорил, очень непросто проводить многовекторную политику, хотя в последние несколько лет это как-то удавалось. Сейчас ситуация дошла до некой критической точки. Возможно, Сербии придется присоединиться к антироссийским санкциям, пусть и в каком-то усеченном варианте. А если говорить о Косове, то переговоры, скорее всего, будут всячески затягиваться, причем обеими сторонами. 

Наир Алиев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика